Понятие педагогической технологии. Сравнительный анализ методики и технологии. Основные элементы педагогической технологии
Технология (или методика) прописывается с точки зрения учебной деятельности, затем под это прописываются действия. Технология должна обеспечить 100% результат.
Понятие педагогической технологии
Педагогические технологии - 1) это совокупность методов, средств, а также организационных условий по реализации учебно-воспитательного процесса с целью формирования ЗУН-ов и личностных качеств. 2) последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличиепедагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Педагогическая технология в отличие от методики предполагаетразработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом.
Компоненты ПТ
• Название технологии (отражение основной идеи)
• Концептуальная часть технологии (принципы обучения, содержание, цели, виды деятельности
участников)
• Процессуальная часть (методы, этапы, средства, формы контроля, диагностика)
• Методическая часть (рекомендации ученику и учителю)
• Особенности технологии (новизна, сравнение с аналогами, возможности коррекции, потребители)
Цель педагогической технологии - какие изменения должны произойти в учащемся, определяет новое содержание нового качества, представляет собой систему формируемых в нем личностных свойств, знаний, умений и способностей.
Структура педагогической технологии
• Цель (диагностична)
• Объект (обучаемый)
• Предмет (изменение человека в направлении его прогрессивного развития)
• Различные подходы, концепции и теории (которые используются в технологии)
• Этапы реализации технологий
• Система действий или способов деятельности, которые необходимо осуществить для достижения цели
• Методики диагностики результатов
Признаки педагогической технологии
• диагностичность цели
• востребованность
• целенаправленность и результативность
• педагогическая технология является средством воздействия на учащегося
• педагогическая технология является средством выражения субъективной позиции учащегося
Логика проектирования педагогической технологии
• определение потребителей
• определение диагностируемой цели
• определение структуры и этапов реализации (достижения)
• описание каждого этапа реализации (цели, способы взаимодействия, методы, мотивация участников)
• определение методов контроля
• внесение коррективов и определение способов коррекции каждого этапа.