Этика гражданственности как нравственное основание политической культуры учащихся

Все мы являемся и объектами, и субъектами воспитания практически всю жизнь. Существует мнение, что воспитание ребенка, в частности приучение его к режиму, к первоначальному восприятию музыки, целесообразно уже с внутриутробного состояния. Но воспитательные действия осуществляются нередко в отношении пожилых людей в семье, в домах престарелых, даже в так называемых хосписах, где содержатся безнадежно больные люди.

В словаре В.М. Полонского модно встретить несколько значений понятия «воспитание»:

В широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека;

В узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеждений;

В педагогическом смысле – целенаправленное воздействие в ходе педагогического процесса в учебном заведении.

Воспитание трудовое –воспитание, направленное на формирование потребности к труду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности.

Многие желают изменить некоторые качества в своих окружающих, особенно в тех случаях, когда с ними в силу обстоятельств имеется постоянный контакт.

Воспитательное воздействие происходит и в различных социальных группах: семьях, образовательных учреждениях, в национальных и религиозных общностях, партиях, объединениях по интересам и т.д. наконец, один из самых сильных источников воздействия на личность – это сам человек, осуществляющий процесс самовоспитания. Вот почему закономерности воспитательного процесса должны быть знакомы каждому. В тех же случаях, когда педагогическая составляющая является значительной частью профессиональной деятельности, овладение умениями осуществлять воспитательные воздействия является обязательным.

Вот почему понятие «воспитание» – одно из самых употребительных. Его содержание и объем во многом зависят от контекста употребления. Одно значение оно имеет в устах специалиста педагога, профессионально занимающегося организацией воспитательного процесса в элитарном учебном заведении, иное – у воспитателя исправительного учреждения, религиозного проповедника, мужчины зрелого возраста, вступившего в брак с молодой девушкой, женщины, родившей первенца, и ее же воспитывающей первенца, и т.д.

Гражданственность позволяет человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Гражданин –человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства пользующийся его защитой, обладающий определенными правами и обязанностями.

Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, в котором сознательные и свободные граждане способны создавать рациональные формы человеческого общения, основополагающим условием которых является признание права индивидуальной личной свободы, права на самореализацию.

Особое внимание заслуживает утверждение академика РАО Г.Н. Филонова о том, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью как никогда ранее полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи чрезвычайно актуально педагогическая деятельность А.С. Макаренко.

А.Ф. Никитин и Я.В. Соколов справедливо отмечают, что «в теории и практике А.С. Макаренко весь педагогический процесс подчинялся единой цели – воспитание достойного гражданина»; что особое внимание педагог уделял «самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций», а среди качеств личности им «выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др.». Причем «все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека».

Исследование позволило выявить, что общая цель и лейтмотив педагогического творчества А.С. Макаренко – воспитать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. Намеченная цель – воспитание гражданина – требовала конкретизации.

Прежде всего, Антон Семенович выделял такие качества целостной личности, как коллективизма, дисциплинированность, ответственность, трудовая активность, развитое чувство долга и т.д. Он считал, что правовое чувство (правосознание) и связанные с ним эмоции (правовая эмоция, этическая эмоция) тесно сочетаются с идеей (осознанием) долга и с идеей общественной солидарности; сознательное поведение (т.е. следующее правам) – необходимое условие правового государства.

Свою концепцию воспитания А.С. Макаренко создавал в процессе педагогического опыта. Опыт показал, что, во-первых, методы воспитания должны выводиться из простой и практической цели (воспитание гражданина), что, во-вторых, «знание психологии, знание души, знание каждого отдельного человека только поможет приложить методом наиболее удобно в одном случае, несколько отлично – в другом». Жизнь доказала, что результаты воспитания были в высшей степени положительными. Все воспитанники А.С. Макаренко стали достойными гражданами своего отечества, проявили чудеса героизма во время Великой отечественной войны. Среди воспитанников Антона Семеновича были квалифицированные рабочие, инженеры, летчики, военные, педагоги, юристы, художники, артисты, но всех их действительно можно назвать гражданами в самом высоком смысле этого слова… Почти все они героически сражались на фронтах, и многие погибли, защищая Родину.

