Теоретические основы физического воспитания детей
Методы
Создание у детей практического опыта Формирование у дошкольников нравственных
общественного поведения представлений, суждений, оценок
- метод приучения; - беседы;
- упражнений; - художественная литература;
- пример взрослого; - рассказывание, рассмотрение картинок;
- показ действия; - диафильмы, радио, телепередачи.
- организация деятельности;
- труд;
- игра.
- метод убеждения;
- положительный пример;
- поощрение, наказание.
Условиями нравственного воспитания являются следующие:
- организация целесообразной деятельности;
- уважение к личности ребенка;
- признание его субъектом воспитания;
- индивидуальный подход к детям;
- создание обстановки положительного эмоционального микроклимата в группе
детского сада;
- единство требований со стороны всех воспитывающих ребенка лиц.
Задачи не являются раз и навсегда заданными. На них оказывают влияние исторический этап, социокультурные условия жизни. Так, например, относят к "забываемым проблемам" (С. Козлова) задачи патриотического воспитания, воспитания коллективизма, трудолюбия.
РЕД(
I группа:
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
?художественная литература:
?изобразительное искусство;
?музыка;
?кино, диафильмы.
II группа:
ПРИРОДА
IIIгруппа:
СОБСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
-игра; -труд;
- учение;
- художественная деятельность;
- общение.
IV группа:
АТМОСФЕРА,
В КОТОРОЙ ЖИВЕТ РЕБЕНОК
- бытовые условия;
- культура людей
ближайшего
национального
окружения;
- достопримечательность
родного края.
Содержание нравственного воспитания в системе дошкольного образования
На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной рассматривались цель, содержание, методы нравственного воспитания
детей дошкольного возраста.
Долгие годы педагогический процесс больше был направлен на социум (интересы общества, государства), примат общественного интереса над личным.
Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. Возможные последствия возведения национал-патриотических ценностей в принцип государственной политики в сфере образования, обозначены Е.В. Бондаревской и СВ. Кульневич1. "Задавшееся национальным вопросом правительство получает национальный ответ в форме быстрого продвижения вверх маргиналов с низов социальной лестницы люмпенизации всех сфер общественной жизни посредством безэтапных прорывов из одной культуры в другую, резкого понижения общего уровня культурности, огрубления нравов, опошления вкусов, разгула преступности и т.д.."
В наше сложное время, ведущие исследователи проблем нравственного воспитания конституирующими основами нравственного воспитания считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения.
Проблеме формирования эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения посвятили свои исследования Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, В.Д. Бондарь, А.П. Усова и др.
По утверждению психологов, социологов, педагогов уже в первые годы жизни необходимо воспитывать доброе отношение к людям, к человеку. Ребенку раннего возраста (до 3 лет) доступно доброе отношение к человеку.
Позитивное отношение взрослых к людям разных национальностей, создание педагогических условий способствует воспитанию у детей опыта межличностного общения в поликультурных условиях.
Основные педагогические условия, которые обеспечивают позитивный опыт межнационального общения следующие:
— уважение личности ребенка со стороны родителей, педагогов;
— воспитание любви к родному народу и людям своего ближайшего
национального окружения;
— взаимосвязь национального и интернационального, примат общечеловеческих
ценностей;
— приобщение к культуре разных народов;
— взаимодействие и сотрудничество детского сада с семьей;
— этнографическое просвещение сотрудников детского сада и родителей,
формирование у них, наряду с общей культурой, культуры межнационального общения;
— воспитанность самого педагога;
— усиление внимания к эмоциональному компоненту отношений, к накоплению
позитивного опыта межличностного общения в полиэтнических условиях;
— использование устного народного творчества как одного из основных средств
воспитания у детей этики межнационального общения; художественной литературы,
музыки, живописи, декоративно-прикладного искусства, игр (подвижных, народных,
дидактических), игрушек, кукол в национальной одежде;
— общение с людьми разных национальностей.
Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. —Ростов-на-Д.: Творческий центр "Учитель", 1990. — 560 с.
