Предложения по совершенствованию работы с посетителями в государственных изобразительных музеях. Информационные технологии, музейная педагогика

Важным направлением совершенствования деятельности музея стало приведение его информационно-методического обеспечения в соответствие с требованиями и техническими возможностями начала XXI века.

В первую очередь музейная деятельность должна быть связана с обучением сотрудников музея обращению с информационными системами, интернетом и иным мировым информационным структурам, установлением системы обмена научно-методической информацией с ведущими музеями мира. Интернет дает возможность доступа к экспонатам музея самому широкому кругу пользователей сети, позволяет музею заявить о себе и предоставляет возможности, которых не имеет реальный музей, тем самым расширяет круг посетителей.

Музей должен предоставлять множество разнообразных сервисных услуг различным категориям граждан — от детей до пенсионеров. Ежегодно музеем должны вводится новые программы: обзорные, мемориальные, может быть даже литературные, расширяться перечень рекламной и печатной продукции. Результатом должно стать: увеличение количества посетителей. Увеличение количества массовых мероприятий музея (фестивали, конкурсы, выставки).

Говоря об издательской деятельности музея, можно отметить следующие возможные элементы:

1. Создание каталога собрания живописи (возможно создание нескольких буклетов, томов).

2. Начало выпуска каталогов собраний икон, графики, декоративно-прикладного искусства.

3. Обеспечение выставок музея разнообразной печатной продукцией (каталоги, альбомы, буклеты, открытки, постеры и др.)

4. Подготовка изданий на цифровых носителях.

В связи с этим чрезвычайно важно издание Генерального каталога музейной коллекции, который будет доступен тем, кто не сможет посетить музей. В первую очередь, важность и значимость этого мероприятия отражается на возможности ознакомления с коллекцией музея удалённых территорий Российской Федерации.

Трактовка понятия «музейная педагогика»

Музейная педагогика - это научная дисциплина на опыте музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей, как образовательную систему, которая обеспечит научный подход к интерпретации музейных собраний на основе использования принципов педагогики и психологии.

Термин музейная педагогика послужил для обозначения новой научной дисциплины, которая находится в стадии становления.

Музейное образование относится к сфере неформального. Оно демократично, лишено жестких схем и распространяется буквально на все группы общества - детей и взрослых, местных жителей и туристов, здоровых людей и инвалидов. [3; с. 110]

Направления исследований в сфере музейной педагогики

Областью музейной педагогики являются все виды контактов музея с аудиторией, самые различные способы обращения к человеку как участнику процесса музейной коммуникации. Музейная педагогика начинается тогда, когда ожидается встреча музея с человеком.

Первой по значению является проблема образовательной специфики музея. Следующая проблема — эффективность музейной коммуникации.Третья проблема, которой должна заниматься музейная педагогика, - это изучение музейной аудитории. С учетом знаний о потенциальной аудитории музейная педагогика подходит к решению следующей проблемы, - к созданию новых методик, программ, экспозиций для различных категорий посетителей. Центральным здесь является вопрос о взаимодействии с учебными учреждениями, прежде всего со школой.

Задача руководителя состоит в том, чтобы при неимении в штате должности музейного педагога, каждый сотрудник, допущенный к проведению экскурсий, смог обладать арсеналом форм и методов работы с аудиторией, отличным знанием материала, умением донести свои знания до слушателей, следить за новейшими научными исследованиями, должен обладать знаниями о различных разделах фондовой коллекции.

С этой целью, вновь принятый творческий сотрудник, планомерно изучает музейное дело, научно-методический материал по выставке, прослушивает экскурсии, проводимые коллегами в течение 30 дней, и затем сдает экскурсионный минимум.

Основным документом в экспозиционной работе является методическая разработка для экскурсовода, которая раскрывает содержание экскурсии, материал для показа, маршрут и продолжительность.

