IV. Формирование восприятия устной речи 1 страница

Логопедическая работа по преодолению фонематиче­ских нарушений у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с учетом следующих положений:

I. Современные представления о многоуровневой, структуре процесса восприятия речи (Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, В. И. Галунов, Л. А. Чистович, Е. Н. Винарская и т. д.).

Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня ос­новывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. При этом на более высоких уров­нях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового вос­приятия (долингвистические) и лингвистические ступе­ни. Конечным звеном лингвистических ступеней яв­ляется расшифровка смысла речевого сообщения.

2. Положение о соотношении элементарных и высших психических функций в процессе развития ребенка.

Психологические данные о соотношении элементар­ных и высших психических функций в процессе онто­генеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опи­рается на более элементарные функции. На поздних этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную структуру и реализуются с участием более высоких уровней психической деятель­ности. Таким образом, можно говорить о том, что фонематические функции (дифференциация фонем, фонема­тический анализ и синтез) опираются в своем развитии на достаточно сформированные элементарные функции восприятия речи.

3. Научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе.

Основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию! фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого и последнего звуков, играющих существенную роль при восприятии семан­тически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал.

В работе используются тестовые слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. Б. Покровского.

1. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный — гласный):

по во ни фе е чо цэ ме ке бе ми су гы е ро че те бу ча рю тэ та зы жо ге цы ма фо фе бя пе вы зу хи хе ки мо ра се пя ди да жа лю ца хы то хи ню бе ме ры фу зю хю на тю зе га хе

2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный — согласный):

ан ик ут ыц ор уф ин ам ол юс

ал уч оп уп ус эт ац эт ач ин

ит ом ак эл ац ап ок оф эх ис

ыл ат он эк от ал ас ип эт ум

ур ач ун эм ыр ыц оф ош ир оп

ух иш op an ык ин эт ом уч ыл

3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:

рек ниц зном рыс гек

зырь чтуй быс тет скес

фок щусь хул штай изм

дам пюм кац бек чинь

стар бань вюр нах бем

тапь зуф треп меф пась

мофь лям гоф сях рац^

цват трюль нуц рель ший

щурь луф фиш сузнь прень

сах десь жус цой лорь

При необходимости из этих таблиц молено созда­вать новые путем изменения порядка слогов по таб­лице случайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.

Работа со слоговыми таблицами включается в струк­туру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

Например, логопед рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человеч­ки. Он говорит, что эти человечки очень похожи на нас: они так же одеваются, живут в таких же домах, так же ходят, смеются, огорчаются. Только все у них очень маленькое и сами они очень маленькие. А вот разгова­ривают эти человечки совсем не так, как мы. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Но для этого нужно научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фи­гурки волшебных человечков. Дети вместе с логопедом «учат» волшебный язык. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребенок неправильно воспроиз­водит предъявленный слог, волшебный человечек убе­гает. Остальные дети исправляют допущенную ребенком ошибку. После этого он вновь воспроизводит слог. При правильном воспроизведении слога волшебный челове­чек возвращается. Игра продолжается.

© Формирование восприятия устной речи в процесc различения правильно и искаженно произнесенного Кука 1. Распознавание искаженного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля осуществляется одно­временно с формированием правильного артикуляторногo уклада звука, с использованием зрительного восприятия тактильных и кинестетических ощущений.

Логопед читает детям небольшой рассказ (например, «Свинья в гостях» из книги «Букваренок» Г. Юдина) и задает вопрос: «Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит» (четко и длительно произ­носит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым зву­чанием. Например: «С—С—С—С — течет из крана струй­ка воды»). Затем, закрывая нижнюю часть лица и чере­дуя правильное и искаженное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудности фонетических условиях. Ребенок, услышав дефектное произношение звука, поднимает фла­жок, сигнализируя об этом.

Затем проводится игра «Капризный телефон». Одно­му ребенку поручается роль ведущего. Остальные дети, имеющие нормативное или искаженное произношение звука, отличное от произношения ведущего, получают картинки, названия которых содержат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Ло­гопед предлагает игру: «Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда капризничает. Катя должна внимательно слушать и определить, капризничал теле­фон или нет. Если телефон работает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Катя услышит, что не все звуки в слове произнесены правильно». Взяв телефон­ную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каж­дый ребенок называет громко и четко изображенное на своей картинке. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошибается, то он уступает свое место другому ребенку, и игра про­должается.

