К вопросу о самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа рассматривается (Л.И.Петрова, Л.Н.Кутергина) как средство обучения, обеспечивающее: формирование необходимого объема и уровня знаний, умений и навыков, получаемых студентами в ходе обучения, исходя из поставленной дидактической цели и задачи дисциплины; овладение совершенными способами мыслительной деятельности, обеспечивающими продуктивность познания в ходе самостоятельного овладения учебным материалом; выработка психологической установки на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научно-педагогической информации при решении новых познавательных задач; управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов в процессе обучения.
Дидактика высшей школы определила понятие «самостоятельная работа студентов». Оно включает:
– наличие самостоятельной познавательной деятельности, главный мотив которой самостоятельное овладение новым содержанием;
– опора на имеющиеся знания, умения, навыки;
– систематичность и планомерность организации самостоятельной работы с учетом подготовленности студентов и их психологических особенностей;
– выполнение под руководством преподавателя или на основе методических разработок заданий (учебных, исследовательских), способствующих усвоению различных знаний, приобретению умений, навыков, опыта творческой деятельности и выработке самостоятельности в поведении (И.А.Зимняя, Г.М.Каджаспирова, В.Я.Кисленко, Т.А.Куликова, Л.Г.Нисканен, Н.А.Стародубова и др.).
Из сказанного следует, что «самостоятельная работа» понятие интегративное, которое включает и готовность самого студента к самостоятельной деятельности и умения преподавателя развивать эту деятельность у обучающихся. При этом главное – не оптимизация ее отдельных видов, а развитие у студентов активности, самостоятельности, желания проявить себя (Л.Г.Нисканен).
Аналитики Российского научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО) выделяет основные характеристики самостоятельной работы студентов:
1. Психологические условия успешности самостоятельной работы. Прежде всего – это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от следующих параметров: взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; уровень сложности заданий для самостоятельной работы; включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.
Как любой вид человеческой деятельности, учебная деятельность с психологической точки зрения представляет собой процесс решения специфических задач. Отличие учебных задач от всяких других состоит в том, что их целью является изменение самого субъекта, которое заключается в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. Необходимость в постановке и решении таких задач возникает перед субъектом лишь в том случае, если ему необходимо овладеть такими способами действия, в основе которых лежат обобщения теоретического типа.
2. Профессиональная ориентация дисциплин. Бесспорность этого учебно-содержательного тезиса с точки зрения знаний, приобщения к творческой профессиональной деятельности, эффективного личностного взаимодействия в профессии не должна умалять значение знаний общей гуманитарной культуры соответствующих блоков дисциплин учебного плана. Кроме того, глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.
3. Ограниченный бюджет времени студента. Во-первых, при формировании временного объема своего предмета преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов вне зачастую весьма субъективного мнения несомненной важности именно «моей» дисциплины. Во-вторых, интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность самостоятельной работы за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.
4. Индивидуализация самостоятельной работы студентов, которая включает:
– увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами;
– деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, пытающихся самостоятельно справиться с более трудными и, главное, – нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)
– регулярность консультаций с обучаемыми;
– исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работе, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов с обязательным сравнением с ожидаемыми.
Классификация видов самостоятельной работы в современном образовательном процессе может рассматриваться по разным основаниям:
– по месту организации (аудиторная, внеаудиторная);
– по целям организации (поиск информации, изучение новой информации, обобщение, систематизация знаний, формирование умений);
– по способу организации (индивидуальная, групповая).
Технологическая организация самостоятельной работы студентов включает в себя следующие составляющие:
1. Технология отбора целей самостоятельной работы. Основаниями отбора целей являются цели, определенные Государственным образовательным стандартом, и конкретизация целей по курсам, отражающим введение в будущую профессию, профессиональные теории и системы, профессиональные технологии и др. Отобранные цели отражают таксономию целей, например: знания источников профессионального самообразования, применение различных форм самообразования при организации самостоятельной работы. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к профессиональному самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
2. Технология отбора содержания самостоятельной работы студентов. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются Государственный образовательный стандарт, источники самообразования (литература, опыт, самоанализ), индивидуально-психологические особенности студентов (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности).
3. Технология конструирования заданий. Задания для самостоятельной работы должны соответствовать целям различного уровня, отражать содержание каждой предлагаемой дисциплины, включать различные виды и уровни познавательной деятельности студентов.
4. Технология организации контроля. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля.
