Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования

Содержание учебного процесса определяется стандартом образования, учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, электронных накопителях информации.

Под стандартом образования понимается "система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала". Наряду с "Законом об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, дающим толкование определенной части Закона. В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Поэтому в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный. (Леднев В. С.).

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения. (Закон Российской Федерации "Об образовании". Раздел II, статья 14. М., 1992).

Базисный учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане. В практике общего среднего образования используются несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной думой, а для полной средней школы — Министерством образования Российской Федерации.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов, лагерных сборов и т.п.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа таких планов: собственно учебный, разрабатываемый на длительный период на основе государственного базисного учебного плана и отражающий особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов), и рабочий учебный, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

Структура учебного плана средней общеобразовательной школы определяется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом. Прежде всего в учебных планах, как и в государственном стандарте общего среднего образования, выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.

Структура учебного плана школы в значительной мере обусловлена необходимостью отражения в нем инвариантной и вариативной частей. Инвариантная часть (ядро) учебного плана обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям с целью формирования базовой культуры. Вариативная часть, учитывающая личностные особенности, интересы и склонности учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

В учебных планах школы представлены также теоретическое и практическое обучение.

Базисный учебный план общего среднего образования законодательно закрепляет возможности более полного отражения в нем национальных особенностей и традиций культуры не только в курсах истории, географии, языка, искусства, но и в курсах биологии, трудовой и физической подготовки учащихся.

В образовательную область «Математика» включаются алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, информатика. Часть базисного учебного плана, касающаяся образовательной области «Математика», скомпонована в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1

Образовательная область Количество часов в неделю в классах
математика I II III I II III IV V VI VII VIII IX Х XI
  5 5 5 4 4 4 4 5 5 5 5 5 4 4

Итак, базисный учебный план расширяет диапазон возможностей каждого учащегося, позволяет школьникам развивать индивидуальные интересы и склонности.

На основе учебного плана составляют учебные программы по всем предметам. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Учебная программа содержит:

· Объяснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к знаниям и умениям учащихся, рекомендуемых формах и методах обучения;

· Тематическое содержание изучаемого материала;

· Ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отельных вопросов курса;

· Перечень основных мировоззренческих вопросов;

· Указания по реализации межпредметных и межкурсовых связей;

· Перечень учебного оборудования и наглядных пособий;

· Рекомендуемую литературу.

В связи с углублением процессов дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ.

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, справочники, книги для дополнительного чтения и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное усвоение учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

· Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.

· Информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.

· Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Программы по математике общеобразовательных учреждений фиксируют содержание образования определенного уровня и направленности. Их многообразие является результатом начавшегося процесса дифференциации в обучении математике.

Под дифференциацией обучения понимается создание относительно стабильных или временных учебных групп, различающихся по тем или иным признакам (содержание, уровень учебных требований, интересы, форма обучения и т. п.), для более полного учета индивидуальных запросов учащихся, развития их интересов и способностей, достижения целей образования.

Дифференциацию по уровню учебных требований и успешности обучения называют уровневой. Она выражается в том, обучаясь в одном классе по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях.

В случае же дифференциации по содержанию мы имеем дело с другим ее видом — профильной дифференциацией, предполагающей обучение разных групп учащихся по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и их номенклатурой. Следует отметить, что уровневая дифференциация доминирует в настоящее время на основной ступени, а профильная — на средней ступени общего образования.

В системе профильной дифференциации выделяют направления обучения, объединяющие различные профили по признаку сходства целей математического образования. К примеру, философский, филологический, искусствоведческий профили обучения, для которых математические знания служат элементом общей культуры, включаются в одно гуманитарное направление.

Оптимальной в настоящее время считается организация математического образования по следующим шести направлениям: общеобразовательному, физико-математическому, техническому, экономическому, естественно-сельскохозяйственному и гуманитарному. Для каждого из них созданы или находятся в стадии создания свои программы по математике.

В действующей программе по математике для общеобразовательных учреждений данные и разрабатываемые направления сгруппированы в четыре блока:

· общеобразовательный;

· курс А: профилированное обучение в старших классах, ориентированное на тех учащихся, которые рассматривают математику как элемент общего образования и не предполагают использовать ее непосредственно в своей профессиональной деятельности (он представлен одним предметом — математикой, в котором в разумной последовательности чередуются сведения из алгебры и начал анализа с геометрическим материалом; в X и XI классах выделяется на его изучение по 3 часа в неделю);

· курс В: профилированное обучение, предназначенное для учащихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира (в его рамках сохраняется традиционное деление на два предмета — алгебру и начала анализа и геометрию; в X и XI классах на их изучение отводится по 5 часов в неделю);

· углубленное изучение математики (в VIII—IX классах для этого выделяется по 8 ч в неделю, а в X—XI классах— до 9 часов в неделю).

Обучение в соответствии с общеобразовательными программами по математике предполагается осуществлять в рамках стандарта среднего математического образования, проект одного из вариантов которого опубликован в журнале «Математика в школе».

Стандартом устанавливается обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. В опубликованном его проекте система требований к математической подготовке учащихся фиксирована на двух уровнях. Первый определяет те возможности в усвоении курса математики, которые обязано предоставить учащимся общеобразовательное учреждение. Этот уровень назван уровнем возможностей.

Вторым является уровень обязательной подготовки, характеризующий тот безусловный минимум, который должны получить все учащиеся, и определяющий нижнюю допустимую границу результатов математического образования. Уровень обязательной подготовки конкретизируется образцами типовых задач, способствующих его однозначному пониманию всеми, кто связан с учебным процессом, а также позволяет непосредственно проверять его достижение.

В рамках общеобразовательного стандарта должны разрабатываться и систематически совершенствоваться программы различной направленности. Учителю математики в этой связи и в связи с особенностями современного этапа необходимо иметь соответствующую программу последнего издания и предыдущих лет, где в совокупности содержались бы такие разделы:

· требования к математической подготовке учащихся;

· содержание обучения;

· тематическое планирование учебного материала;

· межпредметные связи;

· рекомендации по оценке знаний и умений учащихся.

Изучение любой программы следует начинать с внимательного рассмотрения объяснительной записки, где раскрываются общие цели и задачи обучения математике и основные вопросы организации учебного процесса.

Раздел «Требования к математической подготовке учащихся» определяет уровень и объем умений и навыков, обязательных для овладения учащимися. Их конкретизация с помощью задач приводится в обязательных результатах обучения которые используются и при разработке стандарта среднего математического образования.

Раздел «Содержание обучения» задает перечень и объем материала, обязательного для изучения в школе. Содержание обучения распределено в соответствии с содержательными линиями курсов, объединяющими связанные между собой вопросы. Это позволяет учителю, отвлекаясь от места конкретной темы в курсе, оценить ее значение по отношению к соответствующей содержательной линии, правильно определить и расставить акценты в обучении, организовать итоговое повторение.

В разделе «Тематическое планирование учебного материала проводится конкретное планирование, ориентированное на существующие в настоящее время учебники математики.

Для осуществления межпредметных связей главным образом выявляются опорные знания и умения по математике на различных этапах обучения (в V—VI, VII—IX и X—XI классах), необходимые для изучения смежных дисциплин.

Наконец, рекомендации по оценке знаний и умений учащихся содержат один из возможных вариантов оценки устных ответов и письменных контрольных работ учащихся, ибо в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

Таким образом, программы по математике дают общее определение математики как учебного предмета, определяют цели, задачи, содержание и основные направления организации учебного процесса, что обусловливает необходимость систематического обращения учителя к ним на всех этапах подготовки к урокам.

Наши рекомендации