2. Распознавание искаженного произношения, аналогичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами, которые описаны в п. 1. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное иска­женному произношению ребенка, или просит детей, име­ющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать изоб­раженное на своих картинках.

II ЭТАП. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне

В связи с тем что четкие фонематические представ­ления о звуковом составе языка способствуют совершен­ствованию правильного произношения (особенно в про­цессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществ­ляется в двух направлениях: развитие фонематическо­го восприятия (дифференциации фонем) и развитие фо­нематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательно­го уточнения произносительного и слухового образов отрабатываемого звука и ведется в трех направлениях.

© Уточнение артикуляции звука с опорой на зритель­ное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

При уточнении правильной артикуляции звука, на­пример [С], обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты и улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука детям предлагаются изображения символы: губы, растянутые в улыбку; язык с опущенным вниз кончиком. Формирование умения кинестетически ощущать положение кончика языка (приподнят или опущен) осуществляется в процессе сравнения звука [С] со звуком |Т|. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная шнспя и холодная воздушная струя, голосовые складки ков слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отношению к другим.

Основное внимание в методике формирования вос­приятия устной речи направлено на развитие дифферен­циации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смысло-различительными (фонетических).

При разработке данной методики использованы в адап­тированном варианте некоторые приемы и методы, опи­санные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой.

Работа по преодолению фонематических нарушений проводится поэтапно.

I Э Т А П. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне

Задачами этого этапа являются:

—развитие распознавания звуков речи, т. е. воспри­ятия устной речи на сенсомоторном уровне;

—развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

—формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

—создание благоприятных условий для последующе­го формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится и двух направлениях.

® Формирование восприятия устной речи в процесс ее имитации слогов

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различе­ния звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность инфор­мации, встречное моделирование, смысловую догадку, не вибрируют. Слуховой образ звука [CJ сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Поло­жение языка при произнесении звука [С] подкрепляется определенным положением руки и обозначается гра­фически так:

® Выделение звука на фоне слога

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук [С]). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т. д.). Слоги не должны содержать оппозиционных звуков.

® Выделение звука на фоне слова

Эта работа проводится на материале слов, содержа­щих данный звук и не имеющих его. Исключаются сло­ва со сходными акустически и смешиваемыми в произ­ношении звуками.

Предлагаются следующие упражнения.

^УПРАЖНЕНИЯ

Определение наличия заданного звука в слове

1. Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

3. «Чудо-дерево».

Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

4. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изобра­жением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

5. «Лото».

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изоб­ражением 4—б предметов, в названии которых присут­ствует и отсутствует заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым пра­вильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Выделение первого и последнего звука в слове, на­хождение местоположения заданного звука

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.

2. Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

3. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, Щпки, окна, уши, арка, облако.

4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного [А], [У]).

5. Отобрать картинки, названия которых начинается с заданного звука (ударного [О], [И]).

(i. Назвать в слове первый (последний) звук.

7. Отобрать картинки, названия которых начинают ш па заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

К. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, ко njii.K' начинаются на заданный звук (заканчиваются Вдшшым звуком).

!). «Лото». ■ Детям предлагаются карточки с изображением 4 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой на­чинается на заданный звук.

10. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает.

Тот слезы проливает.

(Лук)

Летом снег! Просто снег!

Снег по городу летает.

Почему же он не тает?

(Пух)

Я на ветке сижу

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Мягкие лапки,

А в лапках —царапки.

(Кот)

Дом тенистый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Что копали из земли.

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли.

Ели и хвалили?

(Картофель)

11. «Кто больше?»

Детям предлагается сюжетная картинка (напримере «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова).За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

12. «Найди общий звук».

Логопед называет слова (например, со звуком [С] в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встре­чается во всех этих словах и где он слышится.

13. «Логопедическое домино».

Игра строится по принципу домино. Детям раздают­ся карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [Н], присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий

[картинку, название которой заканчивается звуком [Л], —

■К картинке стол, и т. д.

