Часть7. Формирование коммуникативных компетенций у детей среднего и старшего школьного возраста
Сегодня основная деятельность педагогов, работающих в среднем и старшем звене, в основном направлена на подготовку обучающихся к различным экзаменам в виде письменного тестирования, письменные работы по таким предметам как история, география, литература, биология превалируют над устными ответами. И неоправданно мало учебного времени отводится на развитие устной речи обучающихся.
Какие же проблемы коммуникативной культуры выделяют сими учащиеся? Они испытывают затруднения при выступлении перед классом, построении связанного высказывания по опорному конспекту, анализе и синтезе, а также не всем удается удерживать внимание при продолжительном выступлении одноклассника или объяснении учителем нового материала.
· свободно выступать перед классом;
· строить связанное высказывание по опорному конспекту;
· анализировать и делать вывод;
· удерживать внимание при продолжительном выступлении одноклассника или объяснении учителем нового материала.
Также существуют затруднения в межличностном общении в процессе обучения:
· внимательно слушать одноклассника;
· не перебивать выступающего, чтобы высказать свое мнение;
· принимать, отличное от собственного мнения, мнение одноклассников.
Все вышеперечисленное приводит к определенному дискомфорту, который испытывают школьники во время учебных занятий, что напрямую связано с недостаточно сформированными коммуникативными компетенциями.
Педагоги также отмечают отсутствие определенных коммуникативных навыком у обучающихся. По мнению учителей, большинство ребят испытывает трудности в построении монологической речи, не умеют доказательно высказать собственное мнение, небогатый словарный запас, отсутствие сформированности умения слышать и слушать одноклассников, уходят от ответа.
· неумение логично и связанно построить высказывание;
· неумение выразить собственное мнение по поводу обсуждаемого вопроса;
· небольшой словарный запас;
· ограниченность в использовании выразительных средств;
· односложность ответов;
· неумение выражать мысль своими словами;
· неумение слушать и слышать одноклассников.
Прослеживается взаимосвязь между проблемами формирования коммуникативных навыков, которые отметают педагоги и учащиеся.
Перед учителем стоит задача: развитие коммуникативных универсальных учебных действий в процессе учебного занятия, независимо от преподаваемого предмета.
Нельзя отрицать, что речевая деятельность учителя на уроке играет доминирующую роль, что негативно сказывается на развитии речи ученика. Активность педагога часто приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует деструктивное поведение, что влияет на формирование положительного отношения к процессу обучения, ведет к снижению познавательной активности со стороны обучающихся и неудовлетворенности результатами своей деятельности со стороны педагога. На уроке необходимо отдавать предпочтение активной позиции ученика, а учитель должен быть координатором процесса обучения. Для этого необходимо не только целенаправленная работа на уроке по повышению коммуникативной культуры учащегося, но и понимание педагогом необходимости повышения собственной коммуникативной культуры.
Интенсификация коммуникативного общения поможет и педагогу, и обучающимся ощутить удовлетворенность и успех от учебного занятия. Как следствие изменения взаимодействия в парадигме «ученик-учитель» у учащихся повышается интерес к процессу обучения, учебная мотивация, прослеживается рост учебных достижений. ребята становятся более уверены в своих силах, самостоятельны в суждениях, свободно взаимодействуют при организации групповой работы. При этом повышается эффективность урока, изменяется ситуация общения на уроке - учащиеся активно принимают позицию педагога, в следствие чего повышается адаптивность учебного занятия, реализуется творческий потенциал как обучающихся, так и педагога.
Работа по формированию коммуникативной компетентности требует теоретического осмысления этого процесса. Коммуникативная направленность характеризуется тем, что на первый план в качестве важнейшей цели обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме. Коммуникативная компетентность включает в себя знания основных понятий, описание, повествование, рассуждение, умения и навыки анализа, умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная культура – это сложное многоплановое и многогранное образование, характеризующее общение, главными компонентами которого являются: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура.
Принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя. Важное значение приобретает общение ученика и учителя, речевая активность обучаемых на уроке. В контакте с учащимися учитель сообщает им новую информацию, ученик, общаясь с учителем и друг с другом усваивает ее, овладевая речевой деятельностью.
Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:
- коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
- специальная система ситуативных упражнений;
- использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
- использование учебных ситуаций общения;
- обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
- формирование умений систематизировать материал;
- умение работать в команде, группе и др.
