Х. 2. Примерный перечень видов и форм[7] внеклассной воспитательной работы
Из предлагаемого примерного перечня видов и форм внеклассной воспитательной работы студент может выбрать те, в которых он в период практики примет участие в качестве руководителя (т.е. спроектирует, подготовит и проведет самостоятельно) или соруководителя. В случае, если студент включается в проектирование и проведение общешкольного воспитательного мероприятия, в подготовке которого задействовано несколько педагогов, то он, совместно с руководителем практики от кафедры педагогики и школьными учителями (классным руководителем и учителем истории), вычленяет фрагмент работы, который готовит самостоятельно. Этот, самостоятельно выполненный студентом фрагмент комплексного общешкольного воспитательного мероприятия может быть представлен студентом в качестве зачетного.
· День знаний;
· «Золотая осень» – спортивно-оздоровительная поездка за город;
· Правила дорожного движения – повторяем и закрепляем в беседах и викторинах;
· «Листья желтые над городом кружатся» – бал старшеклассников;
· «Пусть Ваше сердце светит в пути …» – День учителя;
· «Школьные годы чудесные…» – посвящение в гимназисты (лицеисты);
· Аукцион народных мудростей;
· «На литературных подмостках» – вечер творчества юных поэтов;
· Концерт для воспитанников детского дома;
· «Милосердие» – подарки и добрые дела для детского дома;
· Неделя фольклорного искусства:
– фольклорный праздник «Вечерние посиделки»,
– «Открываем сундуки» – демонстрация национальной одежды,
– выставка декоративно-прикладного искусства,
– выпуск стенгазет по теме недели,
– фестиваль народных ансамблей;
· Неделя театра «Встреча с прекрасным»:
– «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма» – конкурс инсценировок,
– «Первый спектакль» – конкурс представлений по произведениям татарской драматургии,
– конкурс актерского мастерства,
– посещение казанских театров;
· Неделя семьи «Поклонись до земли своей матери и отцу до земли поклонись»:
– «Папа, мама, я – дружная семья» – спортивный праздник,
– «Роль семейных традиций в воспитании» – родительское собрание,
– «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» – семейный праздник,
– «Счастливый случай» – семейный конкурс;
· Цикл бесед о смысле жизни:
– Человек должен сбыться,
– Человек человеку…,
– Звезды, светящие человеку,
– Поступок: смелость + решение;
· «Джентльмен школы» – шоу конкурс;
· «Суд над сигаретой» – театрализованная игра;
· «Вечер смеха, фокусов и шуток!»;
· Конкурс юных коллекционеров;
· Конкурс юных художников;
· Конкурс художественной самодеятельности;
· Конкурс национальной кулинарии «Сладкий базар»;
· Конкурс сочинений «Моя Казань»;
· Конкурс фотографий «Каменная летопись Казани»;
· «Их именами названы улицы Казани» – интеллектуальный марафон;
· «Сказанием встает Казань» – вечер защиты творческих проектов;
· Выставка детских творческих работ «Моя Казань»;
· «Университет – горделивость Казани»:
– экскурсии в музеи Казанского университета,
– лекции и доклады для учащихся по истории Казанского университета
и его исторического факультета.
Формы организации внеурочной познавательной деятельности:
· Устный журнал «Хочу все знать», «Историк», «Власть факта» и т.д.;
· Заочные экскурсии и путешествия: «Научные объекты нашего города и Республики Татарстан», «Музеи нашей республики».
· Конкурсы, турниры, олимпиады, например: «Турнир эрудитов», «Конкурс чтецов», «Конкурс на лучшую литературно-художественную иллюстрацию».
· Классный лекторий, примерные темы которого: «Этика и нравственность», «История происхождения национальной одежды» и т.д.;
· Конференция под рубрикой «В мире науки»;
· Конференция под рубрикой «В мире исторической науки»;
· Цикл классных часов на тему «Мир наших интересов»;
· Цикл семинаров «Учись учиться», «В мире животных», «В мире людей», «Книга в твоей жизни», «Телевизор в нашей жизни», «Клуб кинопутешественников» и т.д.;
· Оформление стендов «Хочу все знать», «Новости науки и техники» и т.д.
Формы психологических игр:
· Игры, организуемые с целью психолого-педагогического исследования учащихся: «Необитаемый остров», «Я среди других», «Угадай, чья это карточка», «Угадай, каким меня видят»[8];
· Игры и тренинги психологические: «Знакомство», «Комплимент», «Джунгли», «Волшебный магазин», «Цвета эмоций», «Сравнения», «За что нам нравятся люди», «Рассмешить партнера»[9];
Каждая форма внеклассного мероприятия имеет свои особенности: классный час, игра, дебаты, конкурсы и т.д. значительно отличаются друг от друга по возможностям воспитательного воздействия, по активности учащихся и т.д. Методические рекомендации по подготовке и проведению некоторых форм воспитательных мероприятии можно найти в предлагаемых пособиях (См. соответствующий раздел списка литературы).
Х. 3. Схема плана-конспекта внеклассного воспитательного мероприятия (примерная)
1. Дата проведения внеклассного воспитательного мероприятия, класс, школа.
2. Тема внеклассного мероприятия.
3. Форма организациивнеклассного мероприятия.
