Понятие участника уголовного процесса, классификация
Планы практических занятий
по дисциплине «Уголовный процесс»
Практическое занятие - активная форма учебной работы, содержащая опрос по вопросам занятия, письменные контрольные работы, вопросы для творческого размышления и правового прогнозирования. При проведении практических занятий сочетаются информация для студентов, подведение итогов их самостоятельных занятий, проверка приобретенных ими знаний, закрепление и углубление их, исправление ошибочных суждений и выводов студентов, а также выработка у студентов навыков работы с нормативными актами, оценки тех или иных правоотношений, формирование правового мировоззрения, в отличие от лекции, представляет собой непосредственный диалог: диалог преподавателя и студента, студента и преподавателя или студента и студента.
Практическое занятие 1. Понятие, сущность, задачи и источники уголовного процесса
Вопросы для обсуждения:
1. Раскройте понятие уголовного процесса, его основные элементы: уголовно – процессуальная деятельность; уголовно – процессуальные правоотношения, содержание и значение.
2. Каково назначение уголовного процесса?
3. Назовите стадии уголовного процесса.
4. Предмет науки уголовного процесса.
5. Соотношение уголовного процесса с другими учебными дисциплинами.
6. Процессуальная форма.
7. Исторические формы уголовного судопроизводства.
8. Уголовно – процессуальные функции, их виды и задачи.
9. Уголовно – процессуальная форма (правовая процедура), ее роль в уголовном судопроизводстве.
10. Уголовно – процессуальные гарантии, их значение.
11. Дайте понятие источник уголовно-процессуального права.
12. Виды источников уголовно-процессуального права.
13. Дайте характеристику Конституции РФ как источника уголовно-процессуального права.
Вопросы для самостоятельной работы:
Раскройте общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ как источники уголовно-процессуального права.
Перечислите и дайте общую характеристику федеральных конституционных и федеральных законов, определяющих порядок уголовного судопроизводства.
Дайте характеристику УПК РФ как основного источника уголовно-процессуального права. Какова структура УПК РФ.
Объясните значение решений Конституционного Суда РФ, ЕСПЧ, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ в регулирование уголовно-процессуальной деятельности.
Сформулируйте понятие уголовно-процессуальная форма.
Дайте понятие уголовно-процессуальные гарантии и раскройте их содержание.
Практические задания:
Задание 1. Уголовное судопроизводство, как процессуальная деятельность, начинается:
- с момента возбуждения уголовного дела;
- с поступления дела в суд;
- с поступления в управомоченный орган первичной информации о преступлении (заявления (сообщения) о преступлении);
- с начала реализации оперативно-розыскных мер по установлению преступника и признаков возможного преступления.
Задание 2. Определите возможности дифференциации уголовно-процессуальной формы:
- в стадии предварительного расследования;
- в стадии подготовки дела к судебному разбирательству;
Задание 3. Анализируя нормы и институты УПК РФ, определите, какие из процессуальных гарантий относятся:
- к гарантиям личности;
- к гарантиям правосудия;
- какие из них носят комплексный характер.
Задание 4. Какую из процессуальных функций реализуют:
- прокурор, принимающий участие в судебном разбирательстве;
- защитник, вносящий ходатайство в суд о прекращении производства по делу;
- следователь, расследующий уголовное дело;
- потерпевший, допрашиваемый в суде;
- эксперт, проводящий экспертизу по заданию следователя.
Задание 5. Различие между публичным и частным характером уголовного преследования заключается:
- в процессуальной форме предварительного расследования и судебного рассмотрения данной категории дел;
- в категориях должностных лиц, правомочных проводить такое расследование;
- в особенностях возбуждения и прекращения уголовного преследования.
Задание 6. Определите возможности к дифференциации уголовно-процессуальной формы рассмотрения уголовных дел в суде первой и второй инстанции.
Задача 7. Оперуполномоченный, осуществляя ОРД, выявил признаки преступления и сообщил об этом следователю, направив ему материал проверки по преступлению. Следователь возбудил уголовное дело и попросил оперуполномоченного продолжать его деятельность по изобличению виновных и поиску неустановленных соучастников преступления.
