Контроль и оценка результатов практики

В процессе прохождения всех видов практик студенты ведут дневники, в которых фиксируются содержание и результативность практической деятельности. По результатам всех видов практики составляется отчёт установленной формы, который утверждается руководителем базы практики. В качестве приложения к отчёту студент оформляет предусмотренные программой практики графические, аудио - …, фото - …, видеоматериалы, методические материалы и результаты ручного труда, подтверждающие практический опыт, полученный на практике.

Все виды учебной практики завершаются дифференцированным зачётом при условии успешного выполнения всех видов работ, предусмотренных программой практики по специальности.

По результатам всех видов практики по профилю специальности руководителями образовательных организаций – баз практики формируется аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения обучающимся профессиональных компетенций, составляется характеристика (приложение 12).

Все виды производственной практики по профилю специальности завершаются дифференцированным зачётом при условии представления положительной оценки практики в аттестационном листе и характеристики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчёта о практике в соответствии с программой по специальности.

Аттестация по итогам производственной преддипломной практики проводится с учётом результатов её прохождения, подтверждаемых аттестационным листом и характеристикой образовательной организации – базы практики. При выставлении оценки за преддипломную практику учитывается содержание аттестационного листа и характеристики обучающегося, а также полнота и своевременность представления отчётных материалов: дневника, отчёта о практике, конспектов проведённых уроков и занятий.

Результаты прохождения всех видов практики предоставляются обучающимися в колледж по окончании практики и учитываются при прохождении государственной итоговой аттестации. Обучающиеся, не прошедшие практику или получившие неудовлетворительную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

Приложение

Приложение 1

Форма и содержание дневника

Учебной практики Введение в специальность

Дневник практики может быть оформлен как тетрадь (48 листов) или в печатном виде на листах формата А4. Титульный лист должен быть оформлен следующим образом:

Дневник по практике Введение в специальность

студента /студентки/ ГАОУ МО СПО «МПК» 2 курса группы «___»,

фамилия, имя, отчество (полностью).

В период прохождения концентрированной практики (36 часов) дневник необходимо оформить следующим образом:

1 – 2 стр. – выписка из программы практики (цели, задачи, основные виды деятельности студента);

3 – 4 стр. – сведения о базе практики: точное название адрес учреждения, год открытия, краткая историческая справка; юридический; сведения о количестве классов в начальной школе, в каждой из параллелей; расписание уроков классов, где проходит практика, режим звонков;

5 – 6 стр. – беседа с учителем закреплённого класса (запись интервью по предложенным вопросам; по желанию студента, методиста или учителя перечень вопросов может быть дополнен):

Беседа с учителем закреплённого класса

1. ФИО педагога.

2. Почему вы стали учителем? Кто помог выбрать профессию?

3. Что привлекает вас в профессии педагога?

4. Какое профессиональное образовательное учреждение вы окончили? Получили ли дополнительное образование? Планируете ли это и почему?

5. Каков ваш педагогический стаж?

6. По какой программе работает ваш класс? Почему выбрана именно эта программа? Что следует учесть педагогу, работающему по данной программе?

7. Какими качествами, на ваш взгляд, обладает современный ученик начальной школы?

8. Чем, по-вашему, отличаются дети вашего класса сегодня от ваших предыдущих учеников?

9. Какова дополнительная нагрузка учителя начальной школы в вашей образовательной организации?

10. Какого учителя ждёт современная начальная школа и современный ученик?

11. Какие сложности подстерегают молодого учителя? Кто и как помогает в школе молодому учителю?

12. Всегда ли в вопросах образования можно рассчитывать на помощь родителей обучающихся? В чём именно родители готовы помогать педагогу?

13. Как учитель планирует работу с родителями школьников?

14. Что, на ваш взгляд помогло бы укреплению союза «ученик – родители – учитель»?

15. Что бы вы могли пожелать студентам, впервые приступающим к практике?

