Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Положение
Об учебно-методическом комплексе дисциплины
Область применения
1.1. Настоящее Положение регламентирует состав, структуру, требования к содержанию и оформлению учебно-методических комплексов дисциплин каждой образовательной программы высшего образования ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко». Кроме того, в Положении описаны процессы утверждения и хранения учебно-методических комплексов дисциплины.
1.2. Основными пользователями учебно-методического комплекса дисциплины являются профессорско-преподавательский состав и студенты, изучающие дисциплины кафедры.
1.3. Требования настоящего Положения обязательны для всего профессорско-преподавательского состава университета, независимо от преподаваемой дисциплины.
Общие положения
2.1. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины устанавливает единые требования к учебно-методическому обеспечению всех дисциплин, входящих в учебные планы, и реализуемые в ГОУ ВПО ЛНР «Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко» по всем формам обучения.
2.2. Уровень учебно-методической обеспеченности учебной дисциплины, предусмотренный настоящим Положением, является одним из условий, позволяющих достичь необходимого качества подготовки по профессиональным образовательным программам.
Цели и задачи разработки учебно-методического комплекса дисциплины
При разработке учебно-методического комплекса по любой дисциплине должны решаться следующие задачи:
- направленность обучения на реализацию различных подходов в образовании;
- обеспечение соответствия результатов освоения учебной дисциплины образовательным стандартам и запросам работодателей;
- обеспечение высокого уровня систематизации теоретического и практического уровня освоения дисциплины;
- правильное планирование и организация самостоятельной работы и контроля знаний студентов.
Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для:
- систематизации содержания и организации изучения учебной дисциплины с учетом достижений науки, техники и производства;
- улучшения методического обеспечения образовательного процесса;
- повышения качества знаний обучающихся;
- оказания помощи преподавателям в совершенствовании педагогического мастерства.
Термины и определения
В настоящем положении использованы следующие термины и определения:
Основная образовательная программа высшего образования (ООП ВО)подготовки по направлению – комплекс нормативных документов, описывающих совокупность (целостность, системность) учебных дисциплин различного статуса (дисциплины гуманитарного, социально-экономического цикла, дисциплины математического и естественно-научного цикла и профессионального цикла, входящие в них дисциплины базовой, вариативной частей и дисциплин по выбору, дисциплины физической культуры, факультативные дисциплины и практики), их учебно-методическое сопровождение, включающее в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; основные виды учебной и педагогической деятельности субъектов образовательного процесса, удовлетворяющие целевым, содержательным, временным и иным характеристикам образовательного стандарта и направленных на его реализацию в конкретных условиях образовательного учреждения. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу по каждому реализуемому направлению.
Рабочая программа дисциплины (РПД) – нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также формы контроля результатов ее усвоения (экзамен, зачет и др.).
Зачетная единица(зач.ед., кредит ECTS) – мера трудоемкости образовательной программы и ее составляющих. Зачетная единица представляет собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом (в том числе аудиторную и самостоятельную работу, практики). Зачетная единица равна 36 часам.
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения, воспитания студентов в рамках данной дисциплины.
Компетентность – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
Компетенция– совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Модуль – часть образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания, формирующая одну или несколько компетенций.
Результаты обучения(РО) – что, как ожидается, будет знать, понимать и (или) в состоянии продемонстрировать студент по окончании обучения (сформированные компетенции).
Учебно-методические материалы (УММ)–комплекс учебно-методическихматериалов по видам занятий: лекции, практические занятия, лабораторные работы, семинары, курсовые работы (проекты) и т.д.
Фонды оценочных средств (ФОС) –комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценки компетенций на разных стадиях обучения.
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
5.1. УМКД состоит из трех основных разделов: рабочей программы по учебной дисциплине; методических указаний для студента, включая материалы, раскрывающие требования и условия сдачи зачетов и экзаменов; методических рекомендаций для преподавателя.
5.2. Учебно-методический комплекс дисциплины включает в себя:
5.2.1. Титульный лист;
5.2.2. Содержание;
5.2.3. Аннотацию к учебно-методическому комплексу;
5.2.4. Рабочую программу учебной дисциплины;
5.2.5. Методические указания для студентов:
5.2.5.1. Методические рекомендации по изучению учебного курса;
5.2.5.2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных, практических работ и семинарских занятий;
5.2.5.3. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ;
5.2.5.4. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ, РГР;
5.2.5.5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины;
5.2.5.6. Вопросы к зачёту и экзамену.
5.2.6. Методические рекомендации для преподавателей:
5.2.6.1. Конспекты лекций (развёрнутые планы лекций);
5.2.6.2. Комплекты презентаций к лекциям;
5.2.6.3. Комплекты дидактических материалов к проведению занятий;
5.2.6.4. Комплекты экзаменационных билетов.
Титульный лист является первой страницей учебно-методического комплекса дисциплины и содержит следующие основные реквизиты:
- название учебного заведения;
- название института / факультета;
- название кафедры;
-сведения об утверждении УМКД;
- название учебной дисциплины (по учебному плану);
- направление подготовки (специальность);
- наименование магистерской программы (для магистерских программ, реализуемых по профилям);
- специализация (для специальностей, реализуемых по специализациям);
- квалификация (степень) выпускника (бакалавр, магистр, специалист);
- форма обучения;
- состав дисциплины (общее количество часов и зач. единиц, количество лекций, практических/лабораторных занятий, самостоятельная работа студентов, формы аттестации);
- город и год разработки.