Методологической основой в решении задач воспитания гуманных чувств и отношении являются основные положения А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании дошкольников. А.В. Запорожец назвал умение понимать другого новым видом внутренней психической активности ребенка и конституирующими компонентами такой активности являются:
— сформированность социальных чувств ребенка;
— умение совершать добрые поступки, проявлять гуманные отношения к
окружающим (не потому, что на это ориентируют правила, а потому, что он испытывает
сочувствие, доброжелательность к сверстнику), ребенок поступает часто в разрез с
правилами не потому, что он их не знает, а потому, что он в своем поведении не
ориентируется на состояние сверстников, в нравственном воспитании необходимо
достичь такого положения, чтобы поступок, соответствующий моральной норме, стал для
ребенка личностно значимым.
Современные исследователи проблемы воспитания гуманности: Л.А. Пеньевская, A.M. Виноградова, И.С. Демина, Л.П. Стрелкова, А.Д. Кошелева и др. внесли значительный вклад в определение, уточнение содержания, методов, средств, форм работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности является, по мнению ученых, отношение ребенка к природе, людям и самому себе. Основными средствами воспитания гуманных чувств, отношений выделены художественная литература, игра, занятия, труд, фольклор, сказки. Ведущими методами является пример взрослого, организация педагогических ситуаций, способствующих преобразованию положительного опыта поведения, оценка взрослых и их похвала.
В исследованиях А. Суровцевой, Е.Ю. Демурова, Н.А. Стародубовой, Р.С. Буре определены нравственно-волевые качества детей дошкольного возраста: настойчивость, дисциплинированность, организованность, целеустремленность, ответственность -условия их воспитания.
1. Дисциплинированность:
— создание обстановки полезной деятельности;
— формирование уважительного отношения к занятиям сверстников, внесение
правил и обоснование их необходимости;
— проявление уважения к ребенку при предъявлении требований к его уважению.
2. Настойчивость:
— введение мотивов, значимых для ребенка;
— поддержка его усилий, положительная оценка промежуточных результатов;
— опора в оценке на положительные результаты деятельности, имевшей место в
прежнем опыте.
3. Условия для организации занятий способствующих решению задач
нравственного воспитания:
— отбор содержания с учетом
а) его объема, степени новизны, сложности для восприятия, или
выполнения, наличия достаточных трудностей, преодоление которых
приводит к успеху;
б) заинтересованность детей.
— использование методов, позволяющих организовать поисковую деятельность,
избегать излишних разъяснений и указаний, учитывающих степень усвоения детьми
предыдущего содержания; введение мотивов, побуждающих к качественному
выполнению заданий;
— придание деятельности коллективного характера;
— обсуждение примеров поступков литературных героев;
— рассматривание сюжетных картин, в которых изображены ситуации из жизни
детей;
— анализ проблемных ситуаций: «Что будет если ?»;
—обсуждение сказок с определенной моралью.
В отечественной педагогике к одному из основополагающих принципов воспитания (воспитание детей в коллективе) предъявляются серьезные обвинения: нивелировка личности, пренебрежение к ее потребностям и интересам, подавление индивидуального коллективистским началом (быть как все).
Однако отмечены и положительные стороны этого принципа: развитие внимания и желания оказывать помощь, препятствовать развитию эгоистических начал, умение подчинять свое поведение общей цели и др.
В отечественной теории и практике проблема формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста рассматривалась в контексте формирования начал коллективизма (Ф.Р. Левин-Щирина, Мариева Т. А., Ф.Г. Нечаева и др), развитие качеств "общественности" (А.П. Усова), отзывчивости и взаимопонимания (Л.А. Пеньевская, Т.И. Пониманская и др), социального развития (Р.Г. Буре, Я.Л. Коломинский, СВ. Петерина и др.), особенности общения (В.Р. Лисина). Авторы разработали сущность, принципы, содержание, методы и методики формирования взаимоотношений, развитие качеств "общественности". Под качеством "общественности" А.П. Усова понимала умение ребенка войти в коллектив сверстников, наладить отношения с ними, подчиниться общему замыслу или предложить свой, встретиться с отношением к себе и т.д. Этот процесс предлагает следующие этапы и условия.
Этапы развития "детского сообщества":
- взаимная симпатия к сверстникам;
- совпадение интересов;
- объединение детей в общей деятельности, в которой могут быть реализованы разные интересы;
- тяготение к обществу сверстников, поддерживающего ребенка (ребенку становится очень
значимой оценка его достижений обществом сверстников).
Условия формирования коллективистической направленности личности:
- учет интересов каждого ребенка в группе сверстников, создание условий для их реализации;
-обеспечение каждому ребенку эмоционального комфорта (чувства защищенности,
удовлетворительность в общении со сверстниками);
- постепенное объединение детей в совместной деятельности на основе их интересов;
- демонстрация значимости интересов деятельности каждого ребенка, группы в целом;
- формирование практического опыта проявлений отношений к сверстникам тактичности в
выражениях претензий и пр.
Литература:
1. Буре Р.С, Островская Л.Ф. Воспитатель - дети. - М., 1985.
2. Вересов Н.Н. Мы - земляне. Программа по экологическому воспитанию старших
дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1993. - №7.
3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Под. ред. A.M.
Виноградовой. - М., 1991.
4. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. - М., 1992.
5. Иванникова Г. Воспитание культуры поведения //Дошкольное воспитание, -1990. -№11.
6. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер
коммуникабельности. -Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников. - Киев, 1988.
8. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. - М., 1987.
9. Петерина СВ. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста. -М., 1986.
10. Ситаров В.А., Иаралов В.Г. Педагогика ненасилия. - М., 1994.
11. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер мл. Р. Ребенок как личность: становление
культуры справедливости и воспитание совести. - М.: «Смысл, СПб.: «Гармония», 1994.
12. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.
13. Тренинг общения // Педагогический вестник. 1996, №2 Январь.
14. Формирование нравственных качеств ребенка в детском саду и семье / Под. ред.
Т.А. Марковой, Г.Н. Годиной.-М., 1998.
Контрольные задания по теме: «Теоретические основы нравственного воспитания»
1. Дайте определение понятию «нравственное воспитание».
2. Определите, какому понятию здесь дано определение?
.... - результат воспитания, уровень нравственной воспитанности и процесс активного усвоения личностью нравственных ценностей под влиянием воспитания, социальной среды и опыта деятельности».
З.С какого возраста следует начинать нравственное воспитание детей? Выберите верный ответ.
а) на первом году жизни;
б) с двух лет;
в) с трех лет.
4. Кто исследовал такую проблему нравственного воспитания, как формирование
культуры поведения? Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком.
а)Ядэшко В.И.;
б) Петерина СВ.;
в) Суслова Э.К.
5. Укажите средства нравственного воспитания.
а)......................... ; б)................. ; в).................... ; г)..........................
6. Установите соответствие групп методов нравственного воспитания с их
составляющими:
1. Метод формирования нравственного а) убеждение;
поведения. б) приучение к формам общественного
2. Метод нравственного сознания. поведения;
3. Метод стимулирования чувств и в) упражнения в нравственном поведении;
отношений ребенка. г) пример;
д) поощрение;
е) наказание;
ж) разъяснение;
з) внушение;
и) этическая беседа;
к) руководство разнообразной
деятельностью детей
7. Нравственное воспитание осуществляется; (отметьте верные ответы каким-либо знаком)
а) в специальном виде деятельности, которая «обслуживает» эту область воспитания;
б) во всех видах деятельности, доступных ребенку;
в) только в специально отведенное время;
г) постоянно.
8. Рассмотрите схему, дополните ее, указав все задачи нравственного воспитания.
Формирование
представлений о
нормах морали. О
состоянии действительности.
Формирование навыков и
привычек поведения,
соответствующих нормам
морали.
9. Какие четыре аспекта включают современные ученые в содержание НВ детей?
а) ; б)......... ; в)................ ; г)................
10. Перечислите условия нравственного воспитания.
11. Для какого из четырех аспектов НВ свойственны следующие характеристики:
- появление и развитие дружбы;
- отзывчивость и взаимопомощь;
- усвоение нравственных норм;
- культура поведения и взаимоотношений.
Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком.
а) воспитание гуманности;
б) воспитание коллективизма;
в) воспитание патриотизма;
г) воспитание трудолюбия.
12. Прокомментируйте формулу нравственности П.Ф. Лесгафта. Каждый нормальный,
без патологии родившийся ребенок, способен вырасти в высоконравственную
творческую личность, если только взрослые (родители и воспитатели не помешают, а
поспособствуют ему в этом
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Теоретические основы физического воспитания детей
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой активной творческой жизни, счастья и благополучия человека.
Охрана здоровья детей, забота о них - дело не только работников медицины, но и педагогов. Основой формирования личности является полноценное физическое развитие и здоровье ребенка. Слова В.А. Сухомлинского « ...забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - приобрели особую актуальность в наши дни. В докладе Министра образования Российской Федерации В.М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования «Российское образование: состояние, проблемы, перспективы» (Москва, 4 января 2000г.) подчеркивается «... практическое отсутствие направленности общеобразовательных программ на воспитание здорового образа жизни» в совокупности с неблагоприятной социально - экономической обстановкой и экологической ситуацией приводит к тому, что только 15% детей заканчивают школу без хронических заболеваний».
Статические данные последних лет свидетельствуют о катастрофическом снижении здоровья детей, как в целом по стране, так и по Адыгее, в частности.
Социальный, экономический кризисы, ухудшение экологических условий самым отрицательным образом отразились на физическом и психическом здоровье детей. Рождаемость практически здоровых детей снижается с каждым годом. Все больше детей имеют те или иные хронические заболевания опорно- двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. Исследования последних лет говорят о том, что только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. К моменту окончания школы их число снижается до 3%. Среди «отстающих» школьников 85-90% не справляются с требованиями школьной программы не из-за лени и недоразвитости, а вследствие ослабленного здоровья. Согласно исследованиям 75% болезней взрослых заложены в детском возрасте.
Происходит эволюционное вырождение человечества. Преодолеть депопуляцию можно только укрепив здоровье.
Здоровье взрослых закладывается в детстве. Здоровье понятие относительное, поэтому существуют разные точки зрения на содержание этого понятия.
Здоровье рассматривается:
как полное физическое и эмоциональное благополучие (И.Н. Усова, Е.К. Ефимов, В.Н. Марков и др.);
- как уравновешенность организма с окружающей средой (В.Г. Яковлев,
Большая Советская энциклопедия);
- как залог нормального развития человека на всех этапах его жизни (Х.Л.
Гусалов, М.А. Жуковский, Н.Т. Кольцова и др.);
- как физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека
(Т.А. Куликова, С.А. Козлова).
Охрана здоровья детей, деятельность взрослого, направленная на поиск путей укрепления здоровья ребенка, ее трудовой, репродуктивной, валеологической достаточности, составляет содержание физического воспитания и является основным аспектом физической культуры.
Физическая культура, как составная часть общей культуры личности, зарождается с первых дней жизни, принадлежит к общечеловеческой культуре. Существуют противоречивые толкования данного понятия. Физическая культура рассматривается:
- как средство совершенствования физических качеств человека (Г.И.
Кукушкин, Н.А. Пономарев, Э.С. Маркарян, М.С. Каган и др.);
- как способ и результат преобразования человеком собственной природной
данности (М.С. Каган);
- как формирующее начало сложного искусства движений и действий не
свойственных человеку, как биологическому существу (В.М. Выдрин, Н.А. Понамарева);
- как понятие синтезирующее два аспекта:
1) совершенствование, развитие природных данных;
2) совершенствование образа жизни, жизнедеятельности, стремление к
целостному развитию, здоровому образу жизни (Л.В. Абдульманова, Ю.Ф.
Змановский).
Р.В. Тонкова-Ямпольская так определяет ЗОЖ - «здоровый образ жизни - это благоприятный эмоциональный климат, дружеские доброжелательные отношения родителей друг к другу и к ребенку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе; и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению». Т.Я. Черток считает, что забота о развитии и здоровье ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье, который включает в себя обеспечение возрастного режима и рациональное питание, гигиеническое воспитание и обучение детей.
В специальной литературе выделены основные факторы, детерминирующие здоровье ребенка, главные из которых - наследственность и здоровый образ жизни.
Исследователи проблемы здорового образа жизни ребенка (Ю.Д. Змановский и др.), выделяют следующие факторы ЗОЖ:
режим как основа формирования биоритмов в деятельности организма;
навыки гигиены;
двигательная активность;
закаливание;
положительные эмоции;
полноценное питание.
Естественно-научной основой физического воспитания является учение И.П. Павлова о единстве организма и среды, о целостности организма, регулирующей роли центральной нервной системы.
И.М. Сеченов в учении об условно-рефлекторных временных связях показал, что человек рождается с незначительным числом инстинктивных движений. Все остальные движения - произвольны и строятся под влиянием воздействий на органы чувств ребенка.
Признание социальной обусловленности развития моторной функции организма порождает убежденность в возможности планомерного воздействия на физическое развитие ребенка.
Созданию основ физического воспитания способствовало осмысление процесса становления личности ребенка Я.А. Коменским. Он подчеркивал роль физических упражнений в духовном и нравственном воспитании.
На развитие теории физического воспитания большое влияние оказали идеи Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Основоположником научной системы физического воспитания назван П.Ф. Лесгафт, который ввел понятие «физическое образование». В трудах «Семейное воспитание» (1884г.), «Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста» (1888-1901 гг.), «Основы теории анатомии»(1892г.) и др. он обосновал гармоничное развитие ребенка как правильное сочетание умственных и физических сил.
В разработку содержания методов физического воспитания детей дошкольного возраста большой вклад внесли крупные ученые: Е.А. Аркин, Л.И. Чулицкая, Е.Г. Левин-Гориневская, А.И. Быкова, Н.М. Щелованов, Ч.М. Аксарина и др. В настоящее время над этими проблемами работают коллективы специалистов НИИ дошкольного воспитания АПН РФ, Института гигиены детей и подростков, дошкольного сектора НИИ школ МП РФ и ряд кафедр дошкольной педагогики.
В ряде детских учреждений работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных учреждений проведением занятий по физической культуре по-прежнему занимаются воспитатели.
Поэтому будущий воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а значит, прежде всего, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников.
Осуществлять физическое воспитание детей - это значит:
уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей;
- формулировать задачи физического воспитания на определенный период
(например, на учебный год) и определять первостепенные из них с учетом
особенностей каждого из детей;
- организовывать процесс воспитания в определенной системе, выбирая наиболее
целесообразные средства, формы и методы работы в конкретных условиях;
- сравнивать достигнутые результаты с исходными данными и поставленными
задачами;
- владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его.
Основные понятия теории физического воспитания
Воспитатель детского сада в своей работе постоянно оперирует специальными понятиями теории физического воспитания.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.
В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки, жизненная емкость легких и т. д.).
В широком понимании термин «Физическое развитие» включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер). В детском саду не менее двух раз в течение года проводится специальное обследование уровня развития детей, определяется его гармоничность, соответствие возрастным физиологическим показателям. При отклонениях в физическом развитии с детьми проводятся коррекционные работы.
Физическая подготовленность - уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств человека. В результате глубокого изучения возможностей детского организма учеными были разработаны нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требования к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ для дошкольных учреждений.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на достижение хорошего физического и двигательного развития ребенка. В процессе физического воспитания одновременно решаются и задачи разностороннего развития (умственного, нравственного, эстетического, трудового).
Физическая подготовка - это профессиональная направленность физического воспитания. Воспитатель детского сада как специалист по физической культуре должен обладать определенным уровнем двигательных умений и физических качеств, необходимых в работе с детьми.
Физическое образование - одна из сторон физического воспитания, направленная на овладение профессиональными знаниями, двигательными навыками.
Физические упражнения - движения, двигательные действия, отдельные виды двигательной деятельности, которые используются для решения задач физического воспитания.
Двигательная деятельность - деятельность, основным компонентом которой является движение и которая направлена на физическое и двигательное развитие ребенка. Двигательная деятельность является также средством разностороннего развития детей.
Спорт - специальная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов в разных видах физических упражнений, выявленных в результате соревнований.