Перспектива прямой и плоскости 9 страница

Рис. 235 164

Падающая тень ослабевает по мере удаления от предмета и источника света. Граница тени тем четче, чем ближе источник света и чем меньше сама тень. Если тень велика, то границы удаленной от предмета части тени ста­новятся менее четкими, расплывчатыми.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Построение падающей и собственной тени предмета зависит от источ­ника освещения, который может быть искусственным или естественным. Расположение теней от одних и тех же предметов на картине будет различ­ным при естественном и искусственном свете. Искусственный источник света, как правило, расположен на небольшом расстоянии от предмета, и его называют точечным. Примером искусственного точечного источника света могут быть электрическая лампочка в комнате, настольная лампа, фонарь на улице, факел, пламя свечи или спички и др. От искусственного источника света лучи расходятся радиально. В выше рассмотренном при­мере (рис. 233,а) на экран попадает пучок расходящихся лучей.

Естественный источник света — это лучи солнца и луны. Условно пред­полагается, что он находится в бесконечности и потому лучи, падающие на экран считаются параллельными (рис. 233,6).

Рис. 236 165

Работая с натуры нельзя изменять положение источника света, так как это обязательно нарушит расположение теней. Когда с натуры рисуют пред­меты, освещенные солнцем, тени намечают одновременно, чтобы избежать ошибок, в их распределении, которые могут быть из-за того, что солнце непрерывно перемещается.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru В практике возможны построения теней от нескольких источников све­та. В этом случае образуются две падающие тени, которые могут быть на­ложенными. Общая часть двух падающих теней, полностью затененная от двух источников света, называется полной тенью предмета. Несовпадаю­щие части теней называются падающими полутенями. Они менее интен­сивные, чем полная тень, так как лучи каждого из двух источников света освещают тень, образуемую другим источником (рис. 236).

Собственные тени на предметах обычно изображают более светлыми, чем падающие, из-за рефлексов от земли и окружающих предметов, а пада­ющие тени по мере удаления от источника света ослабевают и теряют чет­кие контуры.

2. Тени при искусственном освещении

Построение теней в перспективе является позиционной задачей, кото­рая сводится к нахождению теневой поверхности, или точки пересечения светового луча с поверхностью, на которую падает тень.

Если рисовать пейзаж или интерьер ночью при свете фонаря или костра, то контрастные тени, падающие от предметов? будут расходиться во все сто­роны по радиусам соответственно лучам света, постепенно угасая при удале­нии от источника света. Если комната освещена настольной лампой или све­чой, от небольшого предмета, находящегося близ лампы, вырастает огромная тень на стене и потолке; если же этот предмет отодвинуть от лампы подаль­ше, тень, падающая от него, будет значительно меньше.

Рассмотрим построение падающей тени при искусственном точечном освещении от вертикально стоящего отрезка АВ, перпендикулярного к пред­метной плоскости (рис. 237). Источник света отмечен точкой С и имеет ос­нование с. Для построения падающей тени на предметную плоскость на­правим световые лучи ко всем точкам предмета. В данном случае предмет прямолинейный и световые лучи образуют теневую плоскость. Она пересе­чет предметную плоскость и определит прямую линию отрезка АВ. Следо­вательно, достаточно найти падающую тень от верхнего А и нижнего В кон­цов предмета. Тень от точки, определяющий нижний конец, совпадает с ней самой (В = В*). Тень от верхнего конца А находится в точке А* — точке пересечения светового луча с предметной плоскостью.

Рассмотрим построение падающей тени от предметов при точечном ис­точнике света.

На картине (рис. 238) заданы вертикальная пластина и предмет в виде горизонтального прямолинейного отрезка АВ, от которого падает тень на эту пластину точечного источника света. Требуется построить тень от от­резка АВ.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 237 Рис. 238

Отрезок АВ параллелен предметной плоскости. Для определения тене­вой плоскости найдем проекцию отрезка АВ на земле. Для этого опустим перпендикуляр из точки В до пересечения с основанием пластины. Через точку Ъ проведем прямую в точку схода F2. На прямой bF2 найдем проек­цию а точки А. Через основание источника света и точку а проведем пря­мую. Из источника света точку С через точку А проведем световой луч до пересечения с прямой са. Полученная точка А* принадлежит прямой А». Встретившись с вертикальной плоскостью, тень изменит свое направление в сторону точки В*, которая совпадает с точкой В. Тень имеет преломление.

