Тема 2. волонтерство: понятие, история формирования, направления

Цель занятия: сформировать определенный объем знаний об истории развития волонтерского движения, основных направлениях

Ожидаемые результаты: владеть терминологией волонтерства, знаниями об историческом пути развития волонтерства в России и других странах мира.

Понятия волонтерство и волонтер происходят от французского слова Volontair (добровольный), а оно в свою очередь от латинского Voluntarius (из добровольцев). Таким образом, равнозначными понятиями в русском языке являются добровольчество. В своих работах В. Даль упоминал слово «повольщина», вольнослужащий - причисленный на своем иждивении и по собственной воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу.[56] По исследованию О.В. Решетникова[57] вольнослужащие имели высокий уровень содержания, и имели больше свобод, из-за чего в последствие понятие «вольнослужащий» приобретало название «вольница», в дальнейшем - «доброволец». Рассмотрим другие трактовки понятия «волонтер»:

− доброволец, лицо, поступившее в военную службу добровольно и служащее без жалованья[58];

− идущий по охоте на военную службу, добровольно вызывающийся в дело против неприятеля[59];

− добровольно поступивший на военную службу[60];

− добровольно поступающий на военную службу охотником или вольноопределяющимся[61];

− тот, кто добровольно поступает на службу в действующую армию, доброволец, тот, кто добровольно принимает участие в каком-либо деле[62].

Идея гармонично развитой личности, связанная с идеей гражданского общества, способного обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей, является основой ценностно мировоззренческой системы гуманистического типа. Эта идея определяет и ценностные ориентации культуры, имеющие не только функционально личностное значение, но и ориентирующие личность в историческом и социальном мире: в социальном времени (в истории), в социальном пространстве (в обществе), в социальном взаимодействии и социальном движении (деятельности)[63].

В XVIII веке, 1-й половине XIX века в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во 2-й половине XIX веке в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; осталась как способ комплектования армии в Великобритании (с 1961) и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах. Можно отметить, что долгие годы понятие «волонтер» чаще всего использовалось исключительно в военном контексте. Данные трактовки утратили свой смысл в России с 1874 года, в связи с введением всеобщей воинской повинности. В наши дни все больше стран отказываются от всеобщей воинской повинности в пользу профессиональной армии, набранной из добровольцев, Смысл понятия «волонтер», «доброволец» постепенно изменился. За основу в настоящей дипломной работе мы используем понятие, приведенное в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[64]: «добровольцы»: это «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

Декларация Международной ассоциации волонтеров[65] следующим образом определяет волонтерство (добровольчество). Добровольчество – это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества. Добровольчество способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности; выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов; способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества; способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Генеральный секретарь ООН в своем выступлении «Роль добровольчества в содействии социальному развитию» в 2001 году дал следующее определение: «Добровольчество является и духовным свойством, и гражданской добродетелью. Это – деятельность, которая имеет глубокие корни в человеческой духовности и далеко идущие социальные и культурные последствия»[66]. Между тем большинство авторов подчеркивают, что в обиходе повседневности добровольчество представляется в лучшем случае как необязательный факультатив человеческой жизни. Как с горечью констатирует С.Б. Дворко: «Сегодня добровольчество для большинства людей — это случайная, необязательная возможность пожертвовать своим временем, средствами или руками в мгновенном порыве милосердия и сочувствия к страданиям ближнего своего»[67].

Добровольческая деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг[68].

Во «Всеобщей декларации волонтеров» определяется, что «в соответствии с Всеобщей Декларацией прав человека 1948 г. и Международной Конвенцией о правах ребенка 1989 г., исходя из принципа, что «любое лицо имеет право свободного объединения в мирные ассоциации», волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития.

Как провозглашено на XVI Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих усилий «Волонтерство: это добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции; это активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ; способствует улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности; выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода ассоциаций; способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества; способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий»[69].

