Глава 1. понятие, значение и правовое регулирование социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………...3

Глава 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ….…………….…………..11

1.1. Понятие сиротства, причины его появления, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…………………………………..…………...11

1.2. Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей …………………………………..…22

1.3. Понятие, формы, виды и основные принципы социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………….……33

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ………………………………………………………………….….…..48

2.1. Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка для детей в возрасте до 3 лет..................................…..48

2.2. Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах и школах-интернатах различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет.....................................................................................................................

2.3. Социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных домах-интернатах для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями здоровья………………………..…………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….……............................

Введение

Актуальность проблемы исследования.Согласно статье 38 Конституции РФ: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства»[1]. Но существует особая категория детей, который нуждаются в государственной защите — дети, которые утратили родителей вследствие их смерти; дети, которые изъяты из их семьи; дети, у которых неизвестны родители; дети, у которых родители ограничены в родительских правах либо вовсе их лишены; безнадзорные дети, дети, у которых родители страдают хроническими заболеваниями; дети, у которых родители признаны ограниченно дееспособными (или недееспособными) либо объявлены умершими (безвестно отсутствующими); дети, у которых родители находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления; дети, которые признаны нуждающимися в государственной защите в установленном порядке. Такие проблемы кране актуальны для современного общества.

Социальные и экономические преобразования в России предполагают достижение высокого уровня благосостояния незащищенных слоев населения. Известно, что благосостояние населения способствует реализации каждому гражданину России своего человеческого потенциала. При этом деятельность органов власти различных уровней, институтов гражданского общества, обеспечивающих развитие всех детей. Преобразование страны невозможно без развития стратегического ресурсного сервиса.

Социальное обслуживание –это услуги, которые оказываются в процессе социального обслуживания, разновидность потребительской стоимости с экономической точки зрения. Социальное обслуживание- правовая категория, деятельность социальных служб по материальной помощи, социальной поддержке, проведению социальной адаптации, оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, социально-правовых, психолого-педагогических услуг, реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом социальное обслуживание детей — самостоятельный, обособленный вид социального обслуживания. Его специфика определяется особенностями контингента, так как в орбите данного вида обслуживания находятся дети: здоровые, больные и инвалиды. Необходимо отметить, что оказание социального обслуживания, решение проблем, с которыми сталкиваются сироты, особо важно для любого государства, способствует развитию личностного потенциала детей. Социальное обслуживание касается разных сфер деятельности и жизни таких детей, проведение целенаправленной государственной политики с помощью усиления доступности разных форм и видов медицинских, психологических, образовательных, педагогических, социальных, иных услуг. Следует предпринимать меры по созданию механизма предоставления интегрированных и многопрофильных услуг, гуманизации обращения с такими детьми, которые основываются на принципах уважения прав ребенка. По нашему мнению, требуется усиление законодательной базы прав такой категории детей.

Известно, что сиротство - одно из актуально значимых проявлений трудной жизненной ситуации, характеристика неблагополучия российского общества, важнейшее направление социальной политики любого государства, недостаточная зрелость социальной политики. Как социальное явление сиротство существует столько, сколько и все человеческое общество, к сожалению, является неотъемлемым элементом любой цивилизации. По состоянию на 2015 год в России зарегистрировано более 600 000 детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, присутствуют 5 000 000-7 000 000 безнадзорных и беспризорных детей, которые нуждаются в социальном обслуживании. К примеру, в 2009 году около у 75 000 таких детей родители были решены родительских прав, этот показатель с 1995 года увеличился в 2,3 раза[2]. При этом совсем малое количество таких детей остались без попечения родителей из-за смерти их родителей. Остальные дети относят к явлению «социального сиротства». При социальном сиротстве дети становятся сиротами при живых родителях. Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются рост внебрачной рождаемости, падение социального престижа семьи, межнациональные конфликты, жилищные и материальные трудности, асоциальный образ жизни родителей, изменения традиционного уклада жизни, изменение нравственных ценностных ориентаций населения, ослабление надзорных и воспитательных функций школы и семьи. В связи с этим рассмотрение проблем социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей особенно актуально.

На основе анализа российского законодательства можно утверждать, что социальные сироты относятся к категории населения, которые имеют право на дополнительную поддержку со стороны государства, гарантии на материальную поддержку, социальное обслуживание, надзор и воспитание. Данные меры осуществляются в рамках социального обслуживания, то есть в раках государственного обеспечения, что заключается преимущественно в традиционном типе устройства детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот в специальные учреждения либо семейные форма устройства.

Решение проблем таких детей- прерогатива региональных органов управления и власти, перед которыми ставится задача минимизации последствий сиротства и искоренение детской безнадзорности. Это актуализирует необходимость научного обоснования методов и путей решения обозначенных проблем на всех уровнях.

