Самарская школа благородных девиц
О б щ е с т в о с о г р а н и ч е н н о й о т в е т с т в е н н о с т ь ю
« Г О Л Д В И »
443045, г. Самара, ул. Дыбенко 23, помещение Н18. ИНН/КПП 6318239440/631801001. ОГРН 1146318000795. Р/с 407 028 106 030 000 060 64. К/с 30101810700000000803. Приволжский ф-л ОАО «Промсвязьбанк». БИК 042202803. Телефон контакта: 200-11-15
Директор ООО «Голд Ви»
Н.В.Камаева
Самарская школа благородных девиц
Программа дополнительного образования детей 10 – 15 лет
Срок реализации программы – 8 месяцев.
Разработчик:
Наталья Владимировна Камаева
Директор ООО «Голд Ви»
Самара – 2016г.
Пояснительная записка
Направленность программы «Самарская школа благородных девиц»
по содержанию является художественно-эстетической (так как дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, что является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности; подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве), а так же социально-педагогической (подразумевается воспитание у детей с раннего возраста патриотизма, гуманизма по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества; иными словами, необходимость воспитывать гражданина своей страны);
по функциональному предназначению является общекультурной (смыслом и ценностью образования становится личность обучаемого, развитие её индивидуальности, введение обучаемых в мир общечеловеческой культуры – материально-практической, социальной, духовной, формирование у них способностей к её сохранению и развитию); прикладной (такой, которая имеет чисто практическое значение, применение; которая может найти приложение на практике); учебно-познавательной (подразумевается процесс присвоения определенного круга знаний, добытых другими, и выработка своего собственного научного понимания окружающей действительности);
по форме организации – групповой;
по времени реализации – одногодичной подготовки.
Программа разработана на основе учебного плана «Самарской 3-ей Женской Гимназии им. Княгини А.С. Хаванской», дополнена и модифицирована в соответствии с требованиями современности.
Примером может служить несколько уже существующих и поддержанных губернаторами других областей женских гимназий-интернатов. Так существует Красноярская Мариинская гимназия, Губернаторская женская гимназия-интернат в Кемеровской области.
На примере других регионов хочется создать то, что будет возрождать традиции женского воспитания в Самарской области!
Новизна программы состоит в комплексном подходе к воспитанию в детях тех качеств, которые прописаны в целях программы. Прохождение программы подразумевает разностороннее развитие девочки, как личности, женщины, творца, матери, жены, дочери, активного и благовоспитанного члена Российского общества. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время государство всё больше внимания уделяет вопросу укрепления и развитие института семьи, сохранения и восстановления традиционных семейных ценностей, повышению уровня семейного благополучия, улучшению демографической ситуации в стране, разрешению проблемы социального сиротства. Многие из этих вопросов, на мой взгляд, может решить правильное воспитание женщины, что и является целью программы дополнительного образования «Самарская школа благородных девиц». Актуальность данной программы в её социализации, учитывая ряд проблем, связанных с наличием отвлекающих факторов (интернет, ТВ), ослаблением здоровья детей (нарушение осанки, отклонения в психике - гиперактивность, дефекты речи), отсутствие конкурсного отбора при поступлении в ДШИ (прием детей с недостаточной мотивацией к обучению)
Программа направлена на создание условий для развития ребенка, развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, профилактику асоциального поведения, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, се интеграции в систему мировой и отечественной культур, интеллектуальное и духовное развития личности ребенка, укрепление психического и физического здоровья, взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Педагогическая целесообразность объясняется ориентированностью не только на желание родителей дать ребенку разносторонне образование, но и на возможности и желания самого ребенка, что повышает заинтереснованность в обучении и результат. Программа построена таким образом, чтобы учесть современные тенденции и интересы ребенка, которые помогут сделать психологический климат процесса обучения комфортным как для ребенка, так и для педагогов. В основе программы лежат принципы гуманизации, приросообразности, самоценности личности, увлекательности, креативности.
Цель программы: становление благовоспитанной образованной деловой дамы, духовно-нравственной культурной женщины с развитой потребностью благотворительности, добросердечной любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага.
Задачи:
· Познакомить ребенка с играми и обрядами Руси
· Развить эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни и искусству через обучение живописи
· Обогатить эмоциональный мир ребенка через познание себя и окружающего мира
· Развить творческое восприятие произведений искусства
· Воспитать уважительное отношение к себе и к окружающим
· Развить коммуникативные навыки личности
· Пробудить у воспитанниц стремление к саморазвитию
· Познакомить воспитанниц с понятиями и историей этикета
· Привить нормы морали и этики через обучение правилам этикета
· Пробудить и развить вокальные данные воспитанниц
· Пробудить и развить хореографические данные воспитанниц
· Привить навыки ведения домашнего хозяйства
· Обучить основам правильного питания
· Пробудить ответственность за ведение домашнего хозяйства
· Развить эстетику внешнего облика женщины, через познания в области этикета делового костюма, визажа, парикмахерства
· Обучить различным видам прикладного искусства, которые будут не только интересны воспитанницам, но и найдут практическое применение в быту
· Развить в воспитанницах добросердечность через участие в благотворительных проектах города и школы, в содружестве с благотворительными фондами Самары и Самарской области
· Привить навыки по формированию здорового образа жизни
· Расширить кругозор через изучение культур разных стран
· Развить патриотизм и любовь к родному краю через изучение культуры России
· Научить ребенка формулированию целей и задач
· Познакомить с отличительными особенностями психологии полов
· Обучить ребенка самопрезентации, как одному из ключевых навыков в области коммуникации
· Познакомить ребенка с эмоциями и их влиянием на нашу жизнь, обучить умению переживать их гармонично
· Раскрыть умение и стремление к импровизации, как проявлению творческих начал, заложенных в самом ребенке
· Развить умение привлечь и удержать внимание аудитории, умение выступать публично
Отличительные особенностиданной программы:
· Комплексный подход к обучению. В программу входят 11 дисциплин, объединенных одной целью, каждая из которых пробуждает и воспитывает в ребенке уже заложенные в нём от природы лучшие стороны и качества.
· Неформальная обстановка, которая подразумевает учебный процесс без парт, столов и стульев; что позволяет создавать приятный и комфортный психологический климат. Учебное пространство будет оформлено в виде мягкой зоны с диванами и подушками.
· Программа подразумевает подготовку и проведение ряда традиционных мероприятий; таких, как посвящение в воспитанницы, мисс очарование, благотворительные приемы, выпускной бал, кулуарные чаепития, литературные вечера. А так же предполагается подготовка и проведение мероприятий, раскрывающих исконно-русские традиции гостеприимства и быта.
· Работа педагогов максимально направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка, при этом и на сплочение коллектива, воспитание в детях взаимопомощи и поддержки.
· Минимальное количество домашних заданий, которые, тем не менее, будут; учебный процесс более чем на 50% построен в форме игры и практической работы в Школе, что позволяет быстро усваивать материал.
· Он-лайн поддержка ребенка. Подразумевается наличие электронной связи педагога с детьми в течение всей недели в промежутке между занятиями. Ребенок всегда может получить помощь в подготовке домашнего задания, если она требуется от педагога.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы от 10 до 15 лет. Возрастное разделение в группы по принципу 10 – 12 лет и 13 – 15 лет обусловлено особенностями восприятия информации. Половое разделение: обучение предназначено для девушек.
Срок реализации образовательной программы: 8 месяцев.
Форма занятий:
· Группа по 12 – 15 детей. Коллективная. Групповая.
· Лекции, практикумы, экскурсии, отчетные концерты.
· Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Режим занятий: 1раз в неделю. Длительность урока 50 минут. Перерыв 10 минут. Период с 12:00 до 18:00. Обучение в составе 2-3 классов. Разделение по классам: 10-12 лет, 13-15 лет.
