Механизмы развития адаптационных нарушений

Опираясь на современные представления о человеке как о биопсихосоциальном единстве, можно утверждать, что механизмы дезадаптации проявляются на социальном (педагогическом), психологическом и физиологическом уровнях, отражая способы реагирования ребенка на агрессию со стороны среды или защиты его от этой агрессии.

Педагогический уровень школьной дезадаптации обнаруживает себя проблемами школьника в учении (деятельностный план) и освоении социальной роли — роли ученика (отношенческий план).

Этапы дезадаптации Деятельностный план Отношенческий план
первичные трудности в учении напряжения в отношениях ребенка с учителем и родителями
пробелы в знаниях смысловые барьеры
отставание по одному или нескольким предметам эпизодические конфликты
неуспеваемость частичная или общая систематические конфликты
отказ от учебной деятельности разрыв личностно-значимых отношений

Социологические опросы школьников показывают, что лишь 20 % из них чувствуют себя в качестве учеников в школе и дома комфортно.

Психологический уровень школьной дезадаптации.

Неуспешность в учебной деятельности, неблагополучие в отношениях с личностно-значимыми людьми, возникающее на ее основе, сказываются на формировании характера растущего человека, его жизненных установок, направленности личности в целом, на его социализации.

Сначала у ребенка возникает чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью. Ученик пассивен на уроке, при ответах напряжен, скован. Ребенок начинает инстинктивно защищаться от сверхвысоких для него нагрузок, от непосильных требований. Первоначальное напряжение снижается благодаря изменению отношения к учебе. Учебная деятельность перестает рассматриваться как значимая, у ребенка появляются и закрепляются различные психозащитные реакции: на уроках он постоянно отвлекается, смотрит в окно, занимается посторонними делами, самоутверждение часто происходит в противодействии школьным нормам, нару­шениях дисциплины.

По-иному складывается психологическая реакция ребенка на школьные трудности, если он находит понимание у близких, значимых для него лиц — учителей, родителей — и последние активно помогают ему. В этом случае первоначально проявляющаяся тревожность уступает место собственному активному желанию оправдать ожидания взрослых, мобилизации, а по мере усложнения учебных требований и сверхмобилизации волевых ресурсов.

Физиологический уровень школьной дезадаптации.

Наиболее изученным на сегодняшний день, но одновременно менее всего осознаваемым педагогами следует считать механизм влияния школьных проблем на здоровье ребенка.

У детей, только еще перешагнувших порог школы, уже в первом классе наблюдается отчетливый рост отклонений в нервно-психической сфере (до 54 %), нарушений зрения (45 %), осанки и стопы (38 %), заболеваний органов пищеварения (до 30 %). К девятому классу количество здоровых детей сокращается в 4—5 раз. На этапе выпуска из школы лишь 10 % учащихся могут считаться здоровыми. Отмечается при этом, что в подавляющем большинстве случаев хронические заболевания у детей «выросли» из имевших ранее место отклонений в строении и функционировании органов и систем.

При всей сложности вопроса о том, когда, где, при каких обстоятельствах здоровье переходит в болезнь, каковы механизмы этого перехода, ученым уже стало ясно, пожалуй, самое главное для нас, педагогов, что в недопущении болезни, в удер­жании здоровья, в идеальном случае в преумножении его реша­ющая роль принадлежит не медицине и не системе здравоохранения. Решающая роль принадлежит тем социальным институтам, которые предопределяют условия и образ жизни ребенка — семье и школе.

Наиболее распространенными для современного человечества являются нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения, гипертоническая болезнь со всеми ее грозными осложнениями, стенокардия, опухоли, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма и другие заболе­вания аллергической природы, экземы и нейродермиты, неврозы и психические расстройства, а также алкоголизм и наркомания.

Большинство из этих заболеваний относится к категории так называемых психосоматических(сома в переводе с греч. — тело). Этот термин означает, что изменения, которые происходят при этих заболеваниях во внутренних органах и системах организма (сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной, нервной), врачи связывают с более или менее длительным пси­хическим, эмоциональным напряжением, которое проявляет себя в виде неудовлетворенности, тревоги, обиды, отчаяния, страха, тоски, бессильного гнева, ненависти, возникающих в ответ на жизненные трудности и конфликты. При этом отмечается, что многие психосоматические заболевания «помолодели», и вина в этом в немалой степени ложится на школу.

Таким образом, школьная дезадаптация – это серьезная проблема. Учителю следует знать причины, характерные черты этого явления и уметь осуществлять своевременную диагностику, профилактику и коррекцию состояний риска школьной дезадаптации у детей.

? 1. Перечислите признаки и показатели школьной дезадаптации.

2.Что в организации школьного обучения может привести к школьной дезадаптации?

3. Расскажите о постепенном развитии адаптационных нарушений.

Наши рекомендации