Вопросы: 1. Является ли деятельность оперуполномоченного, о которой его попросил следователь, уголовно-процессуальной?
2. Определите существенные различия уголовно-процессуальной деятельности от оперативно-розыскной.
Задача 8. Следователь, расследуя уголовное дело в силу требований ст. 73 УПК РФ установил обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого.
Вопросы: 1.Какую уголовно-процессуальную функцию выполнил следователь?
2. Обоснуйте свой ответ.
Задача 9. По окончании предварительного расследования следователь направил уголовное дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления в суд.
Вопросы: 1. Является ли деятельность прокурора по утверждению обвинительного заключения составной частью предварительного расследования?
2. Можно ли данную деятельность охарактеризовать по квадрату обязательных признаков стадии?
Задание 10. Следователь принял решение о прекращении производства по делу по основаниям ст. 28 УПК РФ. Руководитель следственного органа отказался утвердить названное постановление следователя, указывая на то, что УК РФ предусматривает подобное прекращение лишь по преступлениям небольшой тяжести, в то время как преступление по которому прекращено производство по делу относится к категории средней тяжести.
Оцените: Законность решения следователя; обоснованность позиции руководителя следственного органа.
Задание 11. Гражданин Франции Н., находясь в туристической поездке в г. Москве в состоянии сильного алкогольного опьянения совершил разбойное нападение на ряд граждан. Н. был задержан и доставлен в дежурную часть РУВД. При выяснении его личности установили, что он является сыном посла Франции в Алжире. Настаивая на своем иммунитете, задержанный требовал немедленного освобождения.
Определите: Возможно ли возбуждение уголовного дела в отношении Н. Каким процессуальным законом следует руководствоваться при этом.
Задание 12. На борту итальянского торгового судна, находящегося в порту г. Новороссийска, одним из членов команды совершено убийство матроса – гражданина Кипра. Об этом стало известно следственным органам РФ.
Определите: Есть ли правовые основания для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий на борту данного судна.
Задание 13. Депутат Федерального Собрания РФ С. был задержан непосредственно на месте преступления, подвергнут личному обыску, доставлен в дежурную часть РУВД.
Адвокат С., ссылаясь на ст. 96 Конституции РФ, заявил протест в связи с вышеуказанными действиями сотрудников РУВД, обращая внимание на то, что депутат не может быть задержан, арестован, обыскан без представления Генерального прокурора РФ и согласия Федерального Собрания РФ.
Оцените: Законность действий сотрудников РУВД; обоснованность протестов адвоката.
Задание 14. Председатель СКРФ дал согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Уполномоченного по правам человека в РФ. Дело принято к производству следователями СКРФ. Адвокат Уполномоченного по правам человека обжаловал это решение в суд как незаконное.
Оцените: Законность и обоснованность возбуждения уголовного дела; обоснованность заявленного ходатайства; возможное решение суда.
Задание 15. Органы предварительного расследования, получив согласие на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы РФ, приняли решение о применении к нему домашнего ареста в качестве меры пресечения (ст. 107 УПК РФ).
Определите: Насколько необходимо в данном случае получать согласие Государственной Думы РФ на применение данной меры пресечения.
Задание 16. По окончании допроса несовершеннолетнего обвиняемого Кузнецова, который происходил с участием законного представителя Кузнецовой С. В., следователь предложил последней подписать протокол, однако Кузнецова С. В. не стала этого делать, сославшись на то, что следователь не внёс в протокол её вопрос к сыну о том, когда он начнёт выполнять просьбы родителей о хорошей учёбе. Следователь посчитал данный отказ от подписи протокола в качестве обстоятельства, наносящего ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого, и принял решение об отстранении законного представителя несовершеннолетнего от участия в уголовном деле.
1. Какие действия законного представителя могут быть отнесены к наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего?
2. Может ли отказ от подписи протокола быть отнесён к действиям, наносящим ущерб интересам несовершеннолетнего обвиняемого?
3. Какие права есть у законного представителя несовершеннолетнего обвиняемого?
4. Правильно ли поступил следователь в данной ситуации?