7 – 8 стр. особенности общения учителя с обучающимися (анализ по предложенной схеме):

Особенности общения учителя с обучающимися

Задание:
• пронаблюдайте за общением учителя и обучающихся во время уроков, определите особенности отношения учителя к школьникам;
• определите стиль педагогического общения, его эффективность;
• выявите влияние стиля общения учителя с детьми на настроение
и поведение детей.

План наблюдения:
1. Определите по внешним признакам (мимике, жестам, интонации), в каком настроении учитель начал урок, рад ли он общению с детьми:
- в бодром, энергичном, жизнерадостном;
- в подавленном, сниженном, вялом;
- в раздраженном, сердитом, возбужденном.
2. Пронаблюдайте, как настроение учителя в течение урока влияет на детей:
- дети спокойны, рады учителю, уроку, предстоящей работе;
- дети равнодушны, безучастны к происходящему на уроке;
- у детей наблюдается состояние волнения, страха перед учителем.
3. Обратите внимание, как учитель обращается к детям в течение урока:
- приветливо, доброжелательно, улыбается детям;
- безучастно, равнодушно;
- агрессивно, озлобленно, повышает голос на детей, кричит.
4. Обратите внимание, как учитель называет детей, как к ним обращается:
- по именам;
- по фамилиям;
- допускает оскорбительные клички, ярлыки и т.п.
5. Пронаблюдайте, нет ли различий в том, как учитель обращается к разным детям:
- со всеми ли он одинаково доброжелателен, а где необходимо требователен;
- выделяет отдельных детей: называет их по именам, чаще, чем других, хвалит, поощряет, ставит в пример;
- проявляет неприязнь к отдельным детям, чаще называет их по фамилии, делает в их адрес множество замечаний.
6. Выясните, выслушивает ли учитель мнение детей:
-всегда терпеливо выслушивает ребенка до конца, проявляет тактичность, вежлив с детьми;
- часто перебивает детей, не дослушивает; мнение детей подвергает критике, негативным оценкам.
7. Сделайте вывод о том, какой же стиль общения характерен учителю:
- авторитарный /не считается с мнением детей, использует приказ, наставления, нотации, угрозы и т.п./;
- попустительский /безразличен к поведению детей, редко хвалит и редко порицает их/;
-демократический /учитель сотрудничает с детьми, доброжелателен с ними, вежлив; в меру строг и требователен/.
8. Сделайте вывод по результатам наблюдения, какой стиль общения учителя с детьми более благоприятен для их обучения и воспитания и почему.

9 – 10 стр. методы и приемы работы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины(анализ по предложенной схеме):

Методы и приемы работы педагога по воспитанию у детей навыков самоорганизации и дисциплины

Задачи:
- формировать представление об особенностях проявления дисциплинированности младших школьников;
- выявить уровень сформированности у детей навыков организации собственной деятельности и поведения;
- способствовать формированию представления о методах и приемах, применяемых учителем для организации детей и их дисциплинирования.
План наблюдения:

1. Пронаблюдайте, как дети готовятся к уроку:
- достают из портфеля все необходимое к уроку до звонка, аккуратно раскладывают на парте;
- забывают подготовиться к уроку, достают все необходимое к уроку со звонком или после звонка;
- готовятся до звонка, но торопливо, небрежно.

2. Пронаблюдайте, как каждый ребенок организует работу в ходе урока:
- успевает за темпом всего класса, быстро включается в любой вид работы;
- постоянно отстает, проявляет несобранность, неорганизованность.

3. Обратите внимание, кто из детей нарушает дисциплину (мешает работе одноклассников разговорами, берет без спроса чужие вещи, пытается испортить работу другого ученика и т.п.). Подумайте, почему ребенок ведет себя недисциплинированно:
- ему скучно на уроке; ему неинтересно,
- ребенку не хватает доброжелательного отношения, он привык, что его относят к «плохим» и т.п.

4.Пронаблюдайте, как учитель приучает детей к самоорганизации:
- какие дает указания по организации рабочего места, разных видов работ на уроке;
- какие рекомендует детям приемы самоконтроля при выполнении разных видов работ;
- как поощряет, как порицает за проявление неорганизованности, несобранности, недисциплинированности.