Работа с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками заставила А.С. Макаренко глубоко задуматься над философско-социологической проблемой «личность и общество». Почему общество выбрасывает детей и подростков на задворки жизни и порождает такое явление, как детская преступность? Сегодня общество позволило «возродиться» такому явлению, как детская преступность и беспризорность. «Преступность – раковая опухоль общества, – писал профессор И.А. Невский. Чем в более раннем возрасте она его порождает, тем она опаснее. Надежды на то, что ребенок подросток, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправиться и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних». Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализации российского общества оправдались.

Идея воспитания человека-труженика, гражданина была воплощена в жизнь Георгом Кершенштейнером (1854–1932). Немецкий педагог разработал теорию трудовой школы и гражданского воспитания для народной школы. Главное внимание он уделял массовой профессиональной подготовке молодых людей в жизни общества, их нравственному воспитанию. «Первой целью воспитания молодежи, оканчивающей народную школу, – писал Кершенштейнер, – является образование профессиональной деятельности и любви к труду, а вместе с ними и тех элементарных добродетелей, которые ведут, как к своему непосредственному следствию, к работоспособности и любви к труду, труду: к добросовестности, прилежанию, устойчивости, чувству ответственности, самообладанию и преданности деятельной жизни».

Процесс воспитания сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так же динамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире, а в моем исследовании от обстановки в России, в городе Екатеринбурге. Сегодня стало заметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали, нравственности, рост не дисциплинированности, кражи, убийства, самоубийства. Если бы у студентов было развито чувство гражданственности, то рост безнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентов гражданственность, в Вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды:

· патриотизма,

· труда,

· нравственности,

· дисциплинированности

· героизма.

Воспитание таких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся, преподавательский состав, профсоюзные организации и в общем политика и программа университета.

Заключение

Проблема воспитания гражданственности очень актуальна в нынешнее время, так среди студентов наблюдается падение нравственности, культурности, многие, элементарно, не знают истории своего Отечества, гимна. Среди молодого мужского поколения существует такой бич, как уклонисты от армии, они просто боятся туда идти, у них нет чувства патриотизма, гражданственности. Героев в нынешнее время очень маленький процент, и им стоит отдать должное. Поэтому необходимы мероприятия, которые были бы направлены на воспитание у студентов духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма, ответственности за свои поступки. По данной теме была прочитана и проанализирована научная литература и проведено анкетирование, в результате чего можно сделать такие выводы:

1. Гражданственностью являются нравственная и правовая культура, которая выражается в чувстве собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.

2. Образование как социальный институт выполняет свою роль. Многие ни приобретают чувство гражданственности в семье, а приобретают его в Вузе. Ведь Вуз нам помогает в накоплении нравственного опыта, формирует в нас нравственное поведение и такие качества, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.

3. Мы узнали о новаторской идее Антона Семеновича Макаренко. Он заставил нас задуматься над филисофско-социологической проблемой «личность и общество». А так же осознать необходимость воспитания наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи, с такими качествами целостной личности, как коллективизм, дисциплинированность, трудовая активность, развитое чувство долга.

Предложения по воспитанию гражданственности у студента

1) Каждый студент должен заботиться о своей жизни, о своей стране, о своем потомстве.Уметь самовоспитываться и поддаваться перевоспитанию.

2) Каждый студент должен стремиться к духовно-нравственному обогащению: посещать музеи, выставки, интересоваться мировыми ценностями, знать историю своей страны.

3) Каждый юноша должен пройти военную службу в армии.

4) Заботится о старшем поколении, почитать героев нашей великой родины.

5) Сделать режим дня, чтобы воспитать в себе дисциплинированность, ответственность за себя, за окружающих, за свое здоровье.

6) В Упи должна быть большая пропаганда военки. Жаль, что для девочек теперь туда путь закрыт.

7) Способствовать к сплочению коллектива. Нужно делать коллективные собрания, коллективный отдых. Ведь одно из качеств гражданственности – это коллективизм.

8) Но самое главное это правильная политика государства, направленная на то чтобы люди, живущие в Росси, гордились своей страной и делали все чтобы она была самой лучшей страной на этой планете.

Наши рекомендации