Упражнения для усовершенствования голоса

В вокально-техническом смысле никаких особых специальных вокальных упражнений для взрослых и упражнений для детей не существует, так как не существует никакой отдельной специально детской или взрослой музыкальной системы. А именно, и для взрослых и для детей одинаковы:

− музыкальный звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си с диезами и бемолями);

− ритмическая структура музыки (целые, половинные, четвертные, пунктирный ритм, синкопа, двудольность, трёхдольность и т.д.);

− виды вокальной техники (легато, стаккато, портаменто, беглость, кантилена, трель, филировка и т.д.);

− мелодика упражнений (гаммы, арпеджио);

− речевые проблемы (языки те же, чаще всего, русский, итальянский, немецкий, английский, французский, латынь);

− набор особо полезных для постановки голоса звуков речи тот же (гласные, согласные и слоги, например, а-а-а, э-э-э, и-и-и, о-о-о, у-у-у, м-м-м, йо-о-о, ми-и-и, ды-ы-ы, ля-а-а, на-а-а, рэ-э-эй, и т.п.) и т.д.

В вокальной педагогике до сего времени является спорным вопрос о музыкальном материале, на котором должны строиться упражнения и формироваться навыки. В певческой практике широкое применение получил музыкальный материал, лишённый образного содержания (гаммы, отрезки звукоряда, арпеджио, трезвучия), а также попевки (небольшие, несложные песни или отдельные фразы из вокальных произведений).

Использование гамм, трезвучий, мажорного и минорного звукоряда не лишено основания.

Во-первых, трезвучия и движение по отдельным отрезкам звукоряда – наиболее типичные обороты, встречающиеся в песнях. Поэтому вокалисты должны уметь правильно и чисто петь мажорный и минорный звукоряды, их отдельные отрезки и ступени. Упражнения на этом музыкальном материале, развивая ладовое чувство, способствуют лучшему усвоению песенного репертуара.

Во-вторых, они удобны в вокальном отношении (особенно пение звукоряда в нисходящем направлении). Большие скачки, требующие резкой перестройки голосового аппарата, трудны для исполнения. Основоположник русской вокальной школыМ. И. Глинка, говоря о необходимости «уравнять все ноты», писал о значении упражнений, основанных на восходящих и нисходящих звукорядах: «Эти гаммы уравняют голос так, что при пении мотива ни одна нота не вскрикнет, а все будут равны…»

В предлагаемых ниже упражнениях все указания приводятся по автографу М. И. Глинки.

Упражнения для усовершенствования голоса

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Упражнения для усовершенствования голоса - student2.ru

Данный музыкальный материал, являющийся обычно более простым по сравнению с песней, даёт возможность чётко выделять, фиксировать ту или иную техническую задачу и сосредоточивать на ней внимание участников коллектива.

Заключение

Вокальных упражнений существует великое множество. В каждой вокальной школе приводятся десятки и даже сотни упражнений. Все они имеют определённую конкретную педагогическую направленность, которая обычно указывается перед упражнением: например, «Упражнения подготовительные к трели», «Упражнения на форшлаги», «Упражнения для выравнивания гласных» и др. Часто сама фактура упражнения говорит о том, для какой цели оно предназначено.

Обычно сборники упражнений охватывают все виды вокальных движений, которые следует освоить в процессе обучения: гаммы, интервалы, арпеджио, пассажи, украшения и т.п., а также все виды вокализации: технику кантилены, технику беглости, филировку. Как правило, сборники упражнений содержат упражнения, расположенные в порядке возрастания их трудности, от самых лёгких до самых трудных, а виды техники даются в чередовании.

В каждом классе пения можно услышать типичные, относительно стандартные упражнения, но также можно встретить и группы специальных упражнений, специфических для метода данного педагога.

Конкретный подбор упражнений для начинающих зависит от метода, которым в основном пользуется тот или иной вокальный педагог, и от особенностей звучания голоса, его недостатков у ученика.