5.Пронаблюдайте, какими приемами добивается учитель порядка на уроке, рабочей дисциплины:
- четкой организацией урока, четкими распоряжениями, указаниями (словесными приемами и методами);
- постоянно вовлекает детей в работу, беседу и т.п.
- использует на уроке разные виды работ, интересные практические задания (практические приемы и методы); использует прием соревнования на уроке;
- используете ходе урока разнообразный наглядный материал, наглядные приемы и методы (показ, демонстрацию наглядных пособий); применяет метод примера;
6. Сделайте вывод о том, какие приемы работы учителя по организации и дисциплинированию детей наиболее результативны.

11 –12 стр. особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя; приемы поощрения и порицания(анализ по предложенной схеме):


Особенности реагирования детей на оценочные высказывания учителя;

приемы поощрения и порицания

Задачи:
- выявить оценочные высказывания, применяемые учителем в ходе урока;

- определить степень воздействия оценочных высказываний учителя на настроение и поведение детей.
План наблюдения:

1. Пронаблюдайте и зафиксируйте в ходе урока все оценочные высказывания учителя. Например: «Лена, ты молодец, работа сделана тобою аккуратно и правильно»; «Алеша, ты опять отвлекался, допустил много ошибок».


2. Проанализируйте, какие оценочные суждения звучат на уроке чаще: позитивные или негативные. В адрес каких детей чаще звучат позитивные оценочные суждения, а в адрес каких - негативные. Подумайте, почему.


3. Обратите внимание, как реагируют дети на оценочные высказывания учителя:

- какие оценочные высказывания поднимают у них настроение и усиливают желание работать;

-какие высказывания учителя оставляют детей равнодушными;
-какие высказывания оценочного характера вызывают обиду, огорчение, снижение настроения и работоспособности. Подумайте, почему.


4. Обратите внимание, привлекает ли учитель самих детей к оценке ответов одноклассников. Как он это делает? Если привлекает, то каков характер оценочных высказываний самих детей. Не похожи ли они на оценочные высказывания учителя?


5. Сделайте вывод о влиянии на детей положительных и негативных оценочных высказываний учителя и сверстников.

13 – 14 стр. -оценка санитарно-гигиенических условий урока(анализ по предложенной схеме):

Оценка санитарно-гигиенических условий урока

Задача: выявить соответствие урока (нескольких уроков) санитарно-гигиеническим требованиям

План наблюдения:

Пронаблюдайте и зафиксируйте в дневнике следующие данные:

- качество классной доски (удобно закреплена; всё записанное на ней хорошо видно с последней парты; цвет доски позволяет все знаки читать хорошо; доска чиста, пригодна для работы мелом, для закрепления наглядности);

- наличие технических средств обучения (удобно размещены, используются в работе фрагментарно, по окончании использования выключаются, техника безопасности соблюдается);

- соответствие мебели возрасту обучающихся (расспросите учителя во внеурочное время о том, какой должна быть высота столов и стульев в его классе, чтобы соответствовать росту школьников; когда и как учитель размещает учеников в классе);

- уровень освещенности, чистота помещения, режим проветривания (все ли лампы горят, не мигая; когда и как проветривается классное помещение; общая атмосфера в классе: жарко, душно, дышится легко, прохладно, холодно; когда и кем проводится влажная уборка);

- приемы работы над осанкой школьников (обращает ли учитель внимание на то, как сидят дети во время письма, низко ли склоняются над тетрадью);

- применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания);

- наличие отвлекающих от темы моментов, а при неизбежности – использование их учителем в ходе урока;

- соблюдение правил охраны труда (как своими действиями или бездействием учитель влияет на охрану собственного труда и труда школьников);

Сделайте вывод о соблюдении санитарно-гигиенических условий урока (уроков).

На всех последующих страницах располагаются протоколы посещённых студентами уроков (не менее двух уроков в учебный день):

Протокол посещённого урока

-Дата урока; класс; предмет, количество присутствующих учеников.