Задание 17. В ходе предварительного расследования преступления, предусмотренного ст. 214 УК РФ «Вандализм», следователь принял решение о прекращении уголовного преследования и возбуждения перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому меры воспитательного воздействия. В ходе судебного заседании суд установил, что несовершеннолетний свою вину в совершённом преступлении не признавал и считал, что его вина в совершении данного преступления в ходе предварительного расследования не доказана.
1. Как в этом случае должен поступить суд, если он установит, что несовершеннолетний обвиняемый возражает против прекращения уголовного дела?
2. В каких случаях в ходе предварительного расследования может быть принято решение о прекращении уголовного преследования и направлении дела в суд о применении к несовершеннолетнему обвиняемому мер воспитательного воздействия и в каком порядке?
Задание 18. Гражданин Брыков С.Н., управляя автомашиной марки ВАЗ 2101, совершил наезд на гражданку Соловейчик О.П., чем причинил последний вред здоровью средней тяжести. При даче объяснений в ГИБДД Брыков С.Н. пояснил, что ДТП совершил, возвращаясь из кафе, где праздновал своё 18-летие, когда под колеса его автомобиля попала бабушка, перебегая проезжую часть перед близко идущим транспортом.
1. Определите, в каком порядке должно происходить производство по уголовному делу и ввиду каких обстоятельств?
2. В какой момент лицо считается достигшим совершеннолетия?
Задание 19. Следователь по окончании предварительного расследования вынес постановления о не предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому материалов уголовного дела, в которых имелись сведения, которые могли оказать на него отрицательное воздействие (протоколы допросов педагогов несовершеннолетнего, которые нелестно отзывались о его деловых качествах). Поскольку несовершеннолетний знакомился с уголовным делом в присутствии защитника и законного представителя, с данными материалами следователь не ознакомил и данных лиц.
1. Какие материалы могут быть отнесены следователем к могущим оказать на несовершеннолетнего обвиняемого отрицательное воздействие?
2. В каком документе фиксируются те материалы уголовного дела, с которыми знакомился обвиняемый?
3. Оцените действия следователя?
Задание 20. Сотрудниками уголовного розыска было раскрыто преступление, совершённое 5 лет назад кража имущества из квартиры гражданина Знаменского В.Г. и задержано лицо, совершившее преступление – 22-летний гражданин Цапин Г.Л. В ходе предварительного расследования преступления следователь пользовался нормами УПК РФ, регулирующими общий порядок производства по делу, а не главой 50 УПК РФ. Прокурор указал следователю, что он поступил не верно, не установив обстоятельства специального предмета доказывания в отношении несовершеннолетнего, к тому же допрашивал гражданина Цапина Г.Л. по семь часов в день вместо четырех. После этого прокурор направил дело для производства дополнительного следствия.
Оцените действия следователя и прокурора.
Практическое занятие 2. Принципы уголовного процесса
1. Перечислите и раскройте признаки принципов уголовного судопроизводства.
2. Каково значение принципов уголовного судопроизводства.
3. Система принципов уголовного процесса.
4. Содержание принципов уголовного процесса.
5. Реализация принципов уголовного процесса в деятельности правоохранительных органов.
6. Каково значение правовых позиций Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ для раскрытия содержания отдельных принципов уголовного судопроизводства.
7. Отличие норм-принципов от норм - общих условий уголовного судопроизводства.
Вопросы для самостоятельной работы:
Приведите конкретные примеры действия принципов правосудия на практике.
Дайте надлежащую оценку соблюдению принципов правосудия на примере конкретной ситуации (задачи).
Дайте квалифицированное юридическое заключение по вопросам реализации принципов уголовного судопроизводства (на примере конкретной ситуации).
Практические задания:
Задание 1. Сопоставьте систему принципов, данную в главе 2-й УПК РФ (2001 г.) с системой принципов, изложенной в УПК РСФСР (1960 г.). Результаты (указанного) анализа оформите в виде сопоставительной таблицы, указав, какие из принципов сохранили свое место в состязательном процессе, какие исключены законодателем, какие являются новыми по форме и сути.
Задание 2. Гр. Н. проживал в общежитии завода им. Фрунзе. Комендант общежития вместе со слесарем Б., в отсутствие Н., осмотрел его комнату и обнаружил несколько ампул морфина, шприцы в упаковке, мешочек с маковой соломкой. Составив акт, который подписали слесарь Б. и дежурный вахтер С., комендант вызвал сотрудников РУВД, которые, по возвращении Н., задержали его и доставили к дежурному следователю в РУВД г. Энска.
Оцените действия коменданта; возможности к возбуждению уголовного дела; доказательственное значение (будущих) показаний коменданта и слесаря Б.; доказательственное значение составленного ими акта.
Задание 3. Судья Советского районного суда г. Энска, проверяя жалобу гр. Н. на незаконный обыск в его квартире, дважды направлял запрос в Советский РУВД г. Энска с требованием предоставить материалы, обосновывающие законность и обоснованность производства этого следственного действия в отношении гр. Н. Однако указанные материалы не были предоставлены и к третьему заседанию.
Как должен поступить судья; назовите виды возможных решений?
Вправе ли суд в такой ситуации разрешить жалобу Н.?
Задание 4. Дело в отношении гр. Н. было рассмотрено судом с участием присяжных заседателей. Мужчина был признан виновным в совершении преступления и осужден. Адвокат, согласовав свою позицию с Н., внес кассационную жалобу в Верховный Суд РФ с просьбой об отмене приговора, т. к., по его мнению, в нарушение положений ст. 8 УПК РФ Н. был признан виновным не приговором суда, а вердиктом присяжных.
– Оцените обоснованность жалобы; возможное нарушение принципов уголовного судопроизводства; возможное решение суда.
Задание 5. Гражданин Н. был вызван на допрос в качестве свидетеля. В ходе допроса следователь неоднократно ставил вопросы об источниках доходов Н., о его криминальных связях, о том, чем можно объяснить банкротство ряда, возглавляемых им фирм. Когда Н. отказался отвечать на эти вопросы, следователь в достаточно грубой форме «объяснил» ему, что после двух-трех дней в камере Н. сам попросится на допрос и что и он и его брат «ворюги, каких свет не видел», и он все равно всех их пересажает.
– Оцените: ход и возможные результаты допроса, в том числе с позиций соблюдения принципов уголовного судопроизводства.
Задание 6. Предпринимателю Н., отказавшемуся от «крыши» одной из преступных группировок города, в течение нескольких дней звонили неизвестные лица и, угрожая, предлагали выплатить им за «труды» весьма значительную сумму денег, иначе с фирмой и самим предпринимателем может случиться всякое. Гр. Н. при помощи частного детектива записал все эти переговоры и представил их в УВД г. Энска, требуя оградить его от вымогательств. В ходе ОРД вымогатели были установлены. Дело принято к производству следственным управлением при ГУВД г. Энска.
Адвокат обвиняемых обратился в суд и потребовал признать недопустимыми доказательствами записи телефонных переговоров, поскольку в нарушение закона они получены без судебного решения.
– Оцените: насколько законны и обоснованны требования адвоката; доказательственное значение названных записей; действия и решения суда.
Задание 7. Суд отказал органам уголовного преследования в наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию Н. В данной связи оперативные сотрудники, установив пост наблюдения в подъезде дома, где жил Н., постоянно изымали и знакомились с корреспонденцией, которая опускалась в почтовые ящики.
– Определите, имеются ли в данном случае нарушение закона; какое доказательственное значение могут иметь сведения, полученные в результате такого ознакомления.
Задание 8. В подготовительной части судебного заседания подсудимый А. заявил ходатайство о том, чтобы наряду с адвокатом, его интересы в суде представлял председатель регионального отделения «Хельсинкская инициатива» В. Суд отказал, указав, что, во-первых, он уже обеспечен адвокатом, во-вторых, В. не имеет юридического образования и не может оказать ему квалифицированной юридической помощи.
– Оцените: обоснованность заявленного ходатайства; законность и обоснованность решения суда.
Практическое занятие 3. Участники уголовного процесс
Понятие участника уголовного процесса, классификация.
2. Проанализировать нормы уголовно-процессуального законодательства, регулирующие правовой статус участников уголовного судопроизводства.