На картине (рис. 239) заданы вертикальная пластина прямоугольной формы, поставленная на предметную плоскость, и точечный источник све­та. Требуется построить тень от пластины.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 239 Рис. 240

Построим тень от двух вертикальных ребер пластины и, соединив по­лученные точки А* и В*, определим контур искомой тени. Заметим, что вер­хняя сторона АВ пластины параллельна предметной плоскости, падающая тень А*В* от нее должна быть параллельна этой стороне и потому в перспек­тиве имеет с ней общую точку схода Ате. Это положение дает возможность упрощать сложные построения, а также проверять и уточнять правильность определения контура тени в перспективе всего предмета.

На картине (рис. 240) заданы вертикальная плоскость, предмет в виде прямолинейного отрезка АВ, от которого падает тень, и точечный источ­ник света С.

Для построения тени найдем линию пересечения теневой плоскости с вертикальной и предметной плоскостями. Проведем луч света через точ­ку А, и проекцию этого луча через точку а. Вертикальный участок тени оп­ределим как линию пересечения двух горизонтально-проецирующих плос­костей.

На картине (рис. 241) заданы перспектива параллелепипеда, стоящего на предметной плоскости и источник света С. Требуется построить собствен­ную и падающую тень от параллелепипеда.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 241 168

Построим падающую тень от трех ребер параллелепипеда: ребра А, ВиЕ. Границей собственной тени параллелепипеда будут ребра А и Е, поскольку источник света и его основание расположены справа от параллелепипеда. Построив падающие тени от ребер А, В и В, проведем прямые А*В* и BJ2* и получим падающую тень от параллелепипеда.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru На картине (рис. 242) заданы прямой конус, стоящий на предметной плоскости и источник света. Требуется построить собственную и падающую тени конуса.

Источник света находится слева и спереди от конуса, поэтому падаю­щая тень будет направлена в сторону линии горизонта. Основание источ­ника света соединим с основанием высоты конуса и продлим прямую в сто­рону горизонта. Через вершину конуса проведем луч до пересечения с полу­ченной прямой в точке L*. Из этой точки проведем касательные к основанию конуса и тем самым определим контур падающей тени. Собственная тень получится в результате соединения точки касания на основании с верши­ной конуса.

На картине (рис. 243) заданы неправильная четырехугольная призма, лежащая на одной из своих боковых граней, вертикальный шест АВ и ис­точник света. Требуется построить падающие тени вертикального отрезка.

Найдем линию пересечения теневой плоскости с предметной плоскостью и гранями призмы. Для этого проведем луч света через точку А, а через точ­ку В проекцию этого луча. Теневая плоскость отсечет часть призмы. Ли­ния пересечения теневой плоскости с верхней гранью призмы 1 3 даст на­правление тени на наклонной поверхности призмы.

Рис.242 Рис. 243

На картине (рис. 244) заданы вертикально стоящая четырехугольная пирамида, параллелепипед, лежащий на предметной плоскости и источник света. Требуется построить собственные и падающие тени фигур.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 244

Построим падающую тень от пирамиды. Для этого проведем теневую плоскость через высоту Ы пирамиды и найдем точку пересечения светово­го луча CL и его проекции в точке L*. Соединим точку L, со сторонами осно­ванием пирамиды и получим ее тень на плоскости.

Однако, эта тень будет преломляться на вертикальной и горизонталь­ной гранях параллелепипеда. Для построения тени на вертикальной и го­ризонтальной гранях найдем точки L1 и L2, которая будет лежать на свето­вом луче.

Падающая тень от параллелепипеда строится как показано на рис .241.

Для определения контура падающей от предмета тени строят тень от всех характерных его точек. Для этого проводят световые лучи и их проекции через источник света и точки предмета. Точка пересечения луча и его про­екции определит падающую тень от каждой вершины предмета, а линия, соединяющая их, — очертание контура всей тени.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru 3. Тени при естественном освещении

При построении теней от предметов, освещенных солнцем или луной, примем:

1. Источник света примем в виде светящейся точки, хотя в реальности геометрические размеры небесных тел огромны.

2. Световые лучи параллельны друг к другу, их расхождение так мало, что не принимается во внимание.

Следовательно, источник света в перспективе может рассматриваться как предельная точка.

Относительно зрителя солнце может иметь три основных положения, в соответствии с этим может быть три основных направления солнечных лучей:

1. Солнце находится в предметном пространстве, т. е. перед зрителем.

