Структура и функции профессионально-этического кодекса педагогов

Профессионально-этический кодекс имеет четко выраженную структуру и может быть представлен состоящим из следующих основных разделов:

1. преамбула (введение), где обосновывается необходимость введения кодекса, раскрываются его цели и задачи, области применения, определяются субъекты и объекты деятельности;

2. ценности– требования к сущности и содержанию профессиональной деятельности как таковой;

3. принципы поведения – наиболее общие требования к поведению специалистов по всему спектру их деятельности;

4. профессиональный долг и обязанности (стандарты) специалистов (перед обществом и государством, профессией, коллегами и коллективом, учениками и их родителями, перед самим собой);

5. требования к качествам личности специалиста, критерии профпригодности и профотбора, требование профессионального и личностного совершенствования;

6. обеспечение исполнения кодекса, система санкций (наказания и поощрения);

7. условия действия и узаконивания кодека (когда и кем был принят, в каких случаях может применяться и при каких условиях может быть приостановлен).

Иногда в кодексе присутствуют дополнительные разделы:

- основные проблемные зоны, зоны конфликтов и наиболее общие пути их разрешения;

- важнейшие правила профессионального этикета;

- сотрудничество с другими профессиональными ассоциациями, государственными и общественными органами;

- оказание платных образовательных услуг, вознаграждение за работу

Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, поэтому педагог не утрачивает самостоятельности и свободы выбора.

Этические кодексы педагогов выполняютопределенныефункции, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов педагогического взаимодействия и способы их повседневных действий:

1. обеспечить этическую регламентацию, соответствующую специфике педагогической деятельности;

2. создать единую моральную основу профессиональной деятельности;

3. служить базовым критерием для определения профпригодности специалиста;

4. обеспечить этичность поведения педагогов, их коллективов и учреждений;

5. дать педагогам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и стандартов;

7. гарантировать осуществление прав учащихся;

8. обеспечить возможность взаимозаменяемости педагогов;

9. стимулировать постоянное нравственное совершенствование специалистов;

10. повысить моральный авторитет педагогических работников в обществе;

11. гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.


33. Этические комитеты как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов.

Cпецифика этических кодексов заключается в том, что они не имеют юридической или административной силы. Их назначение заключается в однозначном и известном для всех членов профессиональной группы описании того, «что такое хорошо, и что такое плохо» в ходе их повседневной работы. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии. Рекомендовано включать тексты кодексов в договоры при найме на работы, что должно повышать ответственность как работников, так и нанимателей за выполнение квалификационных требований.При приеме на работу в образовательное учреждение руководитель должен оговорить, что учитель имеет право действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе этического кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием этического кодекса. Предполагается, когда сотрудники будут знать что правильность, справедливость, пристойность их поступков описаны в кодексе, который все могут прочитать и оценить недостойное поведение с точки зрения этого кодекса, тогда будет действовать фактор, порождающий потребность беречь свою репутацию, чтобы не быть отвергнутым. Следование Кодексу – внутреннее решение, сво­бодное решение, но не частного лица, а профессионала, от­вечающего перед профессией и за профессию, за ее соци­альную миссию, а потому – решение ответственное.В современном обществе приняты различные формы контроля деятельности профессионалов. Они бывают как государственные, так и частные. Во-первых, в англоязычных странах большую роль в деятельности учебных заведений выполняют попечительские советы, в которые входят так называемые «стейкхолдеры» Во-вторых, в ряде профессий в настоящее время существуют комиссии по этике, решение которых является законом для специалистов. Подобный контроль гарантирует не только обществу, но и самому работнику уважение его как профессионала, право на труд, на выбор места работы. Вместе с тем корпоративная честь своим следствием имеет и формирование корпоративной ответственности. Этические комитеты или комиссии по этике призваны отслеживать случаи нарушения корпоративных кодексов, норм профессиональной этики, осуждать спорные ситуации, рекламации на оказанные услуги. Как правило, статус комиссий (комитетов) является промежуточным между общественными организациями, администрацией и институтом мировых судей. Комиссии по этике занимаются разработкой соответствующих кодексов по этике, контролируют их выполнение и вносят коррективы в их тексты. Комиссии по этике являются корпоративной формой разбирательства жалоб, как на внешние проявления неэтичного поведения специалистов, так и внутрикорпоративного решения конфликтов, предотвращения и реагирования на некорректные формы взаимоотношений. В них, как правило, входят представители администрации, кадровых служб, юристы, эксперты – профессионалы в области этики.В Белоруссии процесс формирования этических комиссий и комитетов находится в начальной стадии. Нарушение положений этического кодекса поведения учителя также может быть рассмотрено этическими комитетами (комиссиями),судами чести педагогического коллектива и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включающей в свою структуру данное учреждение системы образования Комиссия по этике уполномочена разбирать только публичные конфликты, а не частную жизнь педагогов.

Этическое регулирование предполагает три уровня санкций:

- чувство ответственности самого члена педагогического сообщества;

- осуждение общественным мнением педагогического коллектива;

- санкции, применяемые руководством в соответствии с действующим законодательством, если факт нарушения будет доказан после рассмотрения дела этической комиссией.


34.Деловой этикет в деятельности педагога.

Педагог призван быть источником культуры поведения, деятельным проводником, но он не вполне готов к выполнению этой роли: недостаточны его знания о сущности и содержании этикета, его собственное поведение нередко не отражает современных требований общества, он не владеет психолого-педагогическими основами введения этикета в жизнь ребенка.

В разрешении этого вопроса необходимо обратиться к выявлению связи культуры поведения и этикета.

Культура поведения представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом. Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том, что личность принимаема обществом и сама принимает это общество. В этикете заложена техника поведения, потому владение правилами этикета повышает уровень культуры поведения личности, вне зависимости от того, в какой сфере деятельности эта личность развивается. Культура поведения педагога несет в себе двойную нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, которая соответствует требованиям современного общества, во-вторых, она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие. Только обладая культурой поведения, педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности. Воспитатель и школьный учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно значимым. В рамках огромной социальной группы – воспитателей, учителей, преподавателей - вырабатываются правила поведения, объединенные в педагогический этикет.

Наши рекомендации