И системы упражнений, и требования к их исполнению в различных классах обычно сильно отличаются друг от друга, поэтому нет возможности их как-то описать и классифицировать. Тем не менее, в данной работе предложены упражнения, которые вне зависимости от метода педагога удовлетворяют некоторым общим требованиям. Упражнения взяты из практики современных педагогов и из существующих сборников упражнений. Предлагая эти упражнения, рассчитываем на их использование руководителями коллективов народного пения.

Список использованной литературы

1. Анисимов А. Дирижёр-хормейстер. Л.: Музыка, 1976. 160 с.

2. Витт Ф. Ф. Практические советы обучающимся пению / Под ред. Ю. А. Барсова. Л.: Музыка, 1968. 64 с.

3. Вокально-хоровые упражнения / Альбова Е., Шереметьева Н. М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1949. 36 с.

4. Вокальные упражнения для хоровых коллективов / Сапожников А., Трояновская А. М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1951. 76 с.

5. Вопросы вокальной педагогики / Под ред. В. Л. Чаплина. М.: Музыка, 1969. 232 с.

6. Глинка М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1951. 58 с.

7. Добровольская Н. Вокальные упражнения в хоре (вып. 2). М.: Музыка, 1965. 44 с.

8. Клубные вечера (вып. 15) / Под общей ред. А. Абрамского. М.: Советский композитор, 1982. 96 с.

9. Павлищева О. Методика постановки голоса. М., Л.: Музыка, 1964. 124 с.

10. Павлюченко С. Вокально-артикуляционные упражнения и этюды для певцов. М.: Музыка, 1968. 112 с.

11. Панофка Г. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. 216 с.

12. Пение и музыка / Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1953. 236 с.

13. Хоровой коллектив (Библиотека общественного руководителя художественной самодеятельности). М.: Профиздат, 1976. 56 с.

14. Школа хорового пения (вып. 1) / Бандина А., Попов В., Тихеева Л. М.: Музыка, 1981. 208 с.

15. Школа хорового пения (вып. 2) / Соколов В., Попов В., Абелян Л. М.: Музыка, 1971. 224 с.

16. http://www.vocalistica.ru

17. http://www.igraj-poj.narod.ru

18. http://vivaharmony.ru

19.http://corpuscul.net/shkola/postanovka-golosa/peneee/uprazhneniya/

20. http://osoznanie.org/1273-vokalnye-uprazhneniya.html

21. http://doc-market.com

22. http://corpuscul.net/shkola/postanovka-golosa/peneee/uprazhneniya/

23. http://muzruk.info/?p=36

24. http://vocalmechanika.ru

25. http://otherreferats.allbest.ru

26. http://corpuscul.net/shkola/postanovka-golosa/peneee/gigiena-i-rezhim-pevca/

27. http://www.21one.ru/stati/24-stati/589-uprazhneniya-dlya-razvitiya-vokala-golosa.html

28. http://www.guitarvocal.ru/vocal.html

«Вокальные упражнения и распевки

в работе с коллективом народного пения»

Редколлегия:

В.В. Полежаева, Я.М. Пилявская, Э.Ч. Юсубова, Е.Г. Шашуловская

Составитель:

А.Н. Михайлина

Техническая редакция:

Н.Е. Гончарова

Областной дом народного творчества

344019, г. Ростов-на-Дону, пл. К. Маркса, 5/1

(8 - 863) 280 - 00 - 36

e-mail:[email protected]

http://www/folkro.ru

[1] Бурдон (франц. bourdon, буквально – густой бас).

[2] Секвенция – это мелодический или гармонический оборот, исполненный на другой высоте, следующий непосредственно за первым проведением.

[3] Мульти – много.

[4] Приём «ската» голоса как средство выразительности довольно часто встречается в народном пении, особенно в конце песенных фраз. Интонация голоса как бы «скатывается», «скользит», глиссандо вниз. «Сбросить» интонируемый звук помогает эластичное дыхание.

Наши рекомендации