Найдите в тексте черты публицистического и художественного стиля.

Ташкент сохранил от прошлого мало. Две тысячи лет он был глиняным городом, размывался водой, развеивался ветром и строился вновь из той же глины. Каждое столетие он умирал, превращаясь в тонкий пласт почвы, умирал легко и прилежно, как умирают деревенские старики в фильмах Довженко – под стук падающих в саду яблок. Город уходил в небытие, не оставив ни башен, ни брусчатки средневековых мостовых, – очевидно, истории безразлично, на какой сцене разыгрывается ее действие – каменной или глиняной. Хроника Ташкента спрессована, и, чтобы разобраться в ней, археологи закладывают шурфы. В этих колодцах персиковая косточка восьмого века лежит на сорок сантиметров ниже украшенного бриллиантами кинжала семнадцатого века; неглубокий ташкентский метрополитен, в сущности, проложен вдоль городской истории.

Мне повезло. Несколько лет я прожил в чреве Ташкента. Мы с матерью переселились в дом Рахима-ака, нам выделили одну комнату, а всего в доме их было две, разделенных крошечным коридорчиком. И вот я оказался в лоне узбекской семьи, я был принят в нее. Я был мальчиком Рахима и вместе с ним ел шавлю, в которой плавал вышибавший пот красный стручковый перец (Из журналов).

- Выпишите из текста типичные обороты публицистического стиля, а также просторечные выражения. Передайте содержание в разговорном стиле в виде диалога.

Обновка

Появление овального павильона в автобусной остановке возле университета отметили все. Как сообщил первый зам. Главы городской администрации Михаил Скибарь, стоит такой «кристалл палас» 60 миллионов.

Более чем прилично, если учесть, что 20 миллионов стоит троллейбус. Впрочем, с пуском троллейбусной линии новинка связана слабо: такой же павильон будет установлен и возле универмага «Русь», мимо которого пока «рогатый» не идет. Город вообще начинает благоустраивать остановки. Там и сям в ближайшее время пустят корни павильончики подешевле – по 35 миллионов штучка. В этих восьмигранниках будет оргстекла поменьше, алюминия побольше.

Кстати, М. Скибарь подтвердил, что при большом желании разбить стекло труда не составит. Впрочем, тревогу вызывают и возможные попытки заклеить красоту объявлениями о продаже телки или о репетиторстве. Просьба: будьте благоразумны, не дырявьте бюджет города.

Впрочем, в ближайшее время о сохранности обновок будет кому позаботиться. Решено сдавать их в аренду под киоски. Тем, у кого чешутся руки, арендаторы их так почешут… На павильон возле НовГУ, например, уже претендует фирма «Рогалик-М».

Изготовлены павильоны на питерском заводе алюминиевых конструкций. Ожидается продолжение сотрудничества с питерцами: городским властям приглянулись легкие и изящные конструкции, которые, будучи прилажены, например, к глухой стене дома, станут каркасом кафе (Из газет).

Темы и задания домашних контрольных работ.


Вариант № 1. Норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка

План:
1.Современный русский язык .
2. Нормы литературного языка, их виды.

Задание:
Составьте и запишите развернутую таблицу видов норм современного русского литературного языка.

Вариант № 2. Функциональные стили современного русского литературного языка


План:

1. Формы существования русского литературного языка.
2. Предмет и задача стилистики. Понятие стиля.
3. Функциональные стили современного русского литературного языка.

Задание:
Составить сводную таблицу с указанием дифференциальных признаков функциональных стилей (сфера общения, основные функции, подстили, основные жанровые разновидности, стилеобразующие черты, общие языковые особенности).


Вариант № 3.Особенности научного стиля современного русского литературного языка

План:

1.Научный стиль речи.
2.Лексика научного стиля.
3.Грамматика научного стиля.
4. Синтаксис научного стиля.

Задание:

Составить сводную таблицу с указанием основных признаков научного стиля современного русского литературного языка.

Вариант № 4. Официально-деловой стиль речи, сферы его функционирования

План:

  1. Основные жанры официально-делового стиля.
  2. Языковые особенности текстов официально-делового стиля.

Задание:
Составьте несколько деловых бумаг различного характера: заявление о приеме на работу ( на курсы), заявку на посещение выставки ( в музее, картинной галерее), или на организацию экскурсии; доверенность на получение книг для колледжной библиотеки из магазина.