Условиями эффективности самостоятельной работы студентов являются:
1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы. Необходимо оптимальное структурирование учебного плана не только в смысле последовательности изучения отдельных курсов, но и разумного соотношения аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, таких как курсовые проекты и работы, расчетно-графические работы, других заданий. Составлению такого плана должно предшествовать серьезное изучение бюджета времени студента, оснащенности методической литературой и учет национальных традиций в системе образования.
2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. Если на первых курсах преподавателю принадлежит активная созидательная позиция, а студент чаще всего ведомый, то по мере продвижения к старшим курсам эта последовательность должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию. Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т. е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии. Как показывает опыт, студент с большим интересом решает поставленные задачи (курсовое и дипломное проектирование, контрольные задачи, различные другие домашние задания), когда использует современные пакеты или сам программирует решение той или иной задачи. В ходе решения он глубже познает сущность предмета, изучает литературу, ищет оптимальные способы решения. Это стимулирование интересом. За таким шагом должно следовать стимулирование студента в форме интереса сокурсников и преподавателей к проделанной работе (консультации преподавателя, информация о «рейтинге студента» по выполняемым заданиям и т. п.).
3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий. Сложившаяся ситуация в высшей школе не позволяет обеспечить студента необходимой литературой, изданной в центральных издательствах. Следует рекомендовать в таком случае переход на электронные издания, лекционных материалов преподавателей, что сейчас уже частично реализуется. Вместе с тем, переход на такой способ общения со студентом требует разработки, возможно это одна из задач, в том числе, и наших внутренних вузовских, мероприятий, позволяющих такие издания считать методическим трудом и регистрировать, на них распространить авторское право. Кроме того, в университете имеется мощный информационный источник – Internet (К.Н.Тишков, О.С.Кошелев, И.Н.Мерзляков). Одним из вариантов внедрения новых технологий может стать создание и использование электронных учебников, позволяющих постоянно обновлять исходную информацию в виде меняющихся примеров и статистических данных, изменять параметры моделей, что способствует лучшему уяснению их особенностей. Использование электронного учебника позволит усилить взаимосвязи учебных дисциплин, а также взаимосвязь научно-исследовательской и учебно-методической работы.
4. Контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Это условие в той или иной форме с необходимостью должно присутствовать в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющем на эффективность самостоятельной работы студентов в целом.
Выбор видов самостоятельной работы осуществляется с учетом готовности студентов к данной работе.
Основные требования к организации самостоятельной работы студентов:
– осознание цели самостоятельной работы;
– наличие умений, обеспечивающих выполнение самостоятельной работы;
– наличие интереса (положительной мотивации) к выполнению самостоятельной работы;
– максимальная активность студента при выполнении самостоятельной работы, развитие познавательных способностей, инициативности в принятии решения, творческого мышления.
В ходе организации самостоятельной работы можно выделить несколько этапов:
1 этап – осознание целей и задач самостоятельной работы (данный этап задает основную цель самостоятельного поиска, формирует мотивацию к самостоятельным действиям);
2 этап – отбор информации, необходимой для выполнения самостоятельной работы (на этом этапе роль преподавателя заключается, в информировании студентов об основных задачах учебной дисциплины);
3 этап – планирование самостоятельной работы;
4 этап — определение умений и навыков, необходимых для выполнения работы (важно определить, насколько студенты склонны к самостоятельному поиску, умеют ли они правильно работать с литературой, насколько владеют технологией работы с компьютером);
5 этап – выполнение самостоятельной работы в соответствии с поставленной целью;
6 этап – оформление самостоятельной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
7 этап – самоанализ и самооценка выполненной работы;
8 этап – подготовка выступления, презентации материалов выполненной работы.
При организации самостоятельной работы студентов особое внимание придается постановке учебных целей перед студентами, стимулированию положительного отношения и интереса к самостоятельной работе, учету уровня подготовки и индивидуальных особенностей студентов, дифференциации заданий.
Последовательность действий, когда студентам необходимо самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебных задач, предложил П.И.Пидкасистый:
– четко сформулировать задание и способ его выполнения;
– предъявить объект для наблюдения (в натуре, модели, на схеме, чертеже, рисунке), дать общую картину протекания явления (словесно, с помощью карты, рисунка, схемы);
– дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания – название объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;
– определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо дать подсказку – где, как и какие признаки искать.
