К экзамену по теории и методике развития речи детей
1. Детская речь как научная дисциплина – онтолингвистика.
2. История возникновения и развития отечественной и зарубежной онтолингвистики.
3. Доречевой этап коммуникативной деятельности детей.
4. Основы теории речевой деятельности. Язык, речь, речевая деятельность, языковые способности, речевое развитие. Структура языка и речи.
5. Особенности социолингвистической ситуации в Республике Беларусь.
Психолого-педагогическая характеристика двуязычия.
6. Методика развития речи как педагогическая наука, ее предмет, задачи. содержание.
7. Научные основы методики развития речи.
8. Становление методики развития речи детей как науки.
9. Вклад Ф.А.Сохина в разработку методической теории развития речи дошкольников. Основные направления современных исследований детской речи.
10. Цель, задачи, содержание речевого развития дошкольников, их научное обоснование.
11. Средства, методы и приемы формирования речевой деятельности дошкольников.
12. Условия успешного речевого развития детей дошкольного возраста.
13. Методические принципы речевого развития детей.
14. Понятие словарной работы, ее задачи, содержание в программе «Пралеска».
15. Методика развития словаря детей на занятиях. Приемы словарной работы.
16. Развитие словаря детей в разных видах деятельности.
17. Овладение детьми обобщающими понятиями
18. Особенности словарной работы с детьми в условиях близкородственного русско-белорусского двуязычия.
19. Диагностика лексического развития детей.
20. Понятие связной речи, ее виды, функции, задачи развития, содержание работы.
21. Речевое общение как фактор освоения социального опыта и овладения родным языком. Формирование форм общения у детей.
22. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи детей.
23. Беседа как метод обучения детей связной диалогической речи.
24. Классификация детских текстов.
25. Приемы обучения рассказыванию.
26. Методика обучения рассказыванию об игрушках и предметах.
27. Рассказы детей по содержанию картин.
28. Методика обучения рассказыванию из опыта.
29. Творческие рассказы детей.
30. Детские тексты-рассуждения.
31. Методика обучения детей пересказу художественных произведений.
32. Диагностика связной речи.
33. Особенности овладения детьми морфологической и синтаксической системами близкородственных языков. Словотворчество детей.
34. Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи.
35. Методика работы по освоению морфологии, синтаксиса и способов словообразования детьми дошкольного возраста.
36. Диагностика грамматических навыков детей.
37. Понятие звуковой культуры речи, задачи ее воспитания.
38. Содержание работы по воспитанию навыков речепроизношения в разных возрастных группах..
39. Особенности речевого аппарата детей, их влияние на освоение звуковой стороны речи.
40. Этапы обучения правильному звукопроизношению.
41. Воспитание звуковой культуры речи в разных видах деятельности. Приемы обучения детей речепроизношению
42. Воспитание интонационной выразительности детской речи.
43. Диагностика произносительных навыков у детей.
44. Литературное образование дошкольников: значение, задачи, содержание работы.
45. Принципы отбора литературных произведений и программа чтения в разных возрастных группах.
46. Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров.
47. Методика чтения и рассказывания детям. Использование книжной иллюстрации.
48. Методика работы с малыми жанрами фольклора.
49. Формы работы с книгой в детском саду. Книжный уголок.
50. Художественно-речевая деятельность дошкольников.
51. Подготовка детей к обучению грамоте: цель, задачи, содержание работы.
52. Методика ознакомления детей со звуковым строением слова.
53. Обучение дошкольников слоговому анализу слов.
54. Методика ознакомления детей с предложением.
55. Подготовка руки ребенка к письму.
56. Характеристика наглядных пособий по обучению грамоте, методика их использования.
57. Планирование речевой работы с детьми в ДУ: значение, виды, принципы планирования. Учет работы по развитию речи.
58. Методическое управление процессом речевого развития детей в ДУ.
59. Формы методической работы в ДУ
60. Тематическое инспектирование дошкольных учреждений по развитию речи детей.
61. Сотрудничество детского сада с семьей в области речевого развития дошкольников.
62. История развития лингводидактики в РБ.
Программа
подготовки к государственному экзамену по “Теории и методике развития речи детей дошкольного возраста” (ОЗО (3), ОЗО (5), “Дошкольное образование”
1. Основы теории речевой деятельности.
Язык, речь, речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Структура речевой деятельности. Речевая деятельность как объект обучения в дошкольном возрасте.
Языковая способность, ее основные компоненты. Речевая среда, ее роль в развитии языковых способностей детей. Речевое общение. Формы речевого общения, их возникновение и развитие у детей раннего и дошкольного возраста.
Научные основы методики развития речи и обучения родному языку детей: лингвистическая, психологическая, естественнонаучная, педагогическая основы методики развития речи детей. Детская речь как научная дисциплина – антолингвистика.
Цель, задачи, содержание, методические принципы развития речи детей в дошкольном учреждении. Условия осуществления программы развития речи детей.
Цель речевого развития детей в условиях близкородственного двуязычия.
Задачи развития речи в детском саду, их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование. Содержание работы по развитию речи детей в программе дошкольного образования «Пралеска». Методические принципы развития речи детей. Средства осуществления программы. Методы и приемы речевого развития детей дошкольного возраста. Условия осуществления программы развития речи детей.