Ответственный секретарь организации «Добровольцы Объединенных Наций» (VUN) Sharon Capeling-Alakija определяет волонтерскую деятельность по трем основным признакам:

(a) делается свободно и без принуждения;

(b) делается не по мотивам материального обогащения;

(c) приносит пользу обществу и самому добровольцу»[70]

О.В. Решетников на основании исследований В.В. Бочарова отмечает, что природа волонтерской деятельности в религиозном служении: церковь и церковное учение на протяжении почти тысячелетней истории в России определяла принципы и формы взаимопомощи, милосердия, благотворительности и других форм служения ближнему, что и составило сущность социального служения. Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик. Так, например, известный философ и иудейский религиозный деятель Мартин Бубер так определяет цель человеческого предназначения: «Только соучастие в бытии других живых существ обнаруживает смысл и основание собственного бытия»[71].

Молодежь потенциально является наиболее активным участником волонтерского движения, но в настоящее время таковым не стало в силу нескольких причин, одной из которых является сложившееся мнение о волонтерстве как о бесплатном труде на благо какого-то конкретного получателя. Современная молодежь в своих ценностных ориентациях намного отличается от молодежи советского периода, когда, можно сказать, волонтерство или добровольный труд на благо общества, были более широко развиты, чем в современной России.

Общие принципы организации добровольческой деятельности определяют внутреннее содержание и значение добровольческой деятельности, сохраняя её целостность и уникальное значение. Добровольчество имеет огромное нравственное значение, и должно в любых обстоятельствах сохранить свой нравственный характер, чтобы не превратиться в инструмент экономического и политического манипулирования. В этой связи процесс организации добровольческой деятельности должен строиться на четко определенных принципах. На основании разработок О.В. Решетникова, специалистов МГГУ имени М.А. Шолохова перечислим и охарактеризуем принципы организации волонтерской деятельности.

Добровольность как основополагающий принцип деятельности, отражает личную позицию человека. Принимать решение об участии или неучастии в волонтерской деятельности человек должен самостоятельно, без давления со стороны окружающих. Принцип добровольности в организации волонтерской деятельности не отрицает обязательств волонтера в соблюдении прав и свобод граждан, в соблюдении ограничений деятельности, определяемых нормативными документами, законодательством, требованиями к наличию профессиональных навыков при определенных видах волонтерской деятельности. Обязательства, которые волонтер добровольно налагает на себя в процессе добровольной деятельности, включают в себя законность деятельности, как принцип волонтерства, добросовестность и ответственность при выполнении работы.

Принцип бескорыстности определяет, что волонтерство не должно являться источником материального дохода и носит дополнительный характер по отношению к трудовой деятельности.

Социальная и личная значимость деятельности также являются важными принципами волонтерской деятельности, одновременно выступая как мотивы. Социальная значимость волонтерской деятельности – соответствие результата деятельности актуальным потребностям общества.

Добровольческая деятельность способствует удовлетворению личностно значимых потребностей человека, к которым можно отнести интеллектуальные потребности, потребности в самовыражении, в повышении профессионального уровня.

Еще одним принципов в организации движения является уважение индивидуальности каждого и предоставление равных возможностей для духовного, физического и интеллектуального развития всем людям, независимо от их пола, физического состояния, вероисповедания и финансового положения, как являющихся волонтерами, так и являющихся благополучателями.

Принципы волонтерской деятельности отражены в одном из основополагающих декларационных документах по развитию волонтерского движения – Всеобщей декларации добровольцев[72]: «Волонтеры исповедуют и применяют на практике следующие основные принципы:

− признают право на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;

− уважают достоинство и культуру всех людей;

− оказывают взаимную помощь, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства;

− признают равную важность личных и коллективных потребностей, способствуют коллективному обеспечению этих потребностей;

− ставят перед собой цель превратить волонтерство в элемент личного процветания, приобретения новых знаний и навыков, совершенствования способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем;

− стимулируют чувство ответственности, поощряют семейную, коллективную и международную солидарность;

Исходя из этих основных принципов, волонтеры должны:

− способствовать тому, чтобы индивидуальное участие преобразовывалось в коллективное действие;

− активно поддерживать свои ассоциации, быть преданным их целям и осведомленным об их политике и деятельности;

− стремиться, в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выработанные программы;

− сотрудничать со своими коллегами по ассоциации в духе взаимопонимания и взаимного уважения;

− не уклоняться от новых знаний;

− не разглашать конфиденциальную информацию, если таковая предполагается характером деятельности».

