Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений
Связная речь это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Вопросами обучения связной речи занимались: Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.М.Леушина, М.М.Конина, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, Э.П.Короткова.
Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольника.
Предпосылки хорошей связной речи:
1. Дать детям общаться, выслушивать детей.
2. Хороший развитый словарь.
3. Грамматика.
4. Воспитание ЗКР.
5. Художественная литература.
Связная речь осуществляется в двух формах: диалог и монолог.
В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.
Пересказэто – сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.
Умения, необходимые для пересказа:
§ прослушать произведение, понять его основное содержание,
§ запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста,
§ осмысленно и связно передать текст.
Пересказ имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.
Принцип отбора литературных произведений для пересказа.
Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:
Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами.
1. Тексты должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.
2. Должны быть доступными по содержанию – в произведении должны быть понятные герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков.
3. Иметь четкую последовательность действий, не должно быть много описания.
4. Особое значение имеет динамичность сюжета – много глаголов, без сложных грамматических форм, разнообразные и точные определения, сравнения, желательно прямая речь.
Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, В. Осеевой, Н. Калининой и других.
Существуют разные виды пересказа.
1. Подробный или близкий к тексту;
2. Краткий или сжатый;
3. Выборочный;
4. С перестройкой текста (например, от лица героя. Мышка-норушка: «Бежала я как-то по полю и увидела теремок...»). Этот вид пересказа используется со старшей группы.
5. С творческими дополнениями (дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку произведения).
Требования к пересказу детей таковы:
§ Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.
§ Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
§ Последовательность и связность пересказа.
§ Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.
§ Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
§ Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Требования к пересказу детей в разных возрастных группах (смотри в таблице - распечатка Тат.Ив.)