П.И.Пидкасистый разработал последовательность действия педагога при подготовке студентов к выполнению задания на объяснение ранее описанных объектов или явлений:
– дать ориентиры для распознавания устойчивых связей или отношений между составными частями и сторонами описанного объекта или явления; если необходимо, указать на характер связей – причинно-следственные, фундаментальные, практических, морфологические – и на границы их действия;
– показать способы пробных преобразований (вычисления, измерения, проведение опыта – в точных науках), прикидки и переноса связи с изучаемой модели объекта или явления на ранее изученную с целью выявления устойчивого характера связей или отношений;
– показать возможные способы логического построения предложений, которые отражали бы найденные связи или отношения, – логические схемы предложений, их возможные варианты, способы кодирования (там, где это необходимо и возможно);
– показать типовые способы обоснования сформулированных предложений и, если необходимо, подробный план доказательства, его логическую схему;
– дать перечень опорных понятий, используемых при доказательстве.
Условиями эффективности реализации всех видов самостоятельной работы студентовявляются следующие (за основу взяты условия, предложенные М.В.Булановой-Топорковой):
– постепенность введения различных по степени сложности и стимулирования умственной активности видов самостоятельной деятельности;
– обязательность подготовки студентов к выполнению заданий (сообщение об исходных знаниях и обучение учебным умениям);
– наличие разнообразия видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждой дисциплины;
– подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержавших посильные трудности;
– ознакомление студентов с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
– оказание преподавателем в случае необходимости помощи в работе;
– обучение студентов приемам самоконтроля при выполнении работы;
– обязательность проверки преподавателем самостоятельных работ студентов.
Среди условий успешного выполнения самостоятельной работы студентами акцентируем внимание на таких, как:
– мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
– четкая постановка перед студентами познавательных задач;
– использование алгоритма, метода выполнения работы и знание студентами способов выполнения работы;
– четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
– определение видов консультационной помощи (консультации – установочные, тематические, проблемные);
– определение критерий оценки, наличие отчетности и т. д.;
– выбор видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и пр.).
Коллективами кафедры разрабатывается:
1) система заданий для самостоятельной работы;
2) темы рефератов и докладов;
3) инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений и пр.;
4) темы курсовых работ, курсовых и дипломных проектов;
5) списки обязательной и дополнительно литературы.
Компонентами (структурой) самостоятельной работы, характерной для деятельности как таковой, являются:
– мотивационные звенья;
– постановка конкретной задачи;
– выбор способов выполнения;
– исполнительское звено;
– контроль.
Умение работать самостоятельно состоит из умений:
– планировать свою деятельность;
– организовывать ее;
– корректировать;
– осуществлять самооценку;
– осуществлять самоконтроль.
Подготовка и руководство самостоятельной деятельностью студентов на учебном занятии представляет собой следующий алгоритм:
– выбрать и формулировать тему;
– установить цели самостоятельной работы (узнать, научиться, найти решение и пр.);
– продумать последовательность действий, операций;
– подготовить материальную базу (дидактические материалы, ТСО, литературу и т.д.);
– предварительно научить работать (как читать и вычленять главное, писать конспекты, тезисы, составлять план, решать задачу, работать с перфокартой, пособием, ТСО и пр.);
– продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль преподавателя в ходе самостоятельной работы, своевременную помощь нуждающимся);
– в отдельных случаях обеспечивать необходимый инструктаж по технике безопасности;
– перед началом работы студентов объяснить ход работы.
Эффективность выполнения студентами домашнего задания зависит то надлежащего руководства преподавателя, а именно:
– правильно определить объем, содержание;
– объяснить как выполнить, какими приемами и методами пользоваться; демонстрация образцов выполнения задания;
– предложить упражнение в выполнении методов самостоятельной работы.
П.И.Пидкасистый разработал методику определения наличия у студентов умения работать самостоятельно. Он предлагает осуществить наблюдение на 5 различных занятиях и отметить следующие особенности каждого студента (показатели):
– стремится начать выполнение работы только после того как понял и принял задачу;
– выполняет последовательно и аккуратно все операции;
– контролирует все действия в ходе выполнения работы (замечает ошибки);
– контролирует свою работу по результату (или предъявляет результат, не согласующийся с тем, что можно ожидать);
– может оценить, достаточно ли хорошо справился с работой (спросить об этом, принимая работу);
– может правильно оценить, трудна ли для него работа;
– хорошо представляет, что, как и в какой последовательности собирается выполнять (умеет планировать);
– не переделывает работу заново.
Для оценки каждого студента необходимо усреднить его данные по 5 занятиям:
2 балла – умение ярко выражено;
1 – умение присутствует;
0 – умение отсутствует.
Для получения общих результатов по всей группе необходимо усреднить данные всех студентов.