-Программа; учебник, по которому работает класс.

-Тема урока.

-Тип урока (объяснения нового материала; закрепления изученного, повторения и обобщения; контроля, творческая работа: сочинение, изложение; комбинированный урок).

-Оформление доски (схематично);

-Ход урока (примерная схема урока комбинированного типа):

№ п\п Этапы урока, содержание деятельности Анализ результатов
1. Организация работы (проверка готовности обучающихся к уроку; обеспечение оптимального состояния рабочего места) Уровень организованности обучающихся и требовательность учителя
2. Повторение, закрепление изученного, контроль (сообщение темы урока; устная работа; проверка выполнения домашнего задания; фронтальный опрос, проверочная работа и др.) Умение учителя владеть классом, распределять своё внимание (одновременно наблюдать за поведением учеников и анализировать содержание ответов); активность обучающихся; эмоциональная атмосфера на уроке; формы контроля (самопроверка, взаимопроверка и др.)
3. Физминутки (необходимо записать текст; указать, какие движения выполняют дети) Активность обучающихся, эмоциональный настрой, качество выполнения упражнений
4. Объяснение нового материала (сообщение темы урока; объяснение с опорой на наглядность; использование материала учебника, презентаций) Качество речи учителя (точность построения фраз, лаконичность, доступность, эмоциональность, выразительность и др.); качество использования наглядных пособий, презентации, статей учебника; концентрация внимания учеников; рациональность использования классной доски
5. Первичное закрепление, работа по образцу (самостоятельная работа обучающихся, в парах, группах; проверка); Контроль учителя за ведением записей и зарисовок обучающихся в тетрадях; дифферецированность помощи педагога; контроль педагога; степень самостоятельности учеников; степень выполнения заданий
6. Подведение итогов урока Чёткость обобщений и выводов; степень участия обучающихся в обобщении; количество оценок; объективность оценок; воспитательные аспекты данного урока
7. Домашнее задание Доступность и чёткость пояснения задания

В период прохождения рассредоточенной практики (72 часов) студенты продолжают вести дневник, начатый в первом полугодии, оформляя каждую последующую страницы в соответствии с приведённым ниже образцом:

Дата Содержание деятельности Анализ результатов Оценка Подпись
24.02. 2015 1.Наблюдение урока математики «Сложение двухзначных чисел»; составление протокола № 1
2.Наблюдение урока русского языка «Правописание приставок»; составление протокола № 2
3. Проведение на уроке технологии физминутки «Хомка, хомка, хомячок»
4.Помощь учителю в организации питания детей в школьной столовой
5.Выборочная проверка тетрадей по математике
6. Проведение активной перемены: игра «Мы охотимся на льва»
03.03. 2015 1.Наблюдение урока математики «Вычитание двухзначных чисел»; составление протокола № 3
2.Наблюдение урока чтения «Басни И.А. Крылова»; составление протокола № 4
3. Проведение на уроке русского языка физминутки «Лебеди летят, крыльями машут»
4.Помощь учителю в организации питания детей в школьной столовой
5.Выборочная проверка тетрадей по русскому языку
6. Проведение активной перемены: игра «А мы просо сеяли-сеяли»

При заполнении дневника следует учесть, что анализирует и оценивает составление протоколов уроков преподаватель колледжа, руководитель практики. Анализирует и оценивает проведение режимных моментов, игр, активных перемен, физминуток и выборочную проверку тетрадей учитель базы практики.

Приложение 2

Министерство образования и науки Мурманской области

Государственное автономное образовательное учреждение Мурманской области

среднего профессионального образования

«Мурманский педагогический колледж»

(ГАОУ МО СПО «МПК»)

Отчёт

О прохождении практики Введение в специальность

студента/ки/ 2 курса группы «_____»

Общие сведения

1.ФИО практиканта:

2.База практики, классы:

3.ФИО методиста колледжа:

4.ФИО учителя базы практики:

4. Сроки прохождения практики:

Отметьте те положения, которые Вы с уверенностью могла бы отнести к себе

Наши рекомендации