Вариант № 5. Публицистический стиль, сферы его функционирования.

План:

1.Языковые и речевые особенности публицистического стиля.
2.Устная публичная речь.
3.Правила построения публичного выступления.

Задание:
Напишите текст публичного выступления на одну из тем: « Труд – это потребность»; «Как найти себя»; «Что важнее: как жить или для чего жить».


Вариант № 6. Разговорная разновидность литературного языка, его формы.

План:

1.Особенности разговорного стиля речи.
2. Речевые жанры разговорного стиля.


Задание:
Найдите в тексте канцеляризмы и замените их словами разговорного стиля, запишите отредактированный вариант текста. Правильно расставьте знаки препинания.

Осуществив возвращение, домой со службы, я проделал определённую работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлёпанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд ответственных мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметания пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент своего законного права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как-то: совести, порядочности, стыда и проч., причём как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было преступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Вариант №7. Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка


План:
1. Лексические нормы русского литературного языка.

2.Фразеологические нормы русского литературного языка.


Задание:
1.Найдите искажения в связи с употреблением фразеологизмов, исправьте их.

1. Если давать всем сестрам по серьгам, распределение электроэнергии будет несправедливым. 2. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. 3. На открытии нового телецентра его директор удовлетворённо заявил, что в полку журналистов прибыло. 4. Вольно - невольно кредиты пришлось возвращать. 5. Коммерческих магазинов сейчас прудом пруди. 6. Когда я узнал, что в здании сохранят булочную, у меня душа отлегла. Что тут греха скрывать, деньги, посланные по почте, идут долго. 7. Скрепя душу, мы собрали вещи и тронулись в дорогу. 8. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 9. Мы за нашим директором как за каменной спиной.

  1. Найдите в произведениях художественной литературы (стихи, проза) и запишите примеры использования: а) антонимов; б) антитезы; в) оксюморона. Укажите, что хотел сказать автор, используя выразительные средства языка.


Вариант № 8.Лингвистика текста.

План:

1. Признаки текста.

2. Тематическое ядро текста.


Задание:

Проведите работу с текстом о жизненном пути любого писателя
(законченный отрывок (1 – 2 страницы): а) выявите в отрывке признаки текста, его тему и основную мысль; б) выделите микротексты и ключевые слова, составьте план.

Задания для самостоятельной работы:

1.Проанализировать подобранные фразеологизмы со словом «язык», составить предложения.

2.Проанализировать различные тексты с точки зрения принадлежности к определенному стилю речи.

3.Проанализировать фразеологический словарь, расклассифицировать фразеологизмы по темам.

4.Разработать памятки для фонетического анализа.

5. Работа по перечню вопросов.

6.Исследовательские задания по морфемике, словообразованию.

7. Подготовка презентаций, рефератов, докладов, сообщений.

Список литературы:

Основные источники:

1. Блинов, Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителя. [Текст] / Г.И. Блинов. – М., 2012.

2. Введенская, Л.А. Культура речи. Для студентов колледжа [Текст] / Л.А. Введенская. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

3. Воробьева, К.В., Сергеева, Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. [Текст] / К.В. Воробьева, Е.В. Сергеева. –Спб.: Издательство «Согоз», 2011год.

4. Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка. [Текст] / К.С. Горбачевич. –М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Баранов, М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. [Текст] / М.Т. Баранов. – М., 2013.

2. Б.Н. Головин. Основы культуры речи: Учебник для вузов. [Текст] / –М., 2011год.

3. В.Ф. Греков и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. [Текст] / –М., 2015.

4. Жуков, В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. [Текст] / В.П. Жуков –М., 2012.

5. Калгонова, Т.А. Соглашение различных жанров в старших классах. [Текст] / Т.А. Калгонова. –М., 2015 год.

6. Т.А. Костяева. Тесты, проверочная и контрольная работа по русскому языку. –М., 2014 год.

7. Культура русской речи [Текст] /под ред. проф. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. –М., 2012.

8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. [Текст] –М., 2014год.

9. Словари: толковые, фразеологические, орфографические, этимологические, орфоэпические, словообразовательные и др (любых изданий).

10. Лингвистические справочники (любое издание).

Наши рекомендации