Для работы по вовлечению аудитории в процесс работы музея важно создание «Центра музейной педагогики и детского творчества»

Но важно правильно преподнести все элементы, акцентировать внимание на ярких и запоминающихся посетителям фактах и событиях, чтобы связать «картину с жизнью»; выявить те элементы музейной среды, которые доступны их пониманию и восприятию.

Основные формы работы:

_ постоянно действующая интерактивная экспозиция со сменными экспонатами, раскрывающая специфику языка изобразительного искусства и художественного музея (коллекция копий, моделей,);
— фонд детского творчества и временные выставки детского творчества с программным обеспечением на разные возрастные группы;
— художественные студии, ориентированные на освоение специфики языка изобразительного искусства (оборудование для печатной графики и керамической мастерской), а также и художественного конструирования;
— театральная студия, в которой посетители должны иметь небольшой реквизит для театральных импровизаций, кукольных и иных спектаклей;
- мультимедийная мастерская, в которой используются новейшие видео компьютерные технологии, а сам компьютер является инструментом творческого развития.

Музей призван:

— стать средой, где детские творческие достижения уважаются и признаются взрослыми, а также являются предметом научных исследований;

— подготовить аудиторию к встрече с экспозицией художественного музея; приобщить к изобразительному искусству и культуре в целом, как в учебной, так и в досуговой форме;

— способствовать формированию художественного восприятия;

— способствовать через художественное творчество развитию творческих начал личности.

Функции музея определяются следующим образом:

— развивающая — музей как центр творческого общения, развития и досуга;

— образовательная — музей как многопрофильный центр, в котором познаются виды и жанры искусства, деятельность художественного музея, рождаются новые формы и темы изучения. При этом, он связан с системой образования;

— социально-адаптационная — музей как консультативный, методический и проектный центр, предоставляющий возможность различных режимов общения.
Все экспонаты музея должны стимулировать посетителей к развитию воображения, интеллекта, социальных, креативных и моторных навыков. Здесь должны быть обеспечены условия как для индивидуальных, так и для групповых занятий, для совместной работы с педагогами, родителями, специалистами.

Необходимо обыграть пространство и вокруг Музея. Это может быть игровая ландшафтная площадка для взаимодействия с природой и природными материалами.

Необходимые помещения:

— интерактивное пространство для дидактической выставки «Введение в художествный музей».
— помещение для хранения фонда детского творчества,

— художественная студия,

— студия творческого развития,

— театральная студия,

— учебные классы,

— компьютерный класс,

— кабинеты для музейных сотрудников,

— методический кабинет,

— комната отдыха,

— буфет,

— складские помещения,

— гардероб.

Персонал Музея:

— зав. сектором детского творчества,
— администратор, он же организатор мероприятий,
— хранитель фонда детского творчества,
— руководитель художественной студии,
— специалист по возрастной психологии,
— специалист по играм,
— технический специалист для компьютерного класса,
— лаборант

Методическая разработка к экскурсии по выставке «Ищите женщину» Михаил Гордубей

Рекомендации к проведению экскурсий:

В ходе проведения экскурсии можно использовать следующие педагогические приёмы:

прием опорных вопросов, на которых строится модель целостного восприятия художественного образа произведений;

прием создания ощущения собственного открытия, который дает посетителям самостоятельно строить познавательную деятельность;

прием диалогизации;

прием заражения личным воздействием, когда экскурсовод втягивает участников в свои рассуждения, делится своими сомнениями;

прием коллективного обсуждения произведения, когда идет вдумчивое рассматривание произведение искусства, воспитывается в посетителе уважение к чужому чувству и мнению.

1.Цель методической разработки: Знакомство зрителей с яркой творческой личностью Михаила Гордубея

2.Задачи методической разработки:

-Раскрыть творческие биографии художника, опираясь на представленные произведения.

-Обратить внимание на высокопрофессиональное владение техникой живописи художника

-Раскрыть значение творчества

6 марта в Музее изобразительных искусств состоялось открытие выставки Михаила Михайловича Гордубея.

