Предмет, метода задачи курса «Методика развитие слухового восприятия»

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

(группа глухих)

Первые сведения связанные с проблемами слуха относятся к 1600 г до н.э. Сведения были найдены в Эберс-Папирус, где описаны болезни уха, простейшие методы обследования слуха и описание лечения глухоты.

Медицина первая наука заинтересовавшаяся слухом.

В настоящее время ряд наук занимаются проблемами слухового восприятия.

медицина (отолярингология) причины, лечение.

сурдоаудиология ( изучает формы глухоты, тугоухости, исследует состояние слуха, проводит диагностику и занимается проблемами слухопротезирования (подбирает аппараты).

психофизиология и психолингвистика - изучает механизмы восприятия речи с учетом акустических и фонетических характеристик речи.

Методика РСВ является частью сурдопедагогики, так как решает общую с ней задачу обучение и воспитание глухих и слабослышащих детей

Однако она имеет особый объект, предмет и задачи и методы исследования.

Предмет - процесс формирования слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей.

Цель курса - определение оптимальных путей развития слухового восприятия у детей с недостатками слуха.

Задачи -

· знакомство с механизмами формирования речевого слуха у глухих и слабослышащих детей;

· овладение методическими приемами работы по РСВ;

· знакомство с организационными формами по РСВ в различных типах учреждений

Методика РСВ использует различные методы научного исследования. Она пользуется общепедагогическими методами исследования и специфическими - это методы исследования состояния слуховой функции. Методы исследования слуха можно классифицировать по различным направлениям.

Сурдологи (Е.Левин, Козлов) предлагают классифицироваь методы по возрастному принципу.

Ими выделяется:

· от рождения до 3 лет;

· от 3 лет до 5;

· от 5 лет до 7;

· от 7 лет до 14.

Многие ученые предлагают классифицировать по источнику звучания. Это речевые методы (с использованием речевого материала).

Неречевые методы ( тональная аудиометрия, когда ребенку подаются звуки в чистом тоне, в природе они не встречаются).

Неречевые с помощью звучащих игрушек. Можно замерять по интенсивности звучания (барабан к низким звукам, гармошка к высоким).

Компьютерные аудиограммы получают на тональном аудиометре в виде щелчка или чистого тона.

Методы можно рассматривать сточки зрения аудитора. Методы здесь делятся на объективные и субъективные.

Объективные - предполагают фиксирование реакций ребенка без его активного участия.

Субъективные - фиксируют ответы ребенка. К объективным можно отнести метод безусловных реакций, только применительно к детям до 1,5 лет. Компьютерные аудиограммы. Ребенок в момент исследования должен спать.

Субъективные - тональные речевые аудиометрии.

По деятельности ребенка.

В этом отношении подразделяют речевую и неречевую аудиометрию.

Игровая - относятся методы основанные на выработке условной двигательной реакции на звучащий сигнал.

Неигровая - тональная аудиометрия, компьютерная.

Проблема классификации и характеристика нарушений слуха.

Цель классификации - содействовать правильной организации условий в воспитании детей с недостатками слуха. Благодаря исследованиям Неймана, Рау, Боскис и др. были выявлены следующие основные критерии опознания стойких нарушений слуха.

1. Степень поражения слуховой функции - т. к. условия обучения детей с тяжелыми поражениями слуха должны отличаться от условий обучения детей с легкими нарушениями слуха.

2. Время наступления слухового поражения, быстрота развития патологического процесса т.к. от этого зависит успешность формирования и развития устной речи. Если поражение слухового анализатора наступило до 1,5 лет как правило у такого ребенка самостоятельно речь не развивается.

Дети потерявшие слух после 7 лет называются позднооглохшими. У таких детей речь можно сохранить, но она становится искаженной.

3. Сформированность устной речи, т.к. известно, что процессу восприятия на этапе развития ребенка помогает сформированность устной речи. Известно, что процесс слухового восприятия речи, зрительного восприятия устной речи сопровождается механизмом антиципацией (П.К.Анохин).

4. Индивидуальные особенности т.е. физические и интеллектуальные особенности развития ребенка.

Л.В.Нейман всю историю развития классификаций нарушений слуха разделяет на три основные периода:

1. Период начальных попыток систематического исследования слуховых нарушений до введения в практику специального измерительного прибора - камертона.

2. Второй период - от камертона до изобретения аудиометра

3. Третий период - это современный период создания аудиометра до введения компьютерных аудиометров.

Первые попытки систематической классификации были предприняты в Париже врачом Итаром в 1821 г. Переворот в создании классификации был в 1921 г. в связи с изобретением прибора для обследования слуха чистыми тонами. Этот прибор был изобретен Бецольдом и Эдельманом.. При этом в данный период Бецольд предполагал определять истинный объем слухового восприятия с помощью чистых тонов и речью. При этом были получены данные реакции на чистые тоны у слышащих.

В XIX - XX веках основными принцами классификации становятся

· принципы сохранности слуха для тона (камертон)

· принципы сохранности слуха для восприятия речи.

В отечественной сурдопедагогике проблемой занимался Ф.А.Рау.

Благодаря развитию и усовершенствованию техники были определены два типа нарушения слуховой функции: тугоухость и глухота. Однако длительное время отсутствует такая категория как слабослышащие дети. Этот пробел был восполнен проф. Преображенским. Он разработал классификацию в основу которой был положен принцип восприятия речи на слух в соответствующей обычной обстановке. При этом слух исследовался и методами разговорной речи.

Преображенский выделил 4 группы слабослышащих детей:

1. Легкое снижение слуха. Воспринимают шепотную речь на расстоянии 3 метров. Разговорная речи - до 6 м и более;

2. Умеренное снижение слуха. Шепотная речь на расстоянии 1 - 3 м. Разговорная речь - 4 -7м.

3. Значительное снижение слуха. Шепот до 1 м или у уха. Разговорная речь от 1 - 4

4. Тяжелое снижение слуха. Шепот не воспринимается. Разговор до 2 м.

До 50-х годов существовала классификация не учитывающая состояние и развитие речи ребенка. Эта проблема была восполнена Р.М.Боскис, которой была разработана педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

Среди глухих были выделены 2 большие группы детей:

· глухие ранооглохшие (без речи);

· глухие позднооглохшие (с сохранившейся речью).

Среди слабослышащих:

· с легким недоразвитием речи;

· с глубоким недоразвитием речи.

Проблема классификации остается по-прежнему актуальной т.к. влечет за собой целый комплекс социально-психологических проблем.

Наши рекомендации