Титульный лист оформляют в соответствии с Приложением А.
Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе (составителях) учебно-методического комплекса, сведения о рассмотрении и согласовании УМКД. Оборот титульного листа оформляется в соответствии с Приложением Б.
Содержаниевключает наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование) основной части учебно-методического комплекса дисциплины с указанием страниц, с которых начинаются эти структурные элементы.
Аннотацияк УМКД оформляется по образцу (Приложение В).
Рабочая программа учебной дисциплины оформляется в соответствии с Положением о рабочей программе учебной дисциплины, принятым в ГОУ ВПО ЛНР «ЛГУ имени Тараса Шевченко».
Методические указания для студентовпредставляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что часть курса изучается студентами самостоятельно. Содержание методических рекомендаций, как правило, должно включать: советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины; пожелания по изучению отдельных тем курса; рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса; рекомендации по работе с литературой; советы по подготовке к экзамену (зачету); разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных, практических работ и семинарских занятий включают тематику занятий с детальным планом работы или вопросами, которые будут разбираться. Тематика практических занятий соответствует тематике теоретической части и дополняет ее. Материалы для лабораторных занятий включают задачи и упражнения, разного рода задания с представлением рекомендаций по их выполнению. Представление содержания кейсов предполагает изложение рекомендаций как по анализу рассматриваемых ситуаций, так и по их моделированию – применительно к предметной области изучаемой дисциплины. Задания могут содержать графическое представление материала (графики, диаграммы, таблицы и др.), а также аудио- и видеоматериалы, слайды и др. Материал для практических занятий представляется для каждой темы теоретической части. Необходимо наличие методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ.
Содержание методических рекомендаций может включать:
· план проведения занятия с указанием последовательности рассматриваемых вопросов и тем, объема аудиторных часов, отводимых для освоения материала по каждой теме;
· теоретические положения и указания к выполнению практических/лабораторных работ;
· методику самостоятельной работы студентов;
· порядок оформления отчета по практической/лабораторной работе;
· контрольные вопросы;
· приложения к работе (таблицы, данные, необходимые для выполнения работы).
В данном разделе представляется также дидактический материал, используемый на практических занятиях. Дидактические материалы представляют собой достаточно широкий спектр разнообразных методических материалов и средств, позволяющих оптимизировать процесс взаимодействия со студентами.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ, курсовых работ, РГРмогут включать:
· указания по написанию рефератов, докладов и сообщений;
· рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ;
· алгоритмы подготовки творческих заданий, проектов;
· советы по конспектированию, рецензированию статей и других первоисточников.
Желательно, чтобы количество заданий было больше, чем количество студентов, это позволит варьировать задания и обеспечить каждого студента индивидуальным заданием.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.
Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине включает в себя:типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
В УМКД приводятся образцы оценочных средств в виде примеров расчетно-графических работ, комплексных заданий, тематики контрольных работ, контрольных вопросов по каждой теме учебной программы и по всему курсу; образцов тестов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Для промежуточной аттестации приводится полный перечень вопросов для подготовки к зачету или экзамену.
Критерии оценивания. Для каждого результата обучения по дисциплине определяются показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания. Критерии оценивания описывают в процентах распределение оценивания (вес) разных видов учебной деятельности студента в общем итоге на протяжении семестра (для дисциплин, которые преподаются несколько семестров – на протяжении каждого семестра).
Методические рекомендации для преподавателей включают конспекты лекций (развёрнутые планы лекций); комплекты презентаций к лекциям; комплекты дидактических материалов к проведению занятий и комплекты экзаменационных билетов.
Конспекты лекций (на выбор автора: разбитые по темам полные конспекты; краткие опорные конспекты; развернутый план лекции, включающий проблемные вопросы; тезисы лекций). В данном разделе УМКД подается учебный теоретический материал, отобранный и структурированный в соответствии с рабочей программой. Название и содержание разделов, тем должно соответствовать их названиям и содержанию в рабочей программе дисциплины. Учебный материал должен в достаточной степени раскрывать содержание отдельных тем и курса в целом. После изложения учебного материала по каждой теме дается список литературы по данной теме и вопросы для самопроверки.
Структурно каждая лекция должна состоять из следующих разделов:
1. Тема лекции.
2. Цели, задачи.
3. План лекции.
4. Текстовый материал лекции (учебная информация (включая схемы, графики, рисунки, гиперссылки и т.д.); выводы по теме).
5. Контрольные вопросы для самоподготовки студентов.
6. Список литературы и ссылки на интернет-ресурсы, содержащие информацию по теме.
Кроме обязательной формы представления учебной информации (текстовой), целесообразно дополнять данный компонент УМКД учебными материалами в иных формах, таких как аудио-, видео-, слайд-презентации, мультимедиа-вставки и пр.
В данный раздел УМКД желательно включать методические материалы и рекомендации для преподавателей, представляющие средства, методы обучения, способы учебной деятельности, применение которых для освоения тех или иных разделов и тем рабочей программы наиболее эффективно.
По желанию автора УМКД может содержать дополнительные материалы, которыепредставляют собой, например, электронную библиотеку, обеспечивающую изучение дисциплины. Учебно-методические материалы, входящие в УМКД, могут быть представлены в виде списка опубликованных авторских учебно-методических разработок по данной дисциплине: перечень учебников и учебных пособий (в т.ч. электронных); перечень методических рекомендаций к лабораторным, практическим и семинарским занятиям; перечень обучающих компьютерных программ.