Судите сами: экспозицию назвали «Новый, новый Гордубей: ищите женщину». Было много гостей, улыбок, поздравлений, и даже некоторые затянутые и плохо артикулированные выступления не могли испортить хорошего настроения.

Когда народ хлынул к картинам — их демонстрировалось порядка восьмидесяти, — послышались возгласы:
— Празднично!
Кто-то свое мнение выразил более критически:
— Слишком празднично!

Художника М.Гордубея знают у нас, пожалуй, многие. Выставка «Новый Гордубей» несколько лет назад состоялась в Ханты-Мансийске, но как-то, что называется, не прозвучала. Поэтому тюменцы захотели сделать свою выставку под таким же названием, но продублировали слово «новый», чтобы как минимум подогреть зрительский интерес. Удалось ли это? Ответ, наверное, каждый даст себе сам...

Произведения художника, представленные на экспозиции, представляют несколько освоенных ранее автором тем — старая Тюмень, родная Украина, и, конечно, шерше ля фам. Круг их не очень широк, признаем, но для художника очень важно то поле, которое он «пашет» с любовью и верностью. Так в его творчестве «прописался» Дон Кихот («Дон Кихот», 1989 г. «Что дальше, Дуська?», 2007 г., и др.). М.Гордубей сказал, что Дон Кихот у него «поселился». У художника персонаж вполне самостоятельно себя ведет и как будто не отпускает автора от себя.

Манеру письма М.Гордубея, активно экспрессивную, с насыщенной цветовой гаммой, пожалуй, ни с какой другой не спутаешь. Красивый синий, его оттенки, красивый карминный... Это, несомненно, краски праздника. Однако сегодня автор далек от его торжественности, он пишет, скорее, праздник простой славянской души — с его юмором, нехитрыми радостями и развлечениями («Петушиная драка», 2008).

— я меняю свою технику, — признался М.Гардубей. — Мне интересно ее придумывать, осваивать. Мне вообще интересно работать по-новому. Гладкое письмо не для меня. Недавно «изобрел» такую технологию — беру мелованную бумагу, такую рыхлую, как бы не совсем ровную. Накладываю свои краски... Бумага их словно проявляет, цвет звучит совсем по-другому. Когда попробовал первый раз — осенило: это же новая технология...

В диалоге со зрителем, художник оставляет за собой право на тайну и недосказанность.
— У меня многие работы как бы не завершены. Если их завершить, то исчезнет свежесть, отчасти — правда, тогда останется ложь. Не должно быть лишнего мазка! — восклицает он.

В мастерской тюменского художника пахнет красками, а удивительные пейзажи и портреты соседствуют с бронзовыми статуэтками, небрежными стопками эскизов и складом огромных полотен, отвернутых от людских глаз. Каждая деталь в мастерской хранит душу художника и создает целостный образ мира автора, который предан живописи уже более 40 лет.

Заслуженный художник России, живописец, график, монументалист, член Союза художников и Союза дизайнеров России и международной ассоциации искусств АИП ЮНЕСКО Михаил Гордубей в этом году отметил 65-летний юбилей.

- «Я всегда утверждал, что не может у каждого автора быть миллионов зрителей. Искусство – это инструмент для общения. Воспитательная роль далеко не главная. В искусстве, как и в отношениях между людьми, все зависит от того, интересный собеседник или нет. Я занимался концептуализмом. Затем, до недавнего времени, я писал женщин. Но в последнее время меня стало доставать то, что происходит вокруг, и теперь я изучаю социологию, возможно, буду черпать идеи для будущих работ именно из этого направления».
-«Я пишу женщин, потому что я мужчина, – это раз. Во-вторых, красивое и уродливое всегда рядом». Через внешнюю женскую красоту или уродство художник изображает внутренний мир. Внешне красивая женщина не всегда прекрасна изнутри. «Порой милая барышня откроет рот, и понимаешь, насколько близки красота и изъян. Бывает, что в жизни женщина менее красива, чем на моем портрете».
В советское время художниками интересовались, в том числе и КГБ. Сейчас интерес к живописи проявляют друзья художников и узкий круг любителей, ценителей мира художников. Сегодня живописцам пробиваться очень сложно. В Тюмени не сложилось определенного художественного рынка, не сложилось поколения, которое бы ценило и понимало живопись.Сегодня заниматься искусством – это подвиг.

