Применение технологии разноуровневого обучения в начальной школе

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, наши учителя ищут модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.

Система работы Тарановской Инны Олеговны по этой технологии включает в себя различные ступени:

• Выявление отставаний в ЗУН;

• Ликвидацию их пробелов;

• Устранение причин неуспеваемости;

• Формирование интереса и мотивация к учебе;

• Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет Тарановской Инне Олеговне сделать учебный процесс более эффективным.

Организуя разноуровневое обучение, ею учитывается интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка.

Для разноуровневого обучения используются:

• Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

• Альтернативные задания для добровольного выполнения с использованием мобильного класса

• Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делится по уровням:

1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.

2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.

3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса.

Заместитель директора С.Н.Бородина

Приложение

Схема урока с учетом разноуровневого подхода

Объяснение нового материала.

1 этап. Повторение пройденного материала.

Выполнение учащимися самостоятельных работ различной сложности.
1-я группа

- выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;

- следит за работой 2-й и 3-й групп, приходят к ним на помощь в случае возникновения затруднений у учащихся этих групп;

- готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу для 2-й и 3-й групп.

2-я группа

- прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по алгоритму, подготовленному учащимися на прошлом уроке 1-й группы;

- проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

3-я группа

- применяет на практике выученные правила, самостоятельно выполняет по опорным схемам работу, которая знакома ученикам этой группы по предыдущим урокам (этой работой учащиеся 3-й группы занимались вместе с одноклассниками 1-й и 2-й групп;
- повторяет материал, связанный с объяснением нового материала.

2 этап. Объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).

этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умения применять усвоенный материал на практике.

1-я группа. Самостоятельная работа по углублению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение.

2-я и 3-я группы. Повторное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2-я группа. Самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.

3-я группа. Доработка по объяснению нового материала:

1) теоретическое (по учебнику);

2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения

учащимися навыками учебной работы.

4 этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-й группы и заканчивается 1-й.

Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Объяснение порядка и условий выполнения самостоятельной работы 1-й группы слушают 2-я и 3-я группы

5 этап. Самостоятельная (общая) работа всех групп. Затем каждой групп предлагается дополнительное задание разной сложности.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работ, повышает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке нередко проводится тоже по группам. А посильные индивидуальные задания каждому ученику (в зависимости от того, в какой группе он работает) помогают слабому чувствовать свою нужность: он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Ниже предлагаю использование групповой работы.

Математика
Исходя их общих требований по курсу математики, предлагаю работу при текущей проверке усвоения пройденного материала по темам: "Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс), для выполнения которой мною разработаны разноуровневые самостоятельные работы по математике по теме «Задачи на движение в 4 классе

Самостоятельная работа.

Задание №1

Тема: Задачи на движение.

Цель: развивать умение решать задачи на движение.

3-й уровень

Реши задачу: "Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень

Реши задачу и составь обратную .

1-й уровень

Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.

Задание №2.

Цель: развивать мышление, вычислительные навыки

3-й уровень

Найди значение выражения:

7800 – (398 + 507 • 6) =

2-й уровень

Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень

Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Задание №3

Цель: формировать понятие о взаимосвязи между площадью, периметром и сторонами прямоугольника.
1-й уровень

Реши задачу: "Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”

2-й уровень

Реши задачу: "Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”

3-й уровень

Реши задачу: "Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его

длину и ширину”

Подведем итог выше сказанному:

• учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;

• стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;

• дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.

Заместитель директора С.Н.Бородина

2.5. Повышение квалификации. Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Наши рекомендации