Ожидаемые результаты:
· Знание традиций Руси и Самарской области
· Практические навыки в области этикета
· Практические навыки в области ведения домашнего хозяйства
· 4 законченные художественные работы в разных техниках исполнения
· Развитый художественный вкус, стремление к познанию в области живописи и музыки
· 5 законченных работ по дисциплине «Прикладное искусство»
· Умение выступать на публике, импровизировать, вести светскую беседу
· Сольное и хоровое исполнение 2-3 произведение
· Развитое стремление к благотворительности
· Исполнение 2-3 хореографических номеров в составе группы, а так же сольное исполнение и импровизация
· Владение знаниями в области визажа для личного использования
· Умение грамотно подбирать гардероб в соответствии с ситуацией
Способы проверки результатов освоения программы:
· Художественные выставки с работами воспитанниц
· Контрольные срезы
· Тесты
· Организация встреч, в рамках которых ребенок демонстрирует навыки и знания, полученные в ходе обучения
· Публичные выступления
· Отчетные концерты
Учебно-тематический план:
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вокал | |||
1.1. | Сольное пение | |||
1.2. | Хоровое пение | |||
1.3. | Беседы об искусстве | |||
2. | Живопись | |||
2.1. | Беседы об искусстве | |||
2.2. | Цветоведение | 0,5 | 0,5 | |
2.3. | Простые и сложные формы | |||
2.4. | История искусств. Древнерусское искусство. Арт-нуво, Альфонс Муха. | |||
2.5. | Перспектива. Интерьер. Экстерьер | 0,5 | 1,5 | |
2.6. | Скетч. Освоение новой техники | 0,5 | 2,5 | |
2.7. | Композиция на тему | |||
2.8. | Контрольная работа на тему Натюрморт | 0,5 | 3,5 | |
2.9. | Контрольная работа на тему Пейзаж | 0,5 | 3,5 | |
3. | Самопознание | 11,5 | 10,5 | |
3.1. | Вводная часть. Способность воспринимать и усваивать явления внешнего мира | 0,5 | 0,5 | |
3.2. | Эмоции и чувства. Стресс и дистресс. Способы управления стрессом | |||
3.3. | Познавательные процессы человека. Развиваем память. Как сделать свое мышление четким и осознанным. Лотеральное мышление | 1,5 | 1,5 | |
3.4. | Имидж личности. Этическая типология личности. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Поиск своего призвания. Ставя цель, формулируй ее в позитиве. | |||
3.5. | Психология мужчин и женщин, сходства и различия. Разрядка агрессии и негативных эмоций у мужчин и женщин Зачем женщине быть умной. | 1,5 | 0,5 | |
3.6. | Семья. Ценности. Традиции. | |||
3.7. | Конфликтология. Виды конфликтов и их характеристики. Способы разрешения конфликтов. | |||
3.8. | Профессиональная сфера. Карьера. Алгоритм определения жизненной цели. Способ ведения переговоров. Невербальные коммуникации. | 1,5 | 1,5 | |
3.9. | Перезентация "Я-женщина". | 0,5 | 0,5 | |
4. | Этикет | |||
4.1. | Что значит быть вежливым? Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета. | |||
4.2. | Приветствие. Давайте познакомимся. Прощание. | 0,5 | 0,5 | |
4.3. | Благодарность. Извинения. | 0,5 | 0,5 | |
4.4. | Начало разговора: Формулы привлечения внимания, обращения к незнакомому. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон. | |||
4.5. | Язык жестов, правила произношения «трудных» слов (словарь), слова-паразиты. Культура поведения во время беседы. | |||
4.6. | Как поднять себе настроение, способы самонастроя, отношение к окружающим. | 0,5 | 0,5 | |
4.7. | Умение одеваться со вкусом, аккуратно, по фигуре, по погоде, в соответствии с ситуацией. Использование косметики и парфюмерии. | |||
4.8. | Правила поведения в общественных местах, на природе, бережное отношение к природе | |||
4.9. | Правила поведения в общественных местах | |||
4.10 | Правила сервировки стола | 1,5 | 0,5 | |
4.11 | Правила гостеприимства | |||
5. | Познание себя через окружающий мир | 13,5 | 3,5 | |
5.1. | Любопытство, любознательность, умение задавать правильные вопросы. Философия как любовь к мудрости. Понятие «София». Какие вопросы мы задаем себе? Что такое знание и зачем оно нам нужно? | |||
5.2. | Какие вопросы волновали древних греков? Античность как начало современного мира. Понимание семьи и брака в античной философии. Мифы и легенды. | 2,5 | 0,5 | |