Речевая компетентность ученика формируется через:
- обучение содержанию предмета;
- развитие прикладных исследовательских умений;
- развитие социально-коммуникативных умений;
- личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Прикладной аспект учебной коммуникации | Исследовательский аспект учебной коммуникации | Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации | Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации |
1. Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и их определения, даты, формулы и т.д.). 2. Понимание учебного материала (причинно-следственные связи, терминология, феномены). 3. Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств. 4. Оценка изучаемого материала (темы, основные положения, тезисы). | 1. Умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и ставить его. 2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности. 3. Умение планировать учебную деятельность в целом и рамках изучаемой темы. 4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой. 5. Качество оформления изучаемого материала. 6. Умение представлять и презентовать изучаемый материал. | 1. Развитие умений слушать. 2. Развитие умений участвовать в беседе. 3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать. 4. Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему. 5. Развитие умений интеграции и кооперации. 6. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения. | 1. Формирование навыков общения. 2. Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы. 3. Формирование учебной мотивации. 4. Развитие критического мышления. 5. Формирование вовлеченности в общее дело. 6. Формирование доверия к другим и себе. 7. Способность к глубокой творческой деятельности. 8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям. |
Основные формы учебной коммуникации на уроке можно разделить на: монологические и диалогические. К монологическим относится выступление с подготовленной речью, ответ у доски, рассказ, пересказ, сообщение, аргументация, доказательство и опровержение. К диалогическим формам речевой коммуникации можно отнести: эвристическую беседу, учебное взаимодействие между учителем и учеником, учебное взаимодействие между обучающимися при организации групповой и парной работы, дебаты, дискуссию, ролевую игру, театрализацию, различные турниры, защиту проекта.
Развитие коммуникации школьников осуществляется в три этапа:
На первом этапе деятельность педагога должна быть направлена на формирование готовности учащихся участвовать в урочном общении; умения давать полные ответы на поставленные вопросы, комментировать вопросы и ответы; делать сообщения; строить логичное и последовательное высказывание.
На втором этапе учащиеся должны научиться просто и четко излагать свои мысли, используя образные средства языка, в качестве приводимых примеров включать социальный опыт. При этом ребенок должен научиться вступать в контакт с партнером и собеседником, регулировать громкость и скорость речевого высказывания, удерживать внимание собеседника (аудитории) посредством риторических вопросов.
На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества учащихся: поддерживать беседу; вести конструктивный диалог, дебаты; работать в паре, группе; строить и вести дискуссию; участвовать в защите проектных работ, различных конкурсах и турнирах.
«В ходе овладения коммуникативной компетентностью повышается уровень общеучебных коммуникативных умений, что проявляется в ответах учеников по различным школьным предметам, в том числе и на экзаменах; умении слушать, извлекать информацию из учебных текстов, продуцировать устные и письменные жанры информационного характера». (Т. А. Ладыженская «Риторика и обновление школьного образования»)
Коммуникативная компетенция - это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, умение переключаться в процессе общения с одного стиля на другой в зависимости от условий общения, обеспечивает базовое владение современным литературным языком, на фоне которого целенаправленно формируются специальные знания и умения, составляющие профессиональную компетенцию личности.
Коммуникативная компетенция включает в себя следующие уровни:
- языковая компетенция – знания об изученном языке по его уровням: фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис простого и сложного предложения, основы стилистики текста; умение пользоваться всеми единицами и средствами языка в соответствии с его нормами;
- речевая компетенция – знания о способах формирования и формулирования мыслей;
- дискурсивная компетенция – знание об особенностях протекания речевого события и умение управлять им;
- культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, знание о взаимосвязи языка и литературы с историей народа; владение нормами речевого этикета, культурой межнационального общения; умение учитывать эти сведения в процессе общения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с нормами социального поведения;
- риторическая компетенция – знание о риторических моделях создания текстов и способность осознано создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи.
Для развития коммуникативной компетентности обучающихся необходимо ориентироваться на развивающуюся и личностно-ориентированную технологию обучения. При этом необходимо в ходе проведения урока гармонично чередовать субъектно-субъектный и субъектно-объектный стили педагогического общения, создавать естественные ситуации общения, предполагающей доверительные, построенные на взаимном уважении отношения между учителем и учеником. Осуществлятьдеятельностный «режим» обучения: общению учим в общении.Использоватьметоды активного, развивающего обучения. Аспект знаний, приобретаемый учеником и учителем, должен носить личностно-ориентированный характер, предполагающий право на творчество, на ошибки в процессе творчества.
Следует помнить, что эффективность любых формирующих процессов, в том числе личностного роста и социализации учащегося, зависит не только от путей, способов, средств и методов педагогического воздействия, но и от качества их реализации педагогом в профессиональной деятельности. Оптимальным подходом в осуществлении педагогического процесса является совместная образовательная деятельность его субъектов, педагога и учащихся, которая носит дискуссионно-эвристический характер, а также наличие обратной исследовательско-творческой связи. В современной науке такая деятельность определяется как педагогика сотворчества.
Литература: