Отчет по педагогической практике
Я, Русских Юлия Владимировна, в период с 10 ноября по 26 декабря 2003 года проходила педагогическую практику в Ветлужской средней школе Краснобаковского района. Во время практики я провела уроки в 8 и 11 классах: 11 уроков литературы в 8 классе (по творчеству А.С.Пушкина, Лермонтова) и 7 уроков литературы в 11 классе (по творчеству Горького, Блока, Ахматовой, Есенина, Булгакова), 19 уроков по русскому языку в 8 классе, в том числе 2 открытых урока по этим предметам.
Мною были выполнены следующие задания:
- составлен дневник педагогической практики;
- разработаны конспекты и модели открытых уроков по русскому языку и литературе, выполнен самоанализ к этим урокам;
- проверены диктанты, сочинения, изложения учеников 8 и 11 классов;
- проанализирована типология ошибок у учащихся 8 и 11 классов, подобран дидактический материал для исправления наиболее частотных ошибок разных типов;
- проведена и проведена интегрированная олимпиада по русскому языку и литературе среди учащихся 8 класса (работы учащихся прилагаются);
- составлен тематический план уроков по литературе («Жизнь и творчество М.Горького») и по русскому языку («Второстепенные члены предложения») - для 8-го класса;
- проведено тестирование с использованием метода атрибутивного чтения (работы учащихся прилагаются);
- проведен письменный анализ школьниками художественного текста (работы прилагаются);
- проведен интегрированный урок русской словесности (тема: «Изображение природы в литературе, живописи и музыке», конспект, модель и самоанализ урока прилагаются);
Во время практики я приобрела опыт работы классным руководителем. Я проводила в 8 классе различные воспитательные мероприятия. Иногда разговаривала с учениками индивидуально, проводила беседы, повод для которых возникал стихийно, неожиданно.
Я очень довольна своей работой в школе. Ученики были очень активны (иногда даже чересчур), доброжелательны; каждый ребенок был для меня по-своему интересен. Во время моей практики мне очень помогла учительница по русскому языку и литературе Белова Галина Михайловна. Она буквально ввела меня в этот класс, помогла занять нужную психологическую позицию, оказывала ценную поддержку в разработке уроков и во время занятий, при этом не лишая меня самостоятельности. Я очень благодарна Галине Михайловне и считаю, что мои удачи на этой практике во многом являются ее заслугой.
Научно-методическая литература
I. Учебники по методике преподавания литературы
1. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999.
2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы / Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф.: Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 2002.
3. Вопросы методики преподавания литературы / Под ред. Н.И.Кудряшева. М., 1961.
4. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1962.
5. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.
6. Изучение литературы в вечерней школе / Под ред. Т.Г.Браже. М., 1977.
7. Майман Р.Р. Практикум по методике преподавания литературы: Учебное пособие. М., 1986.
8. Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я.Рез. М., 1985.
9. Методика преподавания литературы: Учебник для педвузов. В 2 частях / Под ред. О.Ю.Богдановой, В.Г.Маранцмана. М., 1994.
10. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д. Жижиной. М., 1987.
11. Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе. М., 1971.
12. Практикум по методике преподавания литературы: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.
13. Рез З.Я. Лекции по методике преподавания литературы. Л., 1976.
14. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985.
15. Смирнов С.А. Преподавание литературы в 5-8 классах. М., 1962.
II. Дополнительная литература по методике преподавания литературы
1. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. М., 1990.
2. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках литературы в старших классах / Сост. Р.И.Альбеткова. М., 1991.
3. Алексеев А.Н. Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению М., 1954.
4. Альбеткова Р.И., Мизина Ю.И. Самостоятельная работа учащихся по литературе в IV-VII классах. М., 1980.
5. Асмус В. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1969.
6. Балыбердин А.Г. Формирование теоретико-литературных понятий в школе (4-7 классы). Киров, 1974.
7. Банчуков Р.В. Из опыта внеклассной работы по литературе: Развитие навыков анализа поэтических произведений у старшеклассников. М., 1985.
8. Беленький Г.И. Теория литературы в выпускном классе. М., 1964.
9. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. Формирование общих понятий (VII–X классы): Пособие для учителя. М., 1976.
10. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (IV–X классы): Пособие для учителя. М., 1983.
11. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. М., 1986.
12. Бессонов Л.П. Литературные кружки и литературно-музыкальные вечера в средней школе. Л., 1960.
13. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979.
14. Богданова О.Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в 8 классе. М., 1980.
15. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. М., 1997.
16. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб. М., 1989.
17. Бочаров Г.К. Живое слово преподавателя литературы. М.-Л., 1947.
18. Браже Т.Г. Воспитание читателя в 5-8 классах вечерней школы. Л., 1968.
19. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. М., 1964.
20. Быкова Е.Л. Литературные праздники в школе. Киев, 1986.
21. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / Под ред. О.Ю.Богдановой. М., 1984.
22. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А.Ротковича. М., 1970.
23. Внеклассная работа по литературе в школе / Под ред. М.Д. Пушкаревой. М., 1955.
24. Войтушенко В.Д., Король Н.И. Изучение литературно-критических материалов в школе. Киев, 1982.
