Профессионально значимые для учителя речевые жанры
Письменные жанры профессионального общения, их функции.
Аннотация как рзновидность вторичного текста, её структура.
Аннотации новинок педагогической, учебной, методической литературы. Оформление аннотации.
Отзыв и рецензия как разновидности вторичных текстов. Реферат (письменный), его функции и сфера использования. Особенности реферата-обзора.Биография и автобиография. Характеристика лица как жанр делового общения. Жанровые особенности писем различного характера.
Функции и специфика устных профессиональных жанров. Оценочные высказывания в ситуации опроса, проверки домашнего задания, беседы и т. п. Цели и структура оценочного высказывания. Способы выражения оценки.
Разновидности объяснительных текстов. Доклад (сообщение) как разновидность информирующей речи. Средства установления контакта со слушателями.
Педагогический речевой (педагогико-риторический) идеал.
Риторический идеал как отражение (и воплощение) эстетических и этических идеалов, сформированных в определенной культуре. Риторический идеал как образец речевого общения и средство (мерило) “оценки речевого произведения и речевого поведения в их единстве. Педагогический речевой идеал как конкретизация идеала риторического. Специфика педагогического речевого идеала. Принцип коммуникативного сотрудничества, его сущность, приемы реализации в педагогическом общении.
Субъект – субъектные отношения как норма речевого взаимодействия учителя и учащихся, как средство диалогического познания явлений и фактов действительности.
Истина как категория риторики.
Онтологический (эвристический) характер проявления отношения субъекта речи к истинности предмета речи. Поиски смысла и истины как высшая цель педагогической деятельности
Темы
- Риторика и этика.
- Сократовский метод ведения беседы и его роль в современной педагогике.
- Определение риторики в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона.
- Роль риторики в подготовке специалистов.
- Творческая индивидуальность и ее проявление в профессиональном общении.
- Речевое поведение современного учителя (на основе самостоятельных наблюдений, обобщений, выводов).
- “…Кто посвящает себя истинному красноречию, тот посвящает себя мудрости” (Цицерон).
- “Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия” (Цицерон).
- Речевой поступок.
- Общение. Успех в общении.
- Диалогичность как форма взаимодействия.
- Игровые формы общения на уроке.
- Спорить, но не ссориться – возможно ли это?
- Искусство ставить вопросы и отвечать на них.
- Жанр как единица речевой практики.
- М. М. Бахтин о речевом жанре.
- Русские пословицы о языке и речи.
- Роль “языка внешнего вида” в речи.
- Индивидуальный стиль речи учителя в различных ситуациях урока (при создании профессионально значимых жанров).
- Средства выразительности педагогической речи учителя (на примере анализа работы какого-либо учителя).
- Этикетные особенности профессиональной речи (на примере какой-либо профессии).
- “Технология общения – это, прежде всего, средство реализации личности учителя в его профессиональной деятельности” (А. А. Леонтьев).
- Искусство слушать других.
- Почему возникает иллюзия понимания читаемого текста (книги).
- Как говорить, чтобы тебя слушали.
- Объяснение, его цели и особенности.
- Монолог и диалог в профессиональной деятельности (на примере какой-либо профессии).
- Особенности учебно-научной речи учителя.
- “Поэтами рождаются, ораторами делаются” (Цицерон).
- Слово хорошо тогда, когда оно верно выражает мысль (К. Д. Ушинский).
- Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить (Гораций).
Наши рекомендации
|