Выводы по 2 главе

Подводя итоги, надо отметить, что за 58 лет работы картинная галерея накопила богатый опыт культурно-образовательной работы, чему свидетельствует материал данной курсовой работы. Задачи галереи на современном этапе совершенствовать опробованные формы и вести поиск новых результативных форм.
Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества.

Исследование показало, что путь развития музея, в единстве научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не столько в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, как базу стимулирования творческой активности разных групп населения, а в частности молодежи, как людей, которые внесут непосильный вклад в дальнейшее развитие музея.

Заключение

Основой совершенствования социально-культурной деятельности музеев сегодня выступает трансформация музейной коммуникации, которая от пассивности посетителей направлена в сторону повышения интерактивности и активности, соучастия, соавторства посетителя.
Считаю что в целях улучшения эффективности социально-культурной деятельности музеев необходимо:

- поиск и введение новых творческих проектов;

- создание постоянного контингента посетителей музея;

- формирование актива из учителей, родителей, учащихся, членов детских кружков, студентов;

- проведение социологических исследовании с целью сотрудничества картинной галереи со школой и семьёй;

- активизировать при картинной галереи организацию выставок детского творчества и встреч юных зрителей с художниками;

- привлечение к музейной деятельности молодых специалистов с соответствующим профильным образованием.

- повышение степени интерактивности

- воспитание молодого поколения и активная работа с детьми и молодежью

Внедрение новых методов взаимодействия с посетителями — активное внедрение современных информационных технологий, всевозможные образовательные и воспитательные программы, рассчитанные на различные возрастные категории населения. Повышение открытости музеев для посетителей.
Одновременно с этим, необходимо улучшать материальную базу, которая обеспечит совершенствование социально-культурной деятельности.
Необходимо добиться рентабельности и самоокупаемости музеев, достаточных объемов финансирования для реализации целей, задач и направлений по совершенствованю социально – культурной деятельности на современном этапе.

Приложение №1

Штат работников музея и должностные инструкции

Директор – Овсянкина Людмила Владимировна

Заместитель директора по научной работе – Субботина Вера Александровна

Главный хранитель – Мануйлова Ирина Александровна

Заведующий отделом – Козлова Елена Михайловна

Заведующий отделом – Шайхтдинова Нелли Хазимухамедовна

Заведующий отделом – Федорова Наталья Николаевна

Заведующий отделом – Сезева Наталья Ивановна

Обязанности директора:

- На директора возлагается вся ответственность за хранение, реставрацию и консервацию предметов искусства, хранящихся в музее.

-директор несет ответственность за учет всех произведений, в соответствии с требованиями Инструкции по учету и хранению музейных ценностей.

Обязанности заместителя директора:

- Организация работы, способствующей совершенствованию трудового процесса музея с учетом достижения науки и передового опыта.

- Организация планирования на всех уровнях (перспективное, годовое, индивидуальное, к конкретным мероприятиям).

- Совершенствование музейной профессии.

- Четкое определение обязанностей каждого сотрудника музея.

- Рациональная организация рабочего места и времени сотрудников.

- Повышение квалификации музейных работников

Обязаности заместителя директора по научной работе:

- несет ответственность за формирование музейного фонда и научное изучение музейных предметов и музейных коллекций.