25. Воловникова Г.М. Современные задачи развития факультативных занятий по литературе в 8 классе. М., 1980.
26. Вопросы анализа художественных произведений / Под ред. Н.О. Корста. М., 1969.
27. Вопросы преподавания литературы в средней школе. М., 1965.
28. Вопросы теории преподавания литературы в школе. Владимир, 1976.
29. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М., 1981.
30. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А.М. Докусова. Л., 1972.
31. Гончаренко Т.И. Литературное общество в школе. М., 1959.
32. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М., 1981.
33. Гуревич С.А. Организация чтения учащихся в старших классах. М., 1984.
34. Дановский А.В. Системно-функциональное формирование теоретико-литературных понятий в средних учебных заведениях. М., 1988.
35. Доманский В.А. Факультативные занятия по русской литературе в 11 классе. Киев, 1990.
36. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе (IV-VIII классы). М., 1975.
37. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII классы). М., 1980.
38. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977.
39. Зверев И.Д., Максимов В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.
40. 3вягинцева Г.К. Изучение основ науки о литературе. Л., 1988.
41. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. М., 1982.
42. Зольникова В.И. Самостоятельная работа учащихся над литературным произведением. М., 1978.
43. Из опыта внеклассной работы по литературе / Сост. Е.И. Бушина. М., 1980.
44. Из опыта преподавания литературы. М., 1975.
45. Изучение произведений зарубежных писателей на уроках и факультативных занятиях в средней школе / Под ред. Н.П. Михальской и В.В. Трофимовой М., 1980.
46. Ильин Е.Н. Рождение урока. М., 1986.
47. Искусство анализа художественного произведения / Сост. Т.Г. Браже. М., 1971.
48. Исследование художественных интересов школьников. М., 1974.
49. Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учеб пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1988.
50. Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М., 1980.
51. Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. М., 1964.
52. Качурин М.Г. Выразительное чтение в VIII–X классах. Л. 1960.
53. Качурин М. Г., Мотольская Д.К. Методика факультатива по литературе в 8 классе. М., 1980.
54. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1982.
55. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. Киев, 1991.
56. Кондрашов В. Литературные викторины. Кострома, 1957.
57. Коровина В.Я. Развитие устной речи учащихся 4-7 классов. М, 1978.
58. Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М., 1963.
59. Костылев О.Л. Критическая статья на уроке литературы. Л., 1976.
60. Красноусов А.М. Очерки по истории советской методики преподавания литературы. М., 1959.
61. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М., 1981.
62. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1981.
63. Кулешова С.Ф. Когда кончаются уроки… Минск, 1976.
64. Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М., 1974.
65. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л., 1977.
66. Лейбсон В.И. Методические рекомендации по литературно-творческому развитию школьников во внеклассной работе. М., 1984.
67. Леонов С. А. Литература классицизма в школьном изучении. М. 1997.
68. Леонов С.А. Развитие устной речи учащихся старших классов на уроках литературы: Учебное пособие к спецкурсу. М., 1988.
69. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
70. Львова Ю.Л. Республика муз. Киев, 1984.
71. Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы (из опыта работы учителя в старших классах). М., 1979.
72. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л., 1974.
73. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.
74. Маранцман В.Г. Труд читателя. М., 1985.
75. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1985.
76. Медведев В.П. Изучение эпического произведения в школе. М., 1963.
77. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. М., 1990.
78. Методика преподавания литературы в советской школе: Хрестоматия / Сост. Я.А. Роткович. М., 1959.
79. Мещерякова Н.Я., Гришина Л.Я. Формирование активной гражданской позиции на уроках литературы в 4-7 классах. М., 1987.
80. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М., 1976.
81. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа над языком художественного произведения. М., 1964.
82. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. М., 1969.
83. Неверов В.В. Беседы о художественной литературе. Л., 1983.
84. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. М., 1959.
85. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы, М., 1972.
86. Николаева Л.А. Учись быть читателем. М., 1982.
87. Орлов Б.А. Как писать сочинение по литературе. М., 1977.
88. Перевозная Е.В. Воспитание на уроках литературы (из опыта). Минск, 1968.
89. Перевозная Е.В. Нравственное воздействие литературы: VIII–Х классы. Минск, 1981.
90. Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. М., 1990.
91. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. статей / Отв. ред. О.Ю.Богданова. М., 1997.
92. Проблемы анализа художественного произведения в школе. М., 1996.
93. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1985.
94. Произведения советской литературы в средней школе / Под ред. С.А. Леонова. М., 1984.
95. Прокофьев Н.И. Формирование понятий теории литературы в старших классах. М., 1961.
96. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. Связь классных и внеклассных занятий по литературе. V–VI классы. М., 1963.
97. Развитие речи учащихся на уроке литературы / Отв. ред. Н.В.Колокольцев. М., 1980.
98. Развитие речи учащихся IV—Х классов в процессе изучения литературы / Сост. В.Я. Коровина. М., 1985.
99. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе (IV-VII классы). Л., 1968.
100. Роткович Я.А. Вопросы преподавания литературы: Историко-методические очерки