Методические разработки занятий по художественной росписи ткани

1. Роспись ткани в технике "холодный батик". (Урок рассчитан на 2 занятия).

ЦЕЛЬ УРОКА:

- Познакомить с техникой росписи ткани, с историей и особенностями этого древнего искусства;

- Расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства древнего искусства;

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:

- Научиться владеть инструментами и материалами, используемыми при росписи ткани

- Овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность творчески работать в технике "холодный батик"

- Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;

Развивающая:

- Развивать графические умения, связанные с приёмами декоративной трактовки цветового мотива;

- Привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,

- Способствовать творческому подходу работе, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности

Воспитательная:

- Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование для учителя:

- Авторские работы мастеров росписи ткани в технике "холодный батик"

- Плакат-схема цветов;

- Плакат-схема поэтапного цветового решения росписи ткани4

- Оборудование для учащихся;

- Бумага формата А4-А3;

- Хлопчатобумажная ткань;

- Карандаш, кисти;

- Акварельные краски;

- Изображение восточного орнамента

- Кнопки

- Одностержневые булавки для крепления эскиза к ткани.ъ

Ход урока:

: I. Вводная часть:

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

2. Беседа о росписи ткани,

а) История батика.

Сегодня мы с вами будем говорить о батике. Кто-нибудь знает, что это такое? (ответы учеников). Батик или художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных

декоративных эффектов на тканях встречаются уже в "Естественной истории"

Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне. Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова "набивать", когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

Происхождение и значение слова "батик" точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово "батик", которое переводится как "гравировать", "писать", "рисовать".

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.

В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, "горячим" методом резервирования воском, распространен "холодный" метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина.

Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий "витражный" контур делают эту технику интересной для начинающих.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

II. Объяснение нового материала.

1. Беседа о порядке росписи ткани

а) Роспись.

Теперь мы перейдем к более интересной части. Мы начнем расписывать ткань. Возьмем раму и натянем ткань. Ее надо натянуть очень сильно, чтобы она «звенела как барабан». После этого подкладываем эскиз под ткань и наводим его контуры на ткани резервирующим составом. Надо быть очень осторожным и внимательным, чтобы не оставалось пробоин в контуре, иначе наша краска будет вытекать и наша картина испортиться. После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Расписывая ткань, в технике холодного батика, краситель наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая, таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию.

Заливка рисунка краской производится ватными тампонами, кистями или трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие и малые участки рисунка получали одинаковое насыщение краской, в противном случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы. На разных тканях краска растекается по-разному: на тонких шелках лучше, на более плотных хуже. На таких тканях кисть с краской приходится подводить близко к резервной линии. Делать это нужно очень осторожно, так как краска может окрасить разделяющую линию или перейти на соседний участок. Если это случилось, смочите водой ватную палочку и попытайтесь удалить нежелательные пятна краски.

б) От светлого к темному

Начинаем роспись с более светлых участков. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной. А затем соседний участок можно закрасить более темным цветом. После росписи поверхности темными красками следы "аварии" уже не будут бросаться в глаза.

в) Ошибки при работе с батиком.

Даже при самой аккуратной работе возможны ошибки. Например, краситель по-разному расплывается на тканях не только разного состава, но и разного переплетения. В некоторых случаях краситель необходимо подводить вплотную к линии резерва, и он может перетечь на соседний участок. Устранить такой дефект можно несколькими способами.

Например, по-быстрее размыть пятно чистой водой, используя ватную палочку или тампон. Если потек образовался на краю цветка, быстро обвести его резервом, добавив лишний лепесток. Такие лепестки придется дорисовать и к некоторым другим цветам, чтобы они выглядели как часть композиции. Так >&е можно поступить и в том случае, если потек находится в малозначимом месте, далеко от композиционного центра работы и не привлечет к себе внимания.

Еще один способ устранения ошибки - сделать участок росписи с потеком более темного цвета, попросту закрасив ошибку. Чтобы иметь такую возможность, всегда следует расписывать ткань от самых светлых цветов к темным. Затекание краски может произойти и из-за некачественного нанесения резерва. Если трубочку с резервом ведут слишком быстро или резерв густой, он не проникает на всю толщину ткани. В этом случае краситель "пробирается" на соседний участок снизу.

Поэтому необходимо перед росписью проверить, как нанесен резерв. Это можно сделать двумя способами. Во-первых, расположить раму перед источником света. Линии, проведенные резервом, будут казаться очень светлыми. Если какой-то участок линии будет выглядеть иначе, надо продублировать линию с обратной стороны. Во-вторых, можно проверить целостность резерва, капнув рядом с линией в подозрительном месте каплю чистой воды. Если она "пробьет" резерв, участок надо высушить и нанести новые линии с обеих сторон.

Возможно, затек произошел из-за того, что линии контура не замкнуты - тщательно проверьте, все ли линии замкнуты.

Иногда краска затекает и за качественные линии контура. Как правило, это случается, когда на маленький участок рисунка нанесено слишком много краски, и она перетекает поверх линий.

Сушите работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу. Иногда, правда, можно использовать это как дополнительный эффект, особенно если ткань расписана с применением соли или мочевины.

