ВВЕДЕНИЕ. В нашей стране изучение детей сзадержкой психического развития (далее ЗПР) началось в 50-е годы XX века

В нашей стране изучение детей сзадержкой психического развития (далее ЗПР) началось в 50-е годы XX века. У истоков стояли исследователи Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, В.Ф. Мачихина; М.С. Певзнер и др. Термин ЗПР (задержка психического развития) был предложен Г.Е. Сухаревой. В конце 60-х начале 70-х годов широко развернулось изучение психологических особенностей детей с ЗПР. С 1981 года в нашей стране выделен особый тип учебно-воспитательных учреждений для детей с ЗПР - специальные школы и специальные классы выравнивания (ныне назы­ваемые классы КРО) для детей сЗПР при массовых общеобразовательных школах. В настоящее время в России имеется 65 школ (школ-интернатов) для детей с ЗПР и классы выравнивания (КРО), в которых до сегодняшнего времени созданы наиболее адекватные педагогические условия для коррекции и развития более 140 тысяч. Чаще задержка выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. В большинстве случаев ЗПР отличается стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимо­му развитию, возможным только в условиях специального обучения.

У детей с ЗПР наблюдается низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного периода времени для приема и переработки сенсорной информации; в затруднениях при узнава­нии предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества предметов воспринимаются ими обыч­но как одинаковые. По мнению ряда зарубежных психологов, в частности Г. Спионек, такое отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей, испытываемых этими детьми в обучении.

Особенности психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, без попечения родителей (в домах ребёнка, детских домах и интернатах) – актуальная проблема нашего времени.

Темп развития таких детей замедлен по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Их развитие и здоровье имеют ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех этапах – от младенчества до подросткового возраста и дальше.

Для воспитанников закрытых детских учреждений каждой возрастной ступени характерны специфические и различные комплексы психологических черт, отличающих их от ровесников, растущих в семье.

Специфика развития детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, свидетельствует, что многие свойства и качества их познавательной сферы и личности сохраняются на протяжении всего рассмотренного возрастного периода, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощенное и обеднённое содержание образа Я, сниженное отношение к себе, несформированность избирательности (пристрастности) в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения, ситуативность мышления и поведения и многое другое.

Психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме, доме ребёнка и интернате, и особенности их коммуникативной деятельности взаимосвязаны. Развитие общения у детей в большей степени обусловлено тем, как его организует и осуществляет взрослый. Взаимодействие со взрослым должно обеспечить ребёнку становление соответствующих его возрасту форм общения, его содержание.

Лишенные попечения родителей, они, как правило, имеют потребность в общении, и потому при благоприятных условиях возможна сравнительно быстрая коррекция их развития. Таким образом, отклонения и задержки в развитии психики и личности ребёнка, воспитывающегося в доме ребёнка, детском доме и интернате, возникшие на ранних этапах онтогенеза, не являются фатальными.

Цель исследования: развитие мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях организации детей для сирот.

Объект исследования:мышление детей с задержкой психического развития.

Предмет исследования: развитие мышления у детей младшего школьного возраста с ЗПР в условиях организации для детей сирот.

Гипотеза: мы предполагаем, что развитие мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития будет происходить более успешно, если:

1) своевременно осуществлять диагностику мышления детей данной категории;

2) осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми младшего школьного возраста с ЗПР с учетом результатов диагностического обследования, а также возрастных и индивидуальных особенностей развития.

В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой выделяются следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психологическое развитие детей вне семьи.

2. Составить и реализовать диагностическую программу по изучению развития мышления ЗПР у детей младшего школьного возраста.

3. разработать коррекционную программу, направленную на развитие мышления младших школьников с ЗПР

Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования:

1. теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы;

2. формирующий эксперимент в единстве трех этапов: I- констатирующий, II- формирующий, III- контрольный;

3. метод количественного и качественного анализа экспериментальных данных.

Практическая значимость исследования:результаты экспериментальной работы по выявлению особенностей задержки психического развития у детей младшего школьного возраста дают возможность выявить, какие именно, функции нарушены, а, следовательно, определить путь коррекции и работы в условиях организации для детей сирот.

Контингент участников эксперимента:5 младших школьников с ЗПР в возрасте от 7 до 9 лет, из которых 3 девочки и 2 мальчика.

Наши рекомендации