Принципы организации волонтерской деятельности реализуется как в процессе подготовки волонтеров, их обучении, стажировке, так и в процессе организационного построения волонтерских движений.

За основу классификации направлений волонтерской деятельности мы взяли «Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации»[73]:

− социальное патронирование детских домов: данное направление реализуется как основании разовых акций, проектов, так и комплексных долговременных программ поддержки детских домов. Патронирование заключается как в предоставлении материальной помощи, так и в организации мероприятий для воспитанников: экскурсии, концерты, спортивные соревнования, встречи и др.;

− социальное патронирование пожилых людей;

− муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);

− медицинская помощь (службы милосердия в больницах);

− педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

− социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);

− экологическая защита;

− интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов);

− спортивная, туристическая и военная подготовка;

− творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

− досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков, молодежи);

− социальное краеведение;

− трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

− помощь в реставрационных работах;

− восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

− экскурсионная деятельность;

− ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

− информационное обеспечение.

Также О.В. Решетников выделяет такое направление как профилактика здорового и безопасного образа жизни, которое заключается информационном просвещении граждан и детей[74].

В работе «Корпоративное волонтерство»[75] О.В. Решетников выделяет следующие формы добровольческого служения:

− добровольческая работа в местных сообществах: это наиболее распространенная форма добровольчества, предполагающая активное участие в решении социальных проблем на уровне местного сообщества – благоустройство общественных объектов, помощь детям и ветеранам, помощь образовательным и медицинским учреждениям, забота о социально-незащищенных группах населения и проч;

− добровольческая работа по трудовому договору: выполнение добровольцем определенного круга постоянных обязанностей, близких по функционалу и трудовой занятости к профессиональной деятельности. В некоторых странах добровольцы по трудовому договору обеспечивают до 40 % штатного расписания центров социального обслуживания населения и центров работы с молодежью. Данный тип добровольцев получают те же гарантии (страховка, безопасность), что и профессионалы, но не получают зарплату. Участие данного типа добровольцев предусматривается штатным расписанием учреждения;

− профессиональная добровольческая работа (Pro bono publicо): практика, при которой часть услуг профессионалы оказывают совершенно безвозмездно для неимущих граждан. Такой вид добровольческой деятельности практикуют врачи, юристы, учителя, психологи и другие профессионалы;

− активная добровольческая деятельность. В некоторых западных странах установлено понятие «активный доброволец», которое определяется объемом времени добровольческой работы в течение года. В США активным считается доброволец, работающий 150 часов в год; в Великобритании – 100 часов; в Германии, Франции и Австралии – около 50-60 часов в год;

− добровольческая акция: участие в краткосрочных добровольческих мероприятиях в течение 1-2-х дней;

− добровольческая работа в общественных и политических организациях. Добровольческая работа выполняется в интересах общественных и политических организаций;

− добровольчество в религиозных организациях: активное участие в социальном служении на церковных приходах, в религиозных организациях. В некоторых странах (США, Германия) является одной из самых распространенных форм добровольчества;

− добровольческая работа в профессионализации. Эта добровольческая работа является частью процесса профессионализации, например, студенты, работают ассистентами специалистов в сфере своей будущей профессиональной деятельности. Такая работа может быть частично оплачена и не является традиционной формой добровольческого служения;

− корпоративное добровольчество: участие членов корпорации в добровольческой деятельности. Как правило, при поступлении на работу в корпорацию работник осведомляется о принятых в корпорации добровольческих и благотворительных традициях;

− добровольчество по направлениям социальной помощи. Специализированное добровольчество, например, в медицине – сестры и братья милосердия, в экологии, в образовании, в пожарной охране и т.д.;

− международное добровольчество. Участие в добровольческих акциях на международном уровне, в других странах;

− каникулярное добровольчество. Ставшее модным в последнее время в странах Запада совмещение проводимых учебных каникул или рабочего отпуска с оказанием добровольных услуг в разных точках страны и мира.