5.3. | Восточная мудрость. Знание в других частях света. Философия и мудрость – в чем разница? Какие вопросы задавали мудрецы древнего Востока? Схожести и различия знания Античности и Востока. | |||
5.4. | Что такое мировоззрение? Из чего складывается картина мира человека? Какие виды мировоззрения существуют? Миф, религия, наука. | |||
5.5. | Что такое культура? Какие бывают культуры? Культура и природа. Культура и цивилизация. Зарождение цивилизации. Запад и Восток. Разница культур и глобальный мир современности. Как культура влияет на формирование образов мужчины и женщины? | |||
5.6. | Сказки. О чем сказки «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Морозко»? Кто такие Баба-Яга и Иванушка-дурачок? | 1,5 | 0,5 | |
5.7. | Красота в культуре. Как менялись представления о красоте во времени и в разных культурах? Образы женщины в живописи, скульптуре и фотографии. | 1,5 | 0,5 | |
5.8. | Образ женщины в литературе. Образ Прекрасной Дамы: средневековая литература, Данте, Петрарка, Сервантес, Блок. | |||
6. | Хореография | |||
6.1. | Самба соло | |||
6.2. | Ча-ча-ча | |||
6.3. | Contemporary | |||
6.4. | Гимнастика | |||
7. | Ведение домашнего хозяйства | 5,5 | 0,5 | |
7.1. | Все начинается с любви к себе: внешний вид, обувь, приготовления одежды на завтра | Д/з | ||
7.2. | Первый шаг - чистая кухонная раковина и порядок на кухне. Правильные привычки. | Д/з | ||
7.3. | Деление дома на зоны. Пятиминутка по спасению дома, секреты быстрой уборки. | Д/з | ||
7.4. | Базовый недельный план и авральная уборка | Д/з | ||
7.5. | Уборка в санузлах. Еженедельный час уборки. | Д/з | ||
7.6. | Режим сна. Планирование бюджета. | 0,5 | 0,5 | |
8. | Прикладное искусство | |||
8.1. | Вышивка | 0,5 | 1,5 | |
8.2. | Вязание | 0,5 | 1,5 | |
8.3. | Скрапбукинг | 0,5 | 1,5 | |
8.4. | Валяние из шерсти | 0,5 | 1,5 | |
9. | Искусство красоты | 1,5 | 5,5 | |
9.1. | Визаж. Основы использования косметики. Целесообразность применения косметики. Использование косметики к ситуации. | 0,5 | 1,5 | |
9.2. | Парикмахерство. Укладка и сушка волос. Уход за волосами. Косоплетение. | |||
9.3. | Дефиле. Красивая походка и осанка. | |||
10. | Ораторское искусство | 5,5 | 14,5 | |
10.1 | Голосо-речевой тренинг. Наработка диафрагмального дыхания. Самопрезентация. Умение «презентовать» себя. Словесная импровизация. Умение говорить долго и непринужденно на любую тему | |||
10.2 | Работа с голосом. Основная поза оратора. База рук. Снижение страха и волнения. Энергетика в публичных выступлениях | |||
10.3 | Сила голоса. Влияние невербалики на аудиторию. Жесты. Влияние невербалики на аудиторию. Контакт глазами | |||
10.4 | Дикция, артикуляция. Влияние невербалики и голоса на аудиторию. Метасообщение. Сохранение нужного эмоционального состояния | |||
10.5 | Цели публичных выступлений. Видеосъемка с обратной связью | 0,5 | 1,5 | |
10.6 | Чтение незнакомого текста. Структура речи. Привлечение и удержание внимания аудитории | |||
10.7 | Подготовка к публичному выступлению. Убеждающая речь | 0,5 | 1,5 | |
10.8 | Групповые дебаты. Парные дебаты с видеосъемкой. Финальная речь с видеосъемкой | 0,5 | 1,5 | |
11. | Актерское мастерство | |||
11.1 | Знакомство с актерским мастерством. Упражнения на раскрытия потенциала участников. Природа актерской игры. | |||
11.2 | Мышечная свобода, снятие зажимов. Освобождение лицевых мышц. Мимика. Сценическое движение. | 0,5 | 2,5 | |
11.3 | Развитие зрительной памяти. Внешнее и внутренние видения, построение визуальных ассоциативных цепочек. Круги внимания и работа с ними. | 0,5 | 2,5 | |
11.4 | Сценическое действие. Чувство правды. Инстинктивные реакции. Эмоциональная память. Базовые эмоции и работа с ними. Ощущения пространства. Фантазия и воображения. | |||
11.5 | Работа с партнером. Работа в коллективе. Сценическая вера. («Если бы…», «Предлагаемые обстоятельства»). Сценическое самочувствие. Метод физических действий К.С. Станиславского. | |||
11.6 | Работа с картинами, поиск образа. Поиск «центра тела» по М. Чехову. Импровизация и фиксирование приспособлений. Сценическая речь. | |||
11.7 | Избавление от штампов. | |||
11.8 | Этюды на взаимодействие. | |||
58,5 | 131,5 |
Материально-техническое оснащение:
Помещение: 3 проветриваемых кабинета с дневным освещением, холл, туалетная комната.