В условиях продолжающейся нестабильности в России наблюдается тенденция роста числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как трансформации общества, ведут к увеличению детской беспризорности и безнадзорности, увеличению детей с психическими болезнями, бродяжничеству. Необходимо решать эту проблему, чтобы политические и социально-экономические устои жизни незащищенного населения не привели к глобальным проблемам целой страны. Известно, что дети без попечения родителей часто попадают в криминальную среду. По официальным данным динамика криминальной ситуации таких детей в России за последние годы остается значительной, не смотря на снижение уровня преступности в целом. Специальные науки и практики отмечают их малую результативность по предупреждению правонарушений и преступности среди детей-сирот. Это касается в том числе таких детей, которые уже отбыли наказание у специальных учреждениях либо состоят на профучете в органах МВД РФ. Результаты таких исследований, изучение роли социального обслуживания таких детей заинтересованными организациями, органами власти, социологами крайне велико, так как может способствовать улучшению их положения в обществе, в России в целом.

Все вышеперечисленное подтверждает актуальность темы настоящей работы.

Степень разработанности темы исследования.Проблемам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в зарубежных и отечественных исследованиях уделялось достаточно большое внимание. В выпускной квалификационной работе широко используются научные труды и аналитические статьи, посвященные вопросам социального обслуживания. Среди учёных, занимающихся изучением проблем детей-сирот, детей, оставшиеся без попечения родителей, можно назвать Н.В. Скаткову[3], Е.С. Долбиеву[4], Д.В. Волкова [5]и другие. Историческое становление социального института защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, находит отражение в работах Е.И. Холостовой[6] и прочих. Среди учёных-правоведов, которые уделяли внимание данной проблеме, следует отметить таких авторов, как Е.А. Тюгашев[7], Д. Боулби[8], Г.Н. Соломатина[9] и прочих. Огромный вклад в ее разработку внесла работа А.В. Васильева[10] по изучению социального сиротства как явления современного российского общества, необходимо отметить анализ и комментарий российского законодательства, в том числе Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Э.Р. Курманова в соавторстве с Ю.В. Беляниновым, О.А. Гуриной[11]. Глубиной анализа отличается статья Г.М. Иващенко [12], в которой рассматривались разные формы работы с семьями группы риска.

Исходя из степени разработанности проблемы при написании квалификационной работы была поставлена следующая цель: комплексное изучение и исследование теоретических аспектов и правовых особенностей социального обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе целью данной работы является анализ современной российской системы социального обслуживания социально-незащищенных слоев населения.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

- охарактеризование понятия сиротства, комплексный анализ причин его появления на современном этапе, изучение проблем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- анализ нормативно-правового регулирования социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в России;

- исследование понятия, анализ форм, видов и основных принципов социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

- изучение социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка детей в возрасте до 3 лет;

- комплексный анализ социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в домах и школах-интернатах различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет;

- обоснование и изучение механизма социального обслуживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в специализированных домах-интернатах для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями здоровья.

Объектом исследованиявыступают совокупность гражданских правовых отношений, возникающие в связи с деятельностью социальных учреждений, которые оказывают социальное обслуживание сиротам.

Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующего особенности и процесс социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методологической основой для решения поставленных задач использовались методы теоретического анализа литературы, исторический метод позволил проанализировать законодательство Российской Федерации и СССР, синтез и анализ судебной практики современной России, обобщение опыта работы юристов, индукция, дедукция, системный анализ полученных сведений. Также использовался диалектический метод познания, с помощью которого изучалось развитие, становление, реализация норм института социального обслуживания, исследование различных противоречий в праве и обществе. Системно-структурный метод, с помощью которого рассматривалось становление и изучение современного права, связанных с проблемами социального обслуживания. Кроме того, в работе использовались частно-научные методы исследования: формально- логический метод (с его помощью выявлена взаимосвязь всех выводов по теме исследования ), сравнительно-правовой (для выявления общих, особенных черт в становлении норм права о социальном обслуживании), также использовался статистический метод (сопоставление и анализ данных).

Теоретической базой исследования в дипломной работе являются научные труды российских ученых, таких как: Олесова Р.С., Заводилкина О.В., Шкилева Н.Л., Сусликов В.Н., Павлова Н.А., Глухова М.Ф., которые изучают сущность института социального обслуживания в российском законодательстве.

Нормативная база исследованиявключат в себя значительный объем правовых документов, нормативные акты, устанавливающие основания и принципы, порядок предоставления социального обслуживания. В частности, Конституция Российской Федерации[13], Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[14], Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[15], Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»[16], Семейный кодекс Российской Федерации[17], Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений»[18], также в работы использовались судебная практика, рассматривающая проблемы применения- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года»[19]. Огромный пласт зарубежных источников также исследован в представленной работе: Европейская конвенция об осуществлении прав детей[20], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей[21].

Эмпирическую базу исследования являются изученные факты, опыт, явления, которые дополняются материалами публикаций в средствах массовой информации[22] и Интернет-ресурсами.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наши рекомендации