Формы и виды устного делового общения
Существует два вида устного делового общения:
Монологический. Подразумевает обращение одного человека к другим с целью подачи информации. Ярким примером такого общения являются лекции и доклады, приветственные, информационные, а также торговые речи (проще говоря, реклама).
Диалогический. В основе данного вида общения лежит устный контакт двух и более людей с целью достичь желаемого результата.
Выделяют следующие формы устного делового общения:
- деловые переговоры;
- деловая беседа;
- интервью;
- совещание.
Самым популярным из видов делового общения являются переговоры. Их преимущество состоит в возможности эффективной коммуникации участников сторон. Собеседники могут задавать вопросы и сразу получать ответы на них, обсуждать тему разговора и выслушивать мнение нескольких человек для получения обоюдовыгодного результата.
Также стоит отметить публичные выступления, доклады и пресс-конференции. Это одна из сложных форм делового общения. В данном случае ведущую роль имеет лишь один человек - выступающий, который должен хорошо владеть ораторским искусством, обладать умением подать себя на большую аудиторию. Манеры такого человека должны соответствовать аудитории, а речь быть чёткой и грамотной.
Основным, наиболее часто используемым видом делового общения является контактный деловой разговор, то есть диалог людей «вживую», будь то общение двух руководителей крупных предприятий или простых менеджеров. Ведь двое воспитанных и грамотных людей всегда смогут договориться.
Функции делового общения
Все виды делового общения имеют общие основные функции:
Коммуникативная функция общения. Её роль состоит в обмене информацией между собеседниками.
Интерактивная функция общения. Данная функция служит для организации взаимодействия между собеседниками (обмен действиями).
Перцептивная функция общения. Означает процесс познания либо восприятия друг друга собеседниками посредством общения и с целью достижения обоюдовыгодного результата.
Все эти функции делового общения настолько связаны между собой, что практически не встречаются по отдельности. Роль каждой функции зависит от целей, поставленных собеседниками перед началом любой деловой беседы.
Чтобы достичь больших успехов в деловом мире, нужно быть ориентированным во всех его направлениях и держать руку на пульсе. Для этого не помешает овладеть всеми видами общения в деловом мире, поставить перед собой чёткие цели и смело двигаться к их достижению.
5. Методы обучения и преподавания:творческая работа,синквейн, работа в малых группах, презентация, лингвистическая игра.
1. Творческая работа в группах. Составление и разыгрывание диалогов на различные коммуникативные ситуации с использованием этикетных формул приветствия, представления, прощания и др. (ситуации предлагает преподаватель). Например:
1) Вы – студент 1 курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу.
2) Вы – председатель студенческого профсоюзного комитета. К вам пришел: ваш друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), декан факультета, технический работник. Примите их.
3) Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:
а) ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;
б) ученого из университета выступить на научно-практической конференции;
в) преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;
г) руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.
4) Вы знакомитесь с журналистом, о работах которого достаточно осведомлены, но раньше лично не встречались.
Вывод. Обмен информацией. Оценка выступлений однокурсников. При обсуждении и разборе выполненного задания обращается внимание на поведение его участников, их мимику, жесты, интонацию, соблюдение этикетно-речевых правил.
2 Синквейн. Прочитайте. Что вы узнали о профессиональной беседе и ее видах? Составьте сиквейн к ключевому словосочетанию профессиональная беседа.
Беседа делового характера представляет собой контакт собеседников в конкретной ситуации. Профессиональная беседа – беседа, целью которой является разъяснение проблемы без воздействия на чувства собеседника. Виды профессиональных бесед: кадровые, дисциплинарные, проблемные, организационные, творческие. Кадровые беседы осуществляются при приеме на работу – собеседование. Дисциплинарные беседы применяется при нарушении трудовой дисциплины, отступлений от правил внутреннего распорядка, несвоевременного или небрежного выполнения заданий и т.п. Проблемные беседыиспользуются при необходимости решения различных конфликтных ситуаций, возникающих в организации. Организационные беседы проводятся в ходе обсуждения технологии выполнения того или иного производственного задания, анализа полученных результатов, высказывания критических соображений по поводу решения поставленных задач. Творческие беседы предполагают выработку общей концепции работы организации, обсуждение принципов выполнения различных программ, проектов, заданий и т.п. Они позволяют определить перспективы развития данной структуры, расширяют горизонты видения проблемы, способствует повышению качества работы.
3. Работа в малых группах. Задания 1 (самоанализ студентов).
1). Запись обращений преподавателей к студентам. Их анализ.
2). Ответ на вопрос: «Почему в русском языке много сложных слов с первой частью добро-?». Аргументация ответа. Запись таких слов, объяснение их лексических значений.
Чтение списка имен прилагательных (Раздаточный материал). Какие из них вы не записали, отвечая на первую часть задания?
Какие их перечисленных имен прилагательных характеризуют положительные качества человека? Объясните значение этих слов.
С помощью каких прилагательных можно описать ту атмосферу, которая должна сопровождать речевое общение людей?
3) Чтение русских пословиц о правилах речевого этикета сначала про себя с вдумыванием в их содержание (Раздаточный материал). Списывание с обозначением логического ударения, повышения, понижения голоса, пауз. Чтение вслух пословиц с соблюдением правильной интонации.
Задание 2.Подготовка небольших выступлений, цель которых – убедить слушателей, что соблюдение правил речевого этикета создает престиж молодому человеку. Для аргументации предлагается использование следующих высказываний:
1) Манеры не пустяки, они плод благородной души и честности ума (А. Теннисон).
2) Воспитанность – единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени (Ф.Честерфилд).
3) Ничто не ценится так дорого и ничто не обходится нам так дешево, как вежливость (Сервантес).
Задание 3.Ознакомьтесь с данной информацией. Обратите внимание на 8 основных вопросов при собеседовании. Ответьте на них письменно.
Собеседование
Особое значение кадровые беседы приобретают при приеме на работу. Обычно их называют собеседованиями. Собеседование строится посредством следующих вопросов:
1. Что вы за человек?
Руководитель-интервьюер просит претендента рассказать о себе, он хочет знать о кандидате как можно больше.
2. Почему вы ищете работу?
Для руководителя важно понять причины поиска новой работы, логичность их обоснования.
3. Чем вы можете быть полезны?
Руководитель выяснит, насколько поступающий в курсе дел организации, в которой он хочет работать.
4. Каковы ваши сильные стороны?
Необходимо, чтобы претендент подтвердил наличие названных качеств примерами из своей практической деятельности, повседневной жизни. Целесообразно предложить ему описать свое поведение в одной из конфликтных ситуаций в вашей организации.
5. Каковы ваши слабые стороны?
Этот вопрос позволяет выяснить, насколько кандидат на вакантное место откровенен, искренен, психологически уравновешен, умеет ли извлекать уроки из своих ошибок.
6. Каким, на ваш взгляд, должен быть начальник?
Осторожно следует отнестись к ответам, в которых претендент стремиться показать свою покладистость, бесконфликтность.
7. Каковы ваши самые высокие достижения?
Если кандидат не способен назвать хотя бы один значительный успех, то вряд ли он готов к серьезной и ответственной работе.
8. На какую зарплату вы можете рассчитывать?