Бумага акварельная, формат А3. Краски акварельные. Кисти беличьи Номер 3 и номер 8. Карандаш простой М и ластик. Банка для воды Палитра для красок белая. Планшет деревянный/мольберт. Малярный скотч.
Музыкальное оборудование для воспроизведения фонограмм.
Флип-чарт, фломастеры, мел, бумага для флип-чарта.
Хореографический зал с зеркалами и музыкальным оборудованием.
Набор для вышивки крестом (может включать в себя все необходимое: канву, мулине, иголку, схему для вышивки). Дополнительно потребуются + пяльца и ножницы. Плотные толстые нитки и крючок, соответствующий ниткам по номеру. Нитки с шерстью, чем крупнее нить - тем лучше. Спицы, соответствующие толщине нитей. Шерсть для валяния, бутылочки с водой с распылителем. Фурнитура для украшения, леска для основы. Бумага для скрапбукинга 30х30 (по количеству участниц), безкислотный клей ( можно 1 тубу на двоих) (момент-гель или момент-кристалл), украшения для скрапбукинга - чипборды, пуговицы, фишки, брадсы и т.п.
Методическое обеспечение программы:
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
Методы обучения осуществляют четыре основные функции: функцию сообщения информации; функцию обучения детей практическим умениям и навыкам; функцию учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих детей; функцию руководства познавательной деятельностью учащихся.
Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Тренинги и практическая работа проводятся на каждом занятии. Комплекс упражнений разработан с учетом возрастных особенностей.
Основные формы проведения занятий с младшей группой
· Игра
· Диалог
· Различные виды тренингов (дыхательные, психологические и т. д.)
· Слушание
· Созерцание
· Импровизация
Занятия в старшей группе проходят в самых разнообразных формах
· Лекции
· Тренинги
· Репетиции
· Занятия малыми группами (по 3-5 человек): дебаты, дискуссии.
Часть работы старшей группы строится вокруг целостного художественного произведения: спектакля, шоу, творческого или литературного вечера, праздника. Расписание построено таким образом, чтобы чередование умственной, физической и эмоциональной нагрузок позволяло ребенку гармонично и легко проходить обучение и усваивать материал.
Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, дети принимают участие в театральных постановках, подготовке мероприятий школы, традиционных чаепитиях. Это служит мотивацией и даёт перспективу проявления приобретённых навыков в жизни.
Литература:
1. «Этикет. Умение жить и вести себя в обществе», Николаева Е.С. Петров А.Г.
2. «Школа вежливости», Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
3. «Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях», Ростов н./Л: Изд-во «Феникс»
4. «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ
5. «Школа пения. Избранные упражнения», Абт Ф.
6. «Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей начальной школы», Алиев Ю.Б.
7. «История философии от истоков до наших дней». Д. Реали, Д. Антисери.
8. Лекции по философии проф. В.А. Конева, доц. А.Н. Огнева.
9. Лекции по фольклору проф. С.З. Агранович.
10. «Homo amphibolos: Археология сознания». Агранович С.З., Березин С.В.
11. «Гармония - цель – гармония». Агранович С.З., Саморукова И.В.
12. «Исторические корни волшебной сказки». Пропп В.Я.
13. «Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов», В. И. Андреев
14. «Ораторское мастерство», Г. З. Апресян
15. «Ораторское искусство и деловое общение» О. А. Баева
16. «Очерки по теории и истории риторики»
17. «Полемика: как ее вести», В. Ф. Берков, В. А. Михайлов
18. «Искусство диалога, или беседы о риторике», С. Ф. Иванова
19. «Несколько слов о психотехнике актера». Курбатов М.
20. «Заметки художника-гримера». Логинова В.
21. «Тренинг и муштра». Новицкая Л.П.
22. «Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы». Поламишев А. М.
23. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том).
24. «Работа актера над собой». Станиславский К.С.
25. «Психогимнастика». Чистякова М.И.
26. «Профессия: режиссер». Эфрос А.В.
27. «Подготовка старшеклассников к семейной жизни». Ковалев С.В.
28. «Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. 8 кл.» Микляева А.В.
29. « Психогимнастика в тренге» под редакцией Н.Ю.Хрящевой.
30. «Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения», Е.Д.Шваб, Н.П.Пудикова.
31. «Восхождение к индивидуальности», Орлов Ю.М.