4. Задачи внеклассного воспитательного мероприятия:
· воспитательная;
· образовательная;
· развивающая [10]).
5. Методы воспитания (Напоминаем, что в теории воспитания условно выделяется три группы методов: методы убеждения, методы формирования опыта поведения и деятельности, методы стимулирующие. В каждую из трех названных групп входит ряд методов. При проектировании и проведении воспитательного мероприятия методы должны быть отобраны в соответствии с его задачами, а названия методов отражены в конспекте).
6. Содержание мероприятия.Необходимо изложить содержание деятельности учащихся и содержание деятельности педагога-практиканта. Следует отразить содержание деятельности на этапе подготовки (распределение ответственных, изготовление эмблем, приглашений, подбор музыкального оформления, подготовка и оформление наглядного материала, реквизита, подбор текстов, составление сценария, проведение репетиций и т.д.); содержание деятельности учащихся и деятельности педагога-практиканта в основной части; и содержание деятельности участников мероприятия взаключительной части (планируемое последействие).
7. Хронометражподготовки и проведения мероприятия по этапам.
8. Оформление, оборудование, инвентарь.
9. Источники и литература,использованные при подготовке мероприятия.
Х. 4. Схемы анализа внеклассных мероприятий (примерные)
При анализе внеклассного воспитательного мероприятия специалисты в области теории и методики воспитательной работы предлагают ориентироваться на следующие примерные требования[11].
Педагогические: соответствие содержания мероприятия форме проведения; реализация задач воспитания, обучения, развития; наличие условий формирования толерантности в отношениях, содружества в деятельности; создание условий для самовыражения, развития творчества, самостоятельности учащихся.
Методические: логическая драматургия мероприятия (последовательность раскрытия темы); актуальность и новизна используемой формы, технологий; учет потенциальных возможностей учащихся класса, уровень развития и воспитанности; позиция педагога, «совета дела»; эмоциональная насыщенность.
Организационные: целесообразный выбор исполнителей; время и место проведения; продолжительность мероприятия (от 20 мин. до 45 мин.); четкость начала и окончания мероприятия; оперативный анализ учащимися, «советом дела»; «последействие» учащихся (или так называемое «домашнее задание»), закрепление в конкретной практической деятельности.
Возможны различные подходы к анализу внеклассного мероприятия.
При любом подходе рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:
· число и время проведения мероприятия;
· класс, возраст учащихся;
· тему мероприятия и форму его проведения;
· количество участников;
· деятельность учащихся (в том числе их мотивированность, психологическую готовность, заинтересованность, активность);
· деятельность педагога (Характер управления мероприятием: *педагог-практикант ведет мероприятие; *ведут мероприятие учащиеся, при этом функция педагога-практиканта как управляющего мероприятием скрыта; *педагог-практикант берет на себя в роль помощника учеников, ведущих мероприятие. Характер и стиль общения педагога с учащимися.);
· эмоциональный фон мероприятия (общая тональность мероприятия, настроение его участников, традиции, оформление, доступность текста, использование компьютерной техники, СМИ и др.);
· ход мероприятия (создание условий для самовыражения, подготовленность ведущих, новые приемы, использование современных технологий, внешний вид учащихся и педагога-практиканта).
Завершается анализ выводами и конкретными предложениями о дальнейшем последействии и сроках.
Анализ внеклассного мероприятия можно осуществитьпо следующейсхеме[12]
Форма и место проведения | Содержание | Самореализация личности учащегося во внеклассном мероприятии | Воспитательные возможности мероприятия |
Место проведения (использование возможностей школы). Соответствие оформления содержанию мероприятия. Соответствие темы, формы и содержания мероприятия. Организация разных видов деятельности. Четкость поведения. Зрелищность. Продолжительность. | Взаимосвязь содержания мероприятия с учебной работой; Продуманность мероприятия (глубина содержания и логика подачи материала, влияние содержания на развитие познавательных интересов учащихся). Элемент поиска, новизна содержания. Нацеленность на самообразование. Внимание и интерес аудитории к содержанию. | Адресность (соответствие возрастным особенностям). Творчество как элемент самореализации. Внеклассное мероприятие как стимул в духовном и интеллектуальном развитии Выразительность исполнения. Формирование организаторских умений и навыков в процессе подготовки и проведения. | Активность учащихся. Влияние на развитие творчества учащихся, их организаторские качества. Воспитание общей и поведенческой культуры. Состязательность и соревновательность. Эмоциональный настрой. Создание условий для самовыражения детей. |
Выводы
Предложения
Прианализемероприятия, проведенноговрамках внеурочнойработыпоучебномупредмету«История»,
необходимо (в дополнение к перечисленному выше) также оценить:
· как содержание внеклассного мероприятия связано с решением задач воспитания гражданственности, национальной идентичности, развития мировоззренческих убеждений, предусмотренных стандартом среднего общего образования по истории;
· единство учебной и внеучебной работы в воспитании учащегося;
· взаимосвязь содержания внеклассного воспитательного мероприятия с материалом, уже изученным в курсе «История», и с тем материалом, который предстоит изучить на уроках истории в ближайшей (или отдаленной) перспективе;
· роль внеклассного мероприятия в развитии предметной эрудиции и расширении кругозора.