Рассмотрим этот случай на проецирующем аппарате (рис. 245), где в предметном пространстве задан вертикальный отрезок А В . Солнечные лучи являются восходящими параллельными прямыми, стремящимися к своему бесконечно удаленному источнику. Точка схода солнечных лучей С^над линией горизонта и определяется как точка пересечения луча SC'„ с

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 246 171

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 247

картинной плоскостью. Ее проекция с^ лежит на линии горизонта. На кар­тине (рис. 246) тень от отрезкаАВ получается в результате пересечения сол­нечного луча его проекцией в точке А*.

При таком расположении солнца падающая от предмета тень направ­лена в сторону зрителя, а сам предмет обращен к нему теневой стороной (рис. 247). Источник света для изображенного натюрморта располагается слева, тени стремятся в правый нижний угол картины. Такое освещение использовал русский художник Н.Н. Ге на картине «Что есть истина?», выделив угловатый контур фигуры Пилата, спина которого находится в полной тени. Диагональные тени от фигур и предметов подчеркивают дра­матизм происходящего.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru Когда солнце в зените, тени от предметов, совпадают с их основанием. В полдень тень самая короткая. Чем выше точка схода солнечных лучей, тем ближе солнце к зениту, тем короче падающие тени. На восходе или за­кате солнце приближено к горизонту, расстояние между предельной точ­кой схода и ее проекцией сокращается, и тени увеличиваются в размерах.

2. Солнце находится в мнимом пространстве, т. е. за зрителем.


На проецирующем аппарате (рис. 248) задан вертикально стоящий от­резок А'В'. Солнечные лучи являются нисходящими параллельными пря­мыми, стремящимися к своему бесконечно удаленному источнику света. Точка схода солнечных лучей Смпод линией горизонта. Ее проекция см рас­полагается на линии горизонта. На картине (рис. 249) тень от точки Л по­лучается в результате пересечения светового луча, проходящего через точ-

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 250

ку А и проекцию луча, проходящего через основание отрезка точку В. Тень от отрезка АВ — отрезок А*В*.

При таком расположении солнца падающая тень от предмета направ­лена от зрителя, а сам предмет обращен к нему своей освещенной стороной (рис. 250). Источник света в изображенном натюрморте справа от зрите­ля — тени стремятся в верхний левый угол картины.

В картине «У ворот Тамерлана», В.В. Верещагин, используя полуденное солнце, когда тени имеют минимальную длину и наибольшую интенсивность, выделил рельефно мощные фигуры воинов, охраняющих ворота во дворец.

3. Солнце расположено в промежуточном пространстве, т. е. сбоку от зрителя.

Рассмотрим этот случай на проецирующем аппарате (рис. 251), где за­дан вертикальный отрезок А В . Солнечные лучи параллельны плоскости картины и наклонены к предметной плоскости под произвольным или за­данным углом. Так как они являются фронтальными прямыми, не имеют точки схода и остаются параллельными между собой. Их проекции на пред­метную плоскость параллельны основанию картины, что использовано для построения тени (рис. 252).

В этом случае предмет будет обращен к зрителю только частично осве­щенной стороной (рис. 253).

На картине Т.Н. Яблонской «Хлеб» художник выбрал боковое освеще­ние, которое обеспечило длинные продольные тени, что выявляет объем и передает определенное эмоциональное настроение.


перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 253 175

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 254

Длина тени зависит от угла наклона солнечных лучей (рис. 254,а—б). При изображении архитектурных сооружений выбор угла наклона солнеч­ных лучей зависит от предполагаемых условий расположения здания. На архитектурных чертежах часто выбирают угол от 30° до 45°. В перспектив­ных изображениях, выполняемых методом архитектора, угол наклона лу­чей принимают равным 45°.

Рассмотрим построение тени от предметов при естественном освещении.

На картине (рис. 255) заданы вертикальная пластина прямоугольной формы, поставленная на предметную плоскость и источник света. Требует­ся построить тень от пластины.


перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru


перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru Рис. 255

Определим направление тени. Так как солнце расположено в предмет­ном пространстве, о чем свидетельствует точка схода предельных прямых, которая находится над горизонтом, падающая тень будет направлена в сто­рону зрителя. Построим тень от двух вертикальных ребер пластины и, со­единив полученные точки, определим контур тени пластины. Поскольку сторона АВ пластины параллельна предметной плоскости, падающая от нее тень А«В* будет ей параллельна. В перспективе прямые АВ и AJB* будут схо­диться в точке Д„.