Рост во всем мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества. Фактически, сегодняшняя рабочая сила волонтеров представляет эквивалент свыше девяти миллионов постоянно занятых служащих, чьи совместные усилия оцениваются в $225 миллиардов (из расчета $14.30 час в 1998г.). Добровольчество – это возможность для полноценного личностного развития. Национальная программа США «America’s Promise – The Alliance for Youth» декларирует пять основных условий для полноценного развития молодых людей: поддержка взрослых, безопасность, поддержка здоровья, развитие навыков, необходимых для профессиональной карьеры, создание условий для возможности служения обществу и людям. Подчеркивая важность создания условий для социального служения, программа утверждает: «Молодые добровольцы имеют более высокое самоуважение, получают навыки руководства и саморазвития, приобретают опыт решения социальных проблем».[76]

Основополагающим в развитии волонтерского движения является мотивированность участников. Мотивация – это то, что толкает человека совершить какое-либо действие в соответствии с возникшей потребностью. Некоторые ученые считают, что мотивации располагаются в иерархической значимости. Раскрыл иерархию индивидуальных мотивов психолог Абрахам Маслоу в своей гуманистической теории.[77] По его теории самыми сильными являются первичные мотивации, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (чувство голода, жажда, потребность в дыхании, в физическом развитии, сохранении жизни). Эти мотивации располагаются в основании пирамиды иерархии мотивов на нижнем уровне. Далее идет потребность в самосохранении, в защите от риска. Затем следуют вторичные мотивации, социальные потребности – это потребности в общении, в дружбе. Выше идет уровень эгоистических потребностей, т.е. потребность испытывать гордость, иметь определенный статус или самоуважение, уверенность в себе, свободу. Последний уровень в пирамиде связан с удовлетворением потребности самореализации и творчества. Рассмотрим более подробно мотивы участия в волонтерской деятельности.

М. Олчман и П. Джордан выделяют следующие мотивы волонтерской деятельности:

− «хочу помогать нуждающимся людям;

− надеюсь научиться чему-то новому;

− хочу иметь какое-то занятие;

− для собственного удовольствия;

− хочу познакомиться с новыми людьми;

− хочу ответить людям за добро добром;

− хочу бороться с определенной проблемой;

− у меня есть свободное время».[78]

Центр добровольцев «Московский дом Милосердия» провел социологическое исследование, посвященное изучению мотивов, по которым молодые люди занимаются волонтерской деятельностью. По результатам этого исследования были выделены следующие группы мотивов:

− 89 % респондентов выразили желание быть социально полезными;

− 50 % способствовать изменениям в обществе;

− 36 % реализовать собственную инициативу;

− 36 % найти единомышленников;

− 35 % почувствовать и оценить себя как личность;

− 19 % добрыми делами ответить на помощь, оказанную им в прошлом;

− 15 % интересно провести досуг;

− 10 % решить собственные проблемы.

Анализируя опыт организации добровольческой деятельности,
Л.Е. Сикорская выделяет ведущие социально значимые ее мотивы:

− самореализация личностного потенциала. Наиболее важная роль для молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, по их собственному мнению, отводится возможности реализации личностного потенциала, проявлению своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности. Большое значение в поддержании данной мотивации придается осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути;

− общественное признание, чувство социальной значимости. Для каждого человека важно получить позитивное подкрепление в реализации своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу. В основе данной мотивации заложена потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль для человека при выборе целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста;

− самовыражение и самоопределение. Добровольческая работа дает возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений, позволяет человеку выразить свое внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях. «Потребность человека в сознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения» – считает Л.Е. Сикорская. Одним из аспектов самовыражения является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности, предусматривает, прежде всего, бескорыстную заботу о благополучии окружающих (Н. Слабжанин). Особенно он характерен для людей старшего возраста, которые обладают богатым жизненным опытом;

− профессиональное ориентирование. Добровольческая работа позволяет молодому человеку получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, а также лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности. Добровольческая работа помогает приобрести полезные навыки, необходимые и в повседневной жизни, и для дальнейшей профессиональной деятельности. Так же очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу. Часто эти мотивы появляется в связи с тем, что работодатели предпочитают принимать на работу людей уже имеющих какой-то трудовой опыт.

− приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая работа позволяет приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков. Активное участие в добровольческая деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как:

· развитие коммуникативных способностей;

· опыт ответственного взаимодействия;

· лидерские навыки;

· самоорганизация;

· исполнительская дисциплина;

· защита и отстаивание прав и интересов;

· инициативность и другие;

− возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая работа позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Среди молодежи особенно распространена потребность расширения круга общения, и поэтому, попадая в какое-либо сообщество, юноша или девушка для удержания в группе, начинают преследовать те мотивы, которые характерны для данного сообщества. Очень важно при появлении добровольца в организации закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность, чтобы человек стремился в коллектив, захотел стать его членом;

− приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая, общественная работа дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных;

− способность выразить гражданскую позицию. Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, – важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека;

− выполнение общественного и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии;

− организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой работе является возможность организации собственного свободного времени с пользой для дела и для души. Организация свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности. Но при наличии других мотивов она может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности[79].

Молодежь теряет интерес к осуществлению добровольческой деятельности когда[80]:

− возникает противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью;

− выполняемая работа не влечет реальных изменений;

− деятельность однообразна и неинтересна;

− нет поддержки, одобрения со стороны других;

− нет возможности для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, появления инициативы или творческих способностей;

− возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации.

Социальное служение присутствует во всех основных религиях мира и имеет много схожих характеристик. В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. Особое значение добровольческое движение приобрело во время русско-турецкой войны 1876 года. Идеи волонтёрской деятельности с 1990-х годов понемногу начали проникать и в Россию. Считается, что волонтерское движение в России стало зарождаться в конце 80-х годов XX века. Однако оно существовало и ранее, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, разнообразных обществ охраны природы и памятников. Свое современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе. В этот период большое число молодых людей вызвалось восстанавливать Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны. В 1920 году, во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтерывосстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием – этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день. В 60-х годах возникли десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов XX века широкое распространение получили экологические проекты.

А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее распространение, как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В США пик волонтерского движения был в 30-е гг. ХХ века, тогда в нем участвовали около 3 млн молодых людей. Волонтерская организация Civilian Conservation Corps (ССС) была создана президентом Франклином Рузвельтом для снижения уровня безработицы и для выполнения важной работы по сохранению природы. Ее деятельность поддержали около 90 % населения. Во время Второй мировой войны работа ССС была прекращена. Гражданский корпус сохранения (СТС) является государственной программой помощи безработным в возрасте 18-24, обеспечивая неквалифицированным ручным трудом, с целью сохранения и развития природных ресурсов в сельских районах Соединенных Штатов с 1933 по 1942 (во время Великой депрессии) СТС стал самым популярным «Новый курс программы среди широких слоев населения, создание рабочих мест в общей сложности 3 миллиона молодых людей из семей по оказанию чрезвычайной помощи. Следующий пик в волонтерском движении был в 1961 г., когда президент Кеннеди создал организацию «Служители Мира».

В 1970 году создается движение Волонтеров Организации Объединенных Наций (VUN). Они работают в технической, экономической и социальной сферах по трем основным направлениям: техническое сотрудничество с правительствами, испытывающими недостаток квалифицированных кадров, общественные инициативы для самовыражения, гуманитарная помощь и реабилитация. К настоящему времени ежегодно в различных добровольческих На современном этапе развития общества без волонтерской деятельности не мыслит себя ни одно государство мира: правительства разрабатывают меры по поддержке, граждане с особой активной жизненной позицией создают волонтерские организации самостоятельно, эта деятельность начинает охватывать все большие слои населения.

Наши рекомендации