14. «Цепочка».

Ведущий называет слово (например, автобус). Сле­дующий участник игры определяет последний звук в словеи подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

15. «Подумай, не торопись».
Детям предлагается:

I) подобрать слово, которое начинается на последний ■ пи слова стол;

I 2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр;

I 'Л) подобрать слово, чтобы первый звук был [К], а ■передний [Т];

I 4) ответить, какое слово получится, если к слогу [НО] ^шжкитьодин звук.

I id. Определить местоположение звука в слове.

I Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, го-Щс, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), ■дсляя голосом звук [С],и предлагает детям опреде-Н|'п. местоположение этого звука в слове.

17. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце сло­ва, в третий — в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, ска­калка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

18. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

19. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середи­не слова.

20. Выбрать из предложенных картинок только те, J в названии которых заданный звук находится в конце] слова.

21. «Веселый поезд».

Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.

22. Работа с карточками.

Детям раздаются карточки, разделенные на три чаев ти (означающие местоположение звука в слове — в начале, середине и конце), и фишка. По заданию логойИ да, называющего слова, дети помещают фишку в гщ часть карточки, которая соответствует местоположение заданного звука в слове.

23. «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.

24. «Рыболовы».

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

25.Подобрать слова, в которых заданный звук на­ходится в начале слова.

26.Подобрать слова, в которых заданный звук на­ходится в середине слова.

27.Подобрать слова, в которых заданный звук на­ходится в конце слова.

Определение последовательности и количества зву­ков в слове

1. Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребе­нок последовательно называет звуки в слове, обознача­ющем название этой картинки, показывая их на звуко­вой линейке, а затем определяет количество звуков.

2. «Живые звуки».

Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук [С], другой — [О], третий — [К]. Ill грающие дети называют эти звуки. Затем они прячут-■н, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, Иикой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-Луки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?

3. Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую Всему.

4. Из ряда предметных картинок выбрать те, назва-■ II н которых соответствуют предложенной схеме (сок, ■lie. стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

5. Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенным схемам.

6. Сгруппировать картинки в соответствии со схемами.

7. «Угадай-ка». I а. Угадать, какое слово получится из первых звуков, Вторые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, то­пор — кот).

б. Угадать, какое слово получится из последних зву­ков, которые встречаются в названиях предметных кар­тинок (например: автобус, пальто, дом — сом; кенгу­ру, самолет, носок, игла — утка).

8. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.

9. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.

10. «Телевизор».

На экране телевизора появляется картинка. Ребенок называет ее, составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными фишками, а согласные — синими.

11. Отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, составить его схему.

Кто не лает, не кусает, А в дом не пускает?

(Замок) Рыжая с пушистым хвостом Живет в лесу под кустом.

(Лиса)

Мягкие лапки,

А в лапках — царапки.

(Кошка)

Бегут по дорожке Доски да ножки.

(Лыжи)

Хвостом виляет, Зубаста, а не лает.

(Щука)

Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?

(Волк)

Кто меня тронет, Тот заплачет.

(Лук) Крылья есть, да не летает. Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

12. «Пирамида».

Каждому ребенку предлагается рисунок пирамиды. В основании пирамиды — пять квадратов, выше — четы­ре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картин­ки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти ■оиуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, щпива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

13. «Новоселье».

Детям предлагаются предметные картинки с изобра­жениями животных и птиц. Логопед говорит, что у жи­вотных и птиц — новоселье, и просит детей расселить

Щи. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен

Вить на своем этаже: в соответствии с количеством зву-В>н в их названии. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в словах и место картинки в доме. Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк,

Мои. лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кро В|/л. журавль.

I II. Отобрать картинки, в названии которых задан-^В количество звуков.

■ 15. Подобрать слово с заданным количеством звуков.

11<>. Распределить картинки по количеству звуков в Вне: в первый ряд те, в названии которых три звука, В Мторой — четыре, в третий — пять.

IV. Формирование восприятия устной речи 1 страница - student2.ru 17. «Молчанка».

Логопед предлагает посмотреть на игрушки, предме­ты и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий, найдя соответству­ющую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, пока­зывает ее. Остальные дети по своим звуковым линей­кам проверяют правильность выполнения задания.

18. «Умные часы».

На циферблате часов вместо цифр расположены кар­тинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку против кар­тинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти ей пару: установить стрел­ку против другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

19. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

20. Подобрать слова, начинающиеся и заканчива­ющиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).

Например, с...а:

из четырех звуков — сода, сова, сама;

из пяти звуков — сумка, сушка, сайка.

Определение места звука по отношению к другими звукам

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после задав ного звука. Детям предлагается самим подобрать слоев в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

В процессе формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важн<Я значение имеет позиция звука в слове, характер звуиЯ а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в сере­дине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее — если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Труд­ность выделения звука на фоне слова нарастает с увели­чением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фо­нематического анализа учитывается фонетическая труд­ность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фо­нетически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в про­цессе выполнения предложенных заданий рекомендует­ся следующее содержание, и последовательность предъяв­ления речевого материала (на примере звука [С]).

1. Слоги структуры типа [СГ] (согласный — глас­ный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.

2. Односложные слова без стечения согласных зву­ков, состоящие из закрытого слога: сад, так, сок, суп, тыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес

In т. д.

3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых ьюгов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, -луна, рука,\ухо, сыро, весы. Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра
I т. д.

4. Двусложные слова, состоящие из открытого и in к-рытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, по-

ир. сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.

5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, Шпиш, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, шепой, весна и т. д.

6. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.

7. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.

8. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, ска­ла, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.

9. Двусложные слова со стечением согласных зву­ков в начале и середине слова: ставни, спутник, слов­но, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клум­ба, кружка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.

Работа по развитию более сложных форм фонемати­ческого анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации! звуков [С] и [3].

Дифференциация звуков [С] и [3] в слогах

1. «Скажи наоборот».

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком [С] или [ЗЯ Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, измешЯ звук в слоге: са — за, зу — су, аса — аза, озо — осо и т. Л

2. «Телефон».

Дети делятся на две команды. Логопед называет слаЯ говой ряд (са-за-са; са-са за; за-за-са; са-зу са; зы-со- е Шсо-зу-сы й т. д.), который дети должны воспроизвести, передавая друг другу от первого участника команды к последнему. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведет слоговой ряд.

3. «Веселые картинки».

Ребенку демонстрируются картинки с изображени­ем лица с вытянутыми вперед губами (звук [У]), с изоб­ражением струи воды, вытекающей из крана (звук [С]), с изображением комара (звук [3]). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ре­бенка назвать соответствующий расположению картинок слог. Затем по заданию логопеда ребенок сам составляет слоги, преобразуя их путем перестановки картинок.

4. Поднять соответствующую картинку (кран с во­дой, комар) после произнесения логопедом слогов со зву­ками [С] и [3].

5. Подобрать слоги со звуками [С] и [3] и заданным Гласным звуком.

Дифференциация звуков [С] и [3] в словах

1. «Кто внимательнее?»

' Логопед произносит ряд слов со звуками [С] и [3], сходящимися в разной фонетической позиции. Если в Ьюве есть звук [С], дети поднимают синий кружок, если ■ук [3] — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, нос-и, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ана ис и т. д.

2. Разложить картинки в два ряда: в первый — картинки со звуком [С], во второй — со звуком [3].

3. Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каждой паре разные: суп —зуб, коса — коза, собор — забор.
4. Добавить в предложение нужное по смыслу слово.
){сти ели вкусный ...
У Зои разболелся ... (зуб, суп)

У Сони русая ...

В сад забрела ... (коса, коза)

Помидоры, надо ... рассолом.

Надо ... на зиму капусту. (солить, залить)

У больного красный ...

Начался весенний ... (сев, зев)

Дедушка поставил высокий ...

Архитектор построил красивый ... (забор, собор)

5. «Воздушные шары».

На картинке изображены девочки Зоя и Соня, дер­жащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного ма­териала соответствующие картинки: Зое — со звуком [3], Соне — со звуком [С].

6. Детям предлагаются карточки, разделенные по­середине горизонтальной чертой. Верхняя половина карточки заполняется картинками, в названии которых встречается звук [С], нижняя — картинками, в названии которых есть звук [3].

Наши рекомендации