Особенности культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в условиях дома ребенка
Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживание), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.п.). Каждый педагог знает, что эти навыки жизненно необходимы ребенку. Однако следует помнить и о том, что малыш не просто механически осваивает определенные действия; в процессе труда обогащается личность ребенка, расширяется ориентировка в окружающем, развивается речь, координация движения, формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость, аккуратность, опрятность и др. (Т.А. Куликова).
Учитывая особенности детей с интеллектуальной недостаточностью (непроизвольное внимание, не умеют быстро реагировать на просьбы, с трудом переключаются с одной деятельности на другую, быстро устают, отвлекаются), необходимо применять такие приемы, которые позволяют сделать работу с малышами эмоциональной, интересной и результативной. При проведении любого режимного процесса недопустимо, чтобы дети ждали: ожидание приводит к утомлению детей и нарушению их поведения. Например, при кормлении дети садятся за стол на свое место по одному, по мере их подготовки (после высаживания на горшок и мытья рук). Сразу же после этого они получают еду, не дожидаясь других детей. По окончании кормления (или другого процесса) дети выходят из-за стола независимо от того, чем заняты другие. Детям с умственной отсталостью следует давать установку на каждый процесс, стимулировать их активность и самостоятельность (А.И. Лебедева).
Навыки у данной категории детей характеризуются непрочностью, поэтому они должны закрепляться постоянно и в разных условиях. Особое внимание следует уделять осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с учетом его психофизического развития и состояния здоровья (О.М. Дьяченко).
Навыки самообслуживания, обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой и др. являются для детей с интеллектуальной недостаточностью несколько отдаленными результатами по сравнению с нормально развивающимися детьми. В свою очередь практическое использование усвоенных умений и навыков позволяет развивать представления ребенка о себе и своих возможностях.
Особенности культурно-гигиенических навыков у данной категории детей определяются особым состоянием крупной и мелкой моторики, несформированностью мотивационно-потребностной сферы, нарушением целенаправленности действий в процессе деятельности. Следует отметить и особенности формирования двигательной сферы детей с нарушением интеллекта. Даже если у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств, как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, зрительно-моторной координации. Движения детей неточны, медлительны, неловки, либо напротив – импульсивны. Повышенный или сниженный тонус пальцев затрудняет выполнение отдельных действий: ребенок не может расстегнуть и застегнуть пуговицы, завязать шнурки, действия с расческой угловаты и др. Из-за несовершенства моторики и несформированности зрительно-двигательной координации не все дети могут достаточно точно и аккуратно пользоваться столовыми приборами и посудой (А.В. Роготнева).
В процессе осуществления навыков самообслуживания дети проявляют либо торопливость и неаккуратность, либо медлительность, что обусловлено несформированностью эмоционально-волевой сферы, снижением произвольности психических процессов, деятельности и поведения.
Дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно приобретать культурно-гигиенические умения, лишь подражая действиям взрослых, а как правило, нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию данных навыков. Для того чтобы придать этим занятиям большую эмоциональность, создать у малышей заинтересованность в выполнении действий, необходимо привлекать игровые, художественные образы (Л.П. Носкова).
Несформированность ориентировочной основы деятельности проявляется в отсутствии ориентировки на образец действия.
Нарушения операционально-технического звена выражаются в невозможности воспроизведения цепочки последовательно выполняемых действий. При воспроизведении знакомого предметно-бытового действия ребенок способен правильно использовать предмет по назначению, однако его действия могут оставаться незавершенными, либо их логическая последовательность будет нарушена. При кажущейся простоте и элементарности, процесс освоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью последовательности действий при выполнении навыков самообслуживания, далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил, в каком порядке нужно умываться, одеваться и раздеваться. Так, даже если ребенок проявляет стремление к самостоятельному умыванию и может выполнить отдельные операции (смачивает руки, намыливает их мылом и т.п.), но тем не менее последовательность умывания зачастую не знает, а поэтому умыться может только вместе со взрослым (А.И. Лебедева).
В отличие от домашних детей, воспитанники детского дома с нарушением интеллекта часто ведут себя очень пассивно в быту: не стремятся самостоятельно осуществлять действия по самообслуживанию (самостоятельно пользоваться горшком, мыть руки перед приемом пищи и после прогулки и т.д.) и культурно-гигиенические действия (пользоваться носовым платком, салфеткой и др.). Установка «я – сам», практически не сформирована у детей из детского дома. Значимость для детского развития этого этапа не вызывает сомнения, т.к. он подготавливает основу самостоятельности ребенка, способствует развитию активности по отношению к окружающему его миру вещей (З.С. Макарова).
Определяя содержание и последовательность обучения данной категории детей культурно-гигиеническим навыкам, воспитатель должен не только учитывать особенности их возраста, но и доступность предлагаемого содержания действий, а также санитарно-гигиенические требования к их организации. Работа над совершенствованием и закреплением навыков раздевания, одевания, культурного поведения во время еды и т.д. должна непрерывно проводиться в достаточно четко организованных режимных моментах (Е.Д. Худенко).
Основным методом воспитания малышей служит непосредственное общение с ними воспитателя. Упражнение ребенка в совершении одних и тех же действий, сопровождаемых контролем со стороны взрослого, приводит к постепенному овладению требуемыми навыками. Особенно важен контроль на начальной стадии формирования навыка. Отсутствие должного контроля у детей с нарушением интеллекта приводит к появлению неверных навыков: они могут неправильно держать ложку, забывать пользоваться носовым платком, небрежно складывать одежду (Л.П.Носкова).
Итак, при разработке содержания коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, необходимо учитывать особенности их психического и физического развития. Возможности педагогической и психологической коррекции определяются сочетанием направленных действий специалистов и влиянием биологических и социальных факторов.
Таким образом, процесс гигиенического обучения данной категории детей должен быть ориентирован не на возраст воспитанника, а на уровень его развития, с учетом индивидуальных особенностей восприятия, мышления, памяти, речи, эмоционально-волевой сферы.
Категория детей | Констатирующий эксперимент | Общий средний показатель за три серии эксперимента | ||
I серия Описание по представлению | II серия Описание изображения | III серия Описание натурального предмета | ||
Дети с нарушением зрения | 2,3 | 2,8 | 3,1 | 2,7 соответствует уровню ниже среднего |
Дети со зрительной нормой | 3,7 | 4,2 | соответствует среднему уровню |
Данные, приведенные в табл
Категория детей | Констатирующий этап исследования | Общий средний показатель | |||||
Одевание | Прием пищи | Польз. туалетом | Польз.нос. платк. | Умывание | Причесыв. | ||
Дети с ЗПМР | 2,7 соответствует уровню ниже среднего | ||||||
Дети с умст. отст. | соответствует среднему уровню |