Основные типы и виды учреждений культуры.

Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)

Типы учреждений:

1 тип Клубные учреждения

- сельский – городской – ведомственный - по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. - дом культуры

- дворец культуры

2 тип Театрально – зрелищные учреждения

- театр всех видов – Кинотеатры - Цирковое искусство - Концертные залы, площадки, организации

3 тип Музеи

- отраслевые - мемориальные – краеведческие - музеи-заповедники - музеи-усадьбы (ясная поляна)

- галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.

4 тип Библиотечные учреждения

- территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) - отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) - учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) - демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)

5 тип Парки культуры и отдыха

- городские ПКиО- центральные ПКиО - сады- скверы

Появляются новые типы учреждений культуры.

Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия, и социальный аспект. Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики

Этнокультурные технологии: технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.

Этнонаправленные технологии. Технологии создания межнациональных программ развития и сохранения культуры и досуга; международных контактов и взаимного обмена в социокультурной сфере; программы возрождения социальной и культурной самобытности народа и отдельных социальных групп.

Уровни международного сотрудничества в этнокультурных технологиях: государственный, городской, отдельных предприятий и социальных институтов, частных фирм и организаций.

Картография как исследовательский метод отправной пункт разработки этнокультурных проектов и программ. Процедура социального картографирования этнокультурного явления и процессов, протекающих в территориально-поселенческом обществе. Характеристика социально-экономической ситуации: наличие и преобладание промышленности, частных форм экономической деятельности, формы селькохозяйственной деятельности. Данные о миграции населения и их причины.

Изучение социально-культурной сферы региона: сеть научных, исследовательских, образовательных центров и учреждений; учреждения культуры, искусства, досуга, спорта; развитость профессионального искусства и художественной самодеятельности, народных промыслов и ремесел; характеристика и описание местных народных обычаев, верований, обрядов.

Виды и типы карт моделей: единичные модели, электронные сайты, дифференцированные модели по функциональной направленности: видам фольклора, народных ремесел, промыслов; праздники, обряды.

Использование информационно-целевого контент-анализа прессы, телевидения, радио; мониторинг результатов опросов, рейтингов выступлений коллективов, различных самодеятельных групп населения.

Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Этнонаправленные технологии - инструмент межнационального и международного культурного обмена и сотрудничества.

Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).

Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов. Технология краеведческой работы

Технология краеведческой работы Понятие «краеведение» зародилось в 1761 г. (М.В.Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в т.ч. и детей). За время существования понятия «краеведение» в него вкладывали различное содержание: в 20-е годы XX в. его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, относительно небольшой территории; в 30-е годы краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения; в настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

По содержанию краеведение может быть: историческим; литературным; этнографическим; биологическим; географическим.

В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного (находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при мэриях), общественного(краеведов-общественников, туристов, общественных организаций) и школьного(учащиеся под руководством учителей).

Краеведение – это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.

Методы краеведческого исследования «своего края»

К методам краеведческого исследования «своего края» относятся: литературный (работа с литературными источниками); картографический (используются картографические материалы); статистический (статистико-экономические показатели); метод полевых наблюдений; зарисовки, фотографирование и видеосъемка объектов; анкетирование местных жителей.

Работа с литературными источниками предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории. Они включают монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а также периодические издания (особенно местные), посвященные данному району и конкретной теме.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности и служит одним из основных источников сведений о своей местности.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.

Метод полевых наблюдений включает изучение природных условий, которое осуществляется ландшафтными методами. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов (геологическое строение, формы рельефа, воздух, воды, почва, растительность и животный мир), так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для краеведческой экспозиции и использоваться как наглядный материал.

Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов Индустрия туризма занимает важное место в политике, экономике и культуре современной России. Из многообразия видов туризма (культурный, деловой, лечебно-оздоровительный, учебный, шип-туризм и др.) наиболее распространенным является культурно-познавательный или культурно-просветительный туризм, занимающий более 60% группового туризма.

Туристов привлекают памятники истории и культуры, составляющие культурное наследие народа. Памятники материальной культуры, гражданской и культовой архитектуры, архитектурно-ландшафтные ансамбли и мемориальные комплексы раскрывают историю культуры определенного региона или местности. Туристов различных социальных групп и возрастов привлекает возможность познать неведомое, расширить свой кругозор, знания и интеллект.

В культурно-познавательном туризме можно выделить две формы организации работы: экскурсионная и культурно-досуговая.

Экскурсия как туристическая услуга обеспечивает эстетические, духовные и информационные потребности туристов. Экскурсия отличается многообразием функций: функция информации; функция познания; функция культурного досуга; функция отдыха; функция общения.

Экскурсия отличается процессом наглядного познания культурно-исторических памятников определенного региона и способствует удовлетворению эстетических и морально-психологических потребностей туристов, которые возникают по восприятии экскурсионных объектов и влияют на факторы рекреационной деятельности как комплексная оценка экскурсий и тура в целом; реализация рекреационных ожиданий; создание имиджа туристического маршрута и его популярности; создание эмоционального настроя от экскурсии (отрицательные или положительные, удовлетворение, возмущение и т.д.).

Экскурсия представляет собой и эффективную форму обучения в педагогическом процессе, что позволяет привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения и анализа полученных знаний и впечатлений. Экскурсия представляет из себя и культурно-досуговую работу, связанную с посещением культурно-массовых мероприятий, концертов, спектаклей.

Управление в социально – культурной деятельности

Становление менеджмента

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.

Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю.

Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в Домострое Ксенофонта, Домострое средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им — в Законах и Государстве Платона, в работе О граде Божьем Аврелия Августина, в работе Государь Николо Макиавелли.

Процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют революциями в менеджменте. Таких революций выделяется пять.

Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

Не будучи какими-то хозяйствующими субъектами жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения.

Эта деятельность характеризовалась в большей степени как социально-политический менеджмент, нежели как экономический. Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием Кодекса царя Хаммурапи (начало второго тыс. до н.э.), законов 12 таблиц в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

И если Кодекс царя Хаммурапи, состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на знатных людей, свободных простолюдинов и рабов, закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды писанные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и неписаные законы.

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды писанных законов, которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVII1 вв.

Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.

Пятая стадия, которую можно назвать революцией, характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей.

Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента.

Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XX века в концепциях научного управления Ф. Тейлора, идеальной бюрократии М. Вебера, науки администрирования А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рационализма управления в науке и практике уступает место другому направлению - поведенческому, включающему в качестве новых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется человеческие отношения, человеческий фактор.

Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффективность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин управление по бестселлерам, то есть управление по целям или управление по отклонениям.

Специфика социокультурного менеджмента

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как духовное производство или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность — культурное и национальное достояние общества.

Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов

Наши рекомендации