На картине (рис. 256) заданы прямой круговой конус, стоящий на пред­метной плоскости, и источник света. Требуется построить тень от конуса.

Определим направление тени. Так как солнце расположено в предмет­ном пространстве и слева от зрителя, то падающая тень будет направлена в нижний правый угол картины.

Когда источник света находится очень далеко и не помещается на чер­теже, рекомендуется применять дробные точки. Расстояние от источника света до его проекции С^с^ и высоту конуса разделим пополам.

12 Э-298



перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 256

Построим тень от вершины конуса, определим вершину А*. Вершина тени А* получится в результате пересечения луча света, проведенного как из точ­ки С«,, так и из точки cJ2 с его проекцией. Найдем форму тени, для этого про­ведем касательные прямые из вершины тени А* к основанию конуса.

На картине (рис. 257,а) заданы изображение круглой вазы, стоящей на предметной плоскости и источник света. Требуется построить тень от вазы.

Солнце расположено в предметном пространстве слева, поэтому пада­ющая тень будет направлена в сторону зрителя. Для композиционного ре­шения формата прикинем длину всего изображения — построим тень от оси вазы, как от вертикального отрезка и найдем точку 04*.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 257 179


перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru


Построение теней от сложной формы начинается с расчленение ее на простые геометрические тела. Ваза представляет собой комбинацию тел вращения, ее форму целесообразно мысленно разделить на три части. В се­чении получатся четыре эллипса, определяющие форму и размеры всего силуэта. Основание совпадает со своей тенью, для определения тени от вто­рого эллипса, на предметной плоскости построим перспективное изображе­ние квадрата. На оси Ог04* найдем центр Оа* и проведем горизонтальную ось. Чтобы определить ширину квадрата соединим точку С^с точками 1 и 2 и продолжим до пересечения с предметной плоскостью. Полученные точки 1*,2*т центр 02* соединим с точкой схода Р, что даст направление двух сто­рон квадрата. Проведем диагональ и определим длину этих сторон квадра­та. Восемь точек, определяющих размер и форму эллипса, получим в ре­зультате пересечения диагоналей и сторон квадрата со световыми лучами, проведенными через аналогичные точки на самой вазе.

Аналогично построим эллипсы на каждом сечении и соединим их ли­ниями контура вазы (рис. 257,6).

На картине (рис. 258) заданы вертикальная пластина прямоугольной формы, поставленная на предметную плоскость и источник света. Требует­ся построить падающую тень.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 258 181

Определим направление тени. Солнце расположено в мнимом простран­стве, так как точка Сто расположена ниже линии горизонта. Падающая тень будет направлена от зрителя. Построим тень от вертикальных ребер плас­тины и, соединив, полученные точки, определим контур искомой тени. Тень от горизонтальных сторон пластины будет стремиться в точку схода А^.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 259

На картине (рис. 259) заданы изображение круглой вазы, стоящей на предметной плоскости и источник света. Требуется построить собственные и падающие тени.

Солнце расположено в мнимом пространстве, о чем свидетельствует положение точки схода лучей Сто. Падающая тень будет направлена от зри­теля. Ваза представляет собой комбинацию тел вращения. Расчленим ее на три составных части и построим эллипсы и контур тени. Найдем тень А„В* от оси вращения АВ и отметим точки пересечения лучей света с плоскостя­ми эллипсов в характерных частях ее формы. Построим перспективу эл­липсов и соединим их линиями контура вазы. Так как тень направлена к горизонту, геометрические размеры каждой части будут резко сокращать­ся, искажая общую форму тени.

На картине (рис. 260) заданы параллелепипед, стоящий на предметной плоскости и стрелками направление лучей света. Требуется построить па­дающие тени.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 260

Определим направление тени. Солнце расположено в промежуточном пространстве, так как проекция луча параллельна основанию картины. Падающая тень будет располагаться сбоку от предмета, выявляя его рель­еф. Контур тени определим местоположением точек А*, Б* и Е*, которые получим на пересечении лучей света и их проекций. Лучи проведем парал­лельно заданному направлению через вершины ребер, а проекции — через их основания.

На картине (рис. 261) заданы прямой цилиндр, стоящий на предметной плоскости и направление лучей света. Требуется построить падающие тени.