III. Практическая работа.

IV. Завершение урока. Анализ детских работ.

Анализ результатов проводиться по трем направлениям:

- Уровень овладения приемами декоративной росписи;

- Выразительность придуманной композиции;

- Аккуратность в выполнении работы.

V. Подведение итогов.

Заключение

Ручная работа, благодаря своей трудоемкости и уникальности, всегда пользовалась большим спросом, поэтому мастерство батика приобретает все большую популярность. Росписи и украшения ткани - увлекательное занятие, которое может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляет несравнимое эстетическое удовольствие, удовлетворение от реализации самых смелых идей своими руками. Изделие, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды и интерьера. И связанно это, с одной стороны, с чудесным материалом - шелк, бязь, ситец и т. д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер. Батик и роспись на шелке имеют широкое поле деятельности, - от реализма, где роспись начинает спорить с живописью и графикой, - до орнамента, где она становится тканью, чем больше художник стремиться выразить себя в работе, тем лучше и правдивее результат.

Техника батик активизирует личность, направляет ее на пути решения творческих задач, повышает творческий потенциал, поэтому занятия по батику полезны для детей, так как расширяют представления о мировой художественной культуре, развивают художественно-творческий потенциал учащихся, повышают сплоченность коллектива, развивают художественное мышление, обогащают понимание природы формы и цвета. Развитие творческой и трудовой активности детей одна из основных задач учебно - воспитательного процесса. Обучая основам художественной росписи педагог закладывает прочный фундамент для дальнейшего развития у ребенка художественного вкуса, интереса к искусству и традициям своего народа и народов мира. Работая в жанре ручной росписи тканей человек самосовершенствуется, развивает чувственное восприятие мира, выражая его в своих произведениях.

Работа над темой расширила мои представления о мировой художественной культуре, обогатила мое понимание настоящего через прошлое. Мне представилась возможность выполнить творческую работу в технике батика, которая вдохновила меня для дальнейших исследовании. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы над проектом помогут мне творить и дальше. Я получила большое удовольствие от процесса создания данной серии работ и горда тем, что создала столь изысканное произведение. Это произведение будет благоприятно влиять на психику человека, благодаря теплой гамме и легкой атмосфере. Я думаю, что благодаря проделанной работе, один из главных функций художесвенной росписи ткани - украшение окружающего мира и возвышение красоты - были достигнуты!

Список использованной литературы

- Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководство по росписи ткани / Под ред. Н. Н. Соболева. - М.: 1931.

- Барадулина В. А., Танкус О. В. Основы художественного ремесла. - М.: Олма-пресс, 2004.

- Брита Хансен. Роспись по шелку. - М.: Внешсигма, 1997 г.

- Вайткявичене Р. В. Первоосновы техники батика / Школа и производство. - 1987.

- Гильман Р. А. «Художественная роспись тканей»: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2004.

- Гуреева Т. В., Сабитова Р. Ш. «Методические комплекты поурочного планирования блока «Батик» предмет «Технология». - Уфа: «БИРО» 2003 г.

- Давыдов С. Ю. «Батик». - М.: АСТ-Пресс Книга, 2005.

- Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000.

- Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - М.: Воронеж, 1995.

- Жоголь Л. Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий. - Киев: 1978.

- Искусство батика. Для начинающих и студентов художественных ВУЗов. М.: 2000.

- Искусство батика. / Пер. с нем. Успенская Е.; ред. Ивахнов А. - М.: Внешсигма, 2001.

- Козлов В. Н. Основы художественного оформления Текстильных изделий. -М.: 1981.

- Корякин В. Н. Батик. - Л.: 1978.

- Крутий Я. В. 100 схем для росписи тканей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. Крылова В. Н. «Энциклопедия рукоделия». - М.: «Никола-Пресс» 1997 г.

- ЛебедеваЕ. В. «Искусство художника-оформителя». -М.: 1981.

- Масалова Е. В. Батик в интерьере». Ростов-на-Дону, Феникс, 2005

- Моран А. Декоративно-прикладное искусство. М.: 1999 г.

- Педагогика. Под ред. Пидкасистого П. И. - М.: 1996.

- Превертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. - М.: 1990.

- Полная энциклопедия женских рукоделий. - М.: 1999.

- Программа образовательной области «Технология». - М.: 1994..

- Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана. Каталог Третьей республиканской выставки / Авт. - сост. С. В. Игнатенко - Уфа. Белая Река: 2008.

- Синеглазова М. О. «Распишем ткань сам». - М.: Профиздат, 1998.

- Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М.: 2000.

- Стоку С. Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. - М.: Никола 21-й век, 2005.

- Сомов Ю. С. «Композиция в технике». М.: 1972.

- Танкус О. В., Гороховская Л. М. - и др. Технология росписи тканей. М.: 1969.

- Темсрин С. М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки.-М.: 1960.

- Янбухтина А. Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. - Уфа: Китап, 2006.

- Школа рисования. Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы. - М.: АСТ, Астрель, 2006.

- Энциклопедический словарь юного художника. Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. - М.: Педагогика, 1983.

36. Ьир://уАУ\у.шзас1уеп1:иге8.ш/ал1с1е5/549.а5рх

Приложение

Поисковые эскизы

Методические разработки занятий по художественной росписи ткани - student2.ru

Методические разработки занятий по художественной росписи ткани - student2.ru

Методические разработки занятий по художественной росписи ткани - student2.ru

Наши рекомендации