Обязанности Главного хранителя музея:

- Разделяет ответственность с директорм музея

-Заместитель директора по учету и хранению

Заведующий отделом:

- Разработка концепций деятельности и развития отдела

- Разработка стратегий и концепций просветительной деятельности музея

- Координация деятельности сотрудников отдела и участников общемузейных проектов

- Анализ реализации программ и просветительной работы музея

-Ведение деловых переговоров с партнерами

-Составление образовательных и просветительных программ для

Различных музейных аудиторий

Приложение № 2

Уважаемые жители города Тюмени, просим вас ответить на вопросы анкеты. Цель проводимого анкетирования – выявить актуальность и значимость работы Тюменского областного музея изобразительных искусств как учреждения досуга.

1. Знаете ли вы о новых выставках, проводимых сейчас в Тюменском музее?

а. Да б. Нет в.Слышал(а) г.Не интересуюсь

2. Откуда вы узнаете о программах и выставках проводимых в Тюменском музее?

а. Я постоянно прохожу мимо музея, и вижу афиши
б. Вижу рекламу в городе
в. Из СМИ
г. Смотрю в интернете
д. Рассказывают друзья/знакомые/педагоги
е. Мало какой - либо рекламы

3. Участвовали ли вы в каких либо мероприятиях, проводимыми Тюменским музеем?

а. Да, конечно
б. Да, но мне там не понравилось
в. Был(а) скорее наблюдателем, чем участником
г. Нет, никогда
д. Нет, мне это не интересно
е. А такие вообще есть?

4. Видели ли вы в Тюменском музее использование новых технологий (компьютеров, телевизоров, проекторов и др.)?

а. Да, даже пользовался (пользовалась)
б. Да, но не подходил(а)
в. Зачем, я прихожу туда смотреть на картины, а не на компьютеры
г. Нет, не видел(а)


5. Заинтересовало ли бы вас существование виртуального Тюменского музея?

а. Да, даже заходил(а) бы
б. Не знаю, мне все равно
в. Первый раз слышу, это интересно!
д. Не слышал(а) и смотреть не буду

6. Что привлекает вас в музее?

а. Атмосфера (залы, обстановка)
б.Люди (общение, наблюдение)
в. Искусство (картины, скульптуры)
г.Экскурсии
д.Развлекательные программы
е.Другое (написать Что) ______________________________________

7. Укажите в порядке убывания значимости наиболее интересные формы проведения досуга?

а. Музей

б. Фестивали
в. Театр
г. Концерты
д. Кинотеатр
е. Выезд на природу
ж.Кафе/ресторан
з. Дома

Спасибо, за ответы и помощь в проведении исследования!

Список используемой литературы:


1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М.А.Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2010. 792с.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. / М.А.Ариарский.- СПб.: Анатолия, 2009.- 530 с.

3. Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сборник научных трудов. — М.: НИИ Культуры, 1989.- с.180-218

4. Лукин, Ю.А. Культура и культурная политика/ Ю.А.Лукин.- М.: РАУ, 1992.- 214с.

5. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В.Ю.Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 2010.- 218с.

6.Нагорский, Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности/ Н.В.Нагорский.- СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 2008.- 258с.

7. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб, 2004. – С. 380.

8. Орлов, А.С. Социология рекреации/ А.С.Орлов.- М.: Наука, 2011.- 148с.

9. Петрова, Н.Л. Новая литературно-монографическая экспозиция А.С.Пушкин.Жизнь и творчество.// Пушкинский музеум, альманах, выпуск 2, СПб.: Дорн, 2005.- 300с.

10. Шутен, Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.- 1999.- №2 (200).- 28-29с.

11. Гусев, В. К искусству насильно привлекать нельзя [Электронный ресурс]// Interfax-Russia.ru.Северо-Западный федеральный округ.Эксклюзив., 14.12.2010.- URL:http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/exclusives.

12. Каган, М.С. Философия культуры [Электронный ресурс] // СПб., 2012. URL:http://www.sofik-rgi.narod.ru/kafedra/kagan_ikonnikova.htm.

13. Никитин Н.А., Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности

14. А.В.Лебедев// Музей будущего: Информационный менеджмент.- М., 2011.- URL:http://www.museum.ru/future/lmp/books/archive/IM.pdf.


Наши рекомендации