Солнце в промежуточном пространстве слева от зрителя. Через точки а и Ъ нижнего основания цилиндра проведем касательные, параллельные проекции луча света С. Из точек касания проведем образующие цилиндра аА и ЪВ и построим параллельно лучу света С падающие тени аА* и ЬВ*. Об­разующие аА и ЪВ будут границей собственной тени цилиндра. На верхнем основании цилиндра возьмем несколько произвольных точек 1,2жЕ, рас­положенных в теневой части цилиндра. Через точки 1 ж 2 проведем об­разующие и построим падающие тени от каждой из них. Тени от точек со­единим плавной кривой линией. Для более точного построения падающей от цилиндра тени нужно провести большее число образующих.

Тень можно построить и другим способом.

На предметной плоскости определим тень от квадрата, описанного вокруг верхнего основания цилиндра и впишем в нее эллипс по характерным точкам.

Комбинацию обоих способов используют при построении изображений, в которых происходит преломление теней в горизонтальных или вертикаль­ных плоскостях.


перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru


перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru Рис. 261

Рассмотрим несколько примеров построения солнечных теней в изоб­ражении архитектурных объектов.

На картине (рис. 262) заданы архитектурный объект, состоящий из двух параллелепипедов, и стрелками направление световых лучей. Требуется построить падающую тень выступа.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 262 184

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 263

Для определения тени выступа построим проекции его ребер АВ и EQ на предметную плоскость, т.е. опустим перпендикуляры. Через точки а = Ъ проведем проекции лучей света, которые сначала пройдут горизонтально, а потом — вертикально до встречи с лучами АЛ. и В*В. От горизонтального отрезка Аа0 тень упадет под углом от точки а0 до А*.

На картине (рис. 263) заданы часть архитектурного объекта и направ­ление световых лучей. Требуется построить падающую тень крыши на вер­тикальную плоскость.

Найдем проекцию точки А на предметную плоскость. Через точку а проведем проекцию луча света горизонтально, после пересечения ее со сте­ной, далее вертикально до пересечения с лучом света АА„. Поскольку край крыши направлен в точку схода Flt то и тень от точки А тоже будет стре­миться в эту точку схода.

Продлим основание стены влево и получим точку Ь. Проведем из точки Ъ перпендикуляр вверх и определим точку пересечения продленной стены с крышей — В. Для определения тени навеса АВ на вертикальной стене най­дем линию пересечения стены и ската крыши — BL. Соединим точку В с теневой точкой А*.

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 264

На картине (рис. 264) заданы лестница из трех ступеней, парапет, со­стоящий из трех частей и направление световых лучей. Требуется постро­ить падающие тени парапета.

Построим тень от вертикального ребра парапета 1 2 и наклонной ча­сти 2 3. Тень от горизонтального отрезка 3 6 падает на землю и прелом­ляется на ступенях. Поскольку в перспективе горизонтальная часть па­рапета стремится в точку схода F2, то и тень 3*4* будет стремиться в ту же точку схода.

Для построения тени на подступенке, т. е. вертикальной части ступе­ни, точку 4 соединим с точкой 4*. Полученное направление тени будет со­храняться и для остальных подступенек.

Для построения контура тени лестницы на земле проведем лучи света и их проекции до взаимного пересечения и соединим полученные точки.

На картине (рис. 265) заданы полуцилиндрический портал (вход в зда­ние) и направление световых лучей. Требуется построить падающую тень.

Перенесем центр полуокружности арки вглубь проема и определим но­вое положение осей. Найдем самую высокую точку тени 4. Определим ве­личину тени вертикальной части портала. Для этого из точки 1 проведем проекцию луча света до пересечения со стеной. Далее направление изме­нится на вертикальное до точки 2*.

Найдем тень от верхней части арок. Для этого возьмем на полуокруж­ности несколько произвольных точек, в частности точку 3. Найдем ее про-

перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru перспектива прямой и плоскости 9 страница - student2.ru

Рис. 265

екцию на земле и восстановим перпендикуляр до пересечения с лучом све­та в точке 3*. Соединим полученные точки плавной кривой.

Тени при солнечном освещении зависят от расположения источника света и формы поверхности, на которую они падают.

4. Тени предметов в интерьере

Дан угол комнаты (рис. 266). При построении теней в интерьере источник света С и его проекцию с проецируют на стены комнаты. Для этого через ис­точник света С проведем фронтальную плоскость. Линии пересечения этой плоскости с плоскостями потолка и пола параллельны основанию картины. С левой стеной комнаты введенная плоскость пересекается по вертикальной прямой. Определим проекцию с2 источника света С на плоскость пола.

Наши рекомендации