Понятие «норма» и «аномальное развитие». Теория Л.С. Выготского сложной структуры дефекта при аномальном развитии
Личностно ориентированный подход явл. в настоящее время в отечественной и мировой системе образования основной стратегией, требует от педагога владения необх. навыками и знаниями, позволяющими обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только среднестатистического ребенка, но и отличающегося яркой неповторимостью и индивидуальностью. В связи с этим «норма» все больше размывается и рассматривается в разных значений.
Статистическая норма – уровень психосоциального развития человека, котр. Соответствует количественным показателям, полученным при обследовании предворит. группы популяции людей того же возраста, пола, культуры. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных псих. качеств, особ.на этапе первичной диагностики псих. состояния ребенка при опред. характера основного нарушения, его выраженности.стат.норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого либо качества (рост, вес, ур. развития интеллекта, отдельных состояний), расположенных около среднего арифметического. Попадание в эту зону означает уровень развития, свойственный не енее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и тд.) ориентация на С.Н. важна прежде всего на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры из патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, медицинской помощи.
Функциональная норма – представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека (направление, путь). Это индив. норма развития, котр. явл. отравной точкой и одновременно целью коррекц. работы, независимо от нарушений.
Ребенок нормальный: 1) когда уровень его разв. соотв. большинства детей го возраста или старшего возраста, с учетом развития общества. 2)когда ребенок развивается в соотв.с его собственным общим трендом, определ. развитие его индив. свойств, способностей и возможностей. 3)когда реб. разв.в соотв. с требованиями общетва, определяющими как его актуальные формы поведения, перспективы адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Высший уровень функциональной нормы.
Теория Л.С. Выготского сложной структуры дефекта при аномальном развитии.
Дефект – физ.или псих. недостаток, вызывающий нарушение нормального развития.
Выготский установил, что структура дефекта не сводится к симптомам повреждения биол.систем (различных отделов ЦНС, анализаторов и др.), котр. представлены собой первичные симптомы нарушения – первичные дефекты. Недоразвитие ВПФ (напр.:речи и мышления у глухих; опосредованная память у дебилов; восприятия и прост. оринтировка у слепых). Со стороны поведения Выготский считал вторичный дефект, не связанный непосредственно с основными первичными дефектами, но обусловленными им. Соотношение первичного и вторичного дефекта усложняет структуру дефекта.
Если на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический дефект, т. е. направление вторичного недоразвития «снизу вверх», то затем, в случае несвоевременно начатой коррекционно-педагогической работы или при ее отсутствии, вторично возникшие явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности, нередко начинают занимать ведущее место в формировании негативного отношения к себе, социальному окружению и основным видам деятельности. Распространяясь на все более широкий круг психологических проблем, вторичное недоразвитие начинает оказывать негативное влияние на более элементарные психические функции, т.е. направление патогенного влияния начинает идти «сверху вниз».
Адекватное воспитание и обучение способствует преодолению причин, котр. пораждают вторичные, третичные и т.д. отклонения. Центральная область компенсация дефекта по Выготскому – повышение культурного развития и формирование ВПФ. На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.
Чем дальше стоит нарушение от поврежденного органа и связанного с ним первичного отклонения, тем легче это нарушение поддается коррекции..