Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста
(ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ)
СОСТАВИТЕЛИ Л. С. СОЛОМАХА, Н. В. СЕРЕБРЯКОВА
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________
Дата рождения, возраст __________________________________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть) _________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________
Из какого ДОУ поступил ________________________________________________
Решением медико-педагогической комиссии от _____________________________
протокол № ______ принят на срок ________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии ______________________________
______ ______
Дата заполнения речевой карты ___________________________________________
Логопед _______________________________________________________________
Решением медико-педагогической комиссии от _____________________________
выпускается с __________________________________________________________
(состояние речи)
в _____
(вид школы, дошкольного учреждения)
Ответственный за выпуск ________________________________________________
Члены МПК (фамилии логопедов)_________________________________________
Анамнез
Мать _________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец __________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ________________________________________________
______
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________
От которой по счету беременности ребенок ________________________________
Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции) ______________
______
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________
______
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) _________________
______
Когда закричал ребенок _________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________
Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка)__________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении _________________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить __________________________________
как взял грудь ___________________________________________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ________
______
Грудное вскармливание до ______________________________________________
Когда выписались из роддома ____________________________________________
если задержались, то почему
Раннее развитие
Голову держит _________________________________________(в норме с 1,5 мес.)
Сидит __________________________________________________(в норме с 6 мес.)
Стоит ____________________________________________(в норме с 11 до 12 мес.)
Ходит _________________________________________________ (в норме с 1 года)
Первые зубы ________________________________________ (в норме в 6 – 8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)
До года_______________________________________________________________
После года____________________________________________________________
До 3 лет______________________________________________________________
Данные о нервно-психологическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление ________________________________________________(в норме 2-3 мес.)
Лепет _____________________________________________(в норме от 4 до 8 мес.)
Характер лепета________________________________________________________
Первые слова_________________________________________(в норме около года)
Первые фразы_____________________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)______________________
____
Использование жестов_________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.)______________________________________________________________
Занимались ли с логопедом_______________________________________________
(с какого возраста)______________________________________________________
Результаты логопедической работы________________________________________
I. Исследование неречевых психических функций
Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования | а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательность общение, избирательный негативизм); б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое); в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры); г) индивидуальные особенности. |
Состояние слухового внимания | а) дифференциация звучащих игрушек; б) определение направления источника звука (звучащей игрушки). |
Исследование зрительного восприятия | а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой-маленький; б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом): 2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый; 3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый; в) восприятие формы (с 3 лет): различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат). |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса | а) ориентировка в пространстве (вверху-внизу, впереди-сзади); б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей); в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки). |
Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.) | Для детей от 2 до 3 лет: – пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу; – перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см; – медленно покружиться на месте; – бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы; – поймать брошенный мяч; – подпрыгнуть на двух ногах на месте; – выполнить наклоны вперед и в стороны. Для детей от 3 до 4 лет: – пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга; – перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу; – пройти по проложенному на пол шнуру; – прыгнуть в длину с места; – переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой). |
Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики) | В 2-3 года: – «покормить» куколку; – слепить из пластилина палочку, шарик, баранку; – уметь самостоятельно пользоваться ложкой. В 3-4 года: – расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш; – рисовать горизонтальные и вертикальные линии; – рисовать круг, тело человека; – складывать крупную мозаику. |
II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Исследуемые состояния фонетической стороны речи | Приемы исследования |
Воспроизведение звукоподражаний | Повторить за логопедом: Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и. Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав. Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау. Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу. |
Исследование звуко – слоговой структуры слов (с 3 лет) | Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слов (отметить максимальное количество слов правильно воспроизведенных слов). |
Состояние звукопроизношения | Гласные____________ [й]___________________ Согласные__________ свистящие____________ [б], [п], [м]__________ шипящие_____________ [в], [ф]_____________ аффрикаты___________ [д], [т], [н]___________ [л], [л’]______________ [г], [к], [х]__________ [р], [р’]______________ |
Анатомическое строение артикуляционного аппарата | Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы); б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.); в) челюсти; г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный); д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель); е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой). |
Состояние речевой моторики | 1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию): - поднять брови вверх («удивиться»); - нахмурить брови («рассердиться»); - прищурить глаза; - надуть щеки («толстячок»); - втянуть щеки («худышка»); (Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.) 2. Состояние артикуляционной моторики ( выполнение движений по подражанию): а) губы – «улыбка» - «трубочка»; б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»; в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть. Отметить следующие параметры движений: а) наличие или отсутствие движений; б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение); в) объем движений (полный, неполный); г) способность к переключению от одного движения к другому; д) замены движений; е) добавочные и лишние движения (синкинезия); ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка. |
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет) | 1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания ( в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания ( в норме, укороченное). 2. Характеристика голоса: а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий); б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.); в) атака голоса (мягкая, твердая); г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности). |
Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи) | а) темп (нормальный, быстрый, медленный); б) ритм (нормальный, аритмия); в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки); г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной). |
II. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать по картинкам предметы, называемые логопедом:
стол – стул, косы – козы;
папа – баба, горка – корка;
точка – дочка.
2. Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи
Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи | Методы исследования |
1. Пассивный словарь | а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы)6 показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и др.; б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы и ли картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»; в) понимание действий: - показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т. д. (на картинках); - выполнить поручения по речевой инструкции ( «Дай куклу», «Покорми куклу», и др.). 2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных. (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, куклу – куклы, мяч – мячи). 3. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т. п. |
V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи
. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи | 1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь). 2.Активный словарь: а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», Обувь», «Семья», «Животные» и т. д.); в) прилагательные ( с 3 лет) ( назвать по картинкам цвет, величину, вес и другие качества предметов). 3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи): а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа: стол – столы рука – руки мяч – мячи шар – шары кукла – куклы глаз – глаза б) употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога ( «Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т. д.); в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам): Это хвост кого? – Лисы. Это сумка кого? – Мамы. Это машинка кого? – Зайца; г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода ( с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя); д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации с предметами); е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам): стол - столик ложка - … нос - … кукла - … дом - … кровать - … |
VI. Состояние связной речи ( обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Дата__________________________________________________________________
Логопед_______________________________________________________________
Консультации врачей – специалистов:
ЛОР________
Невропатолог__________________________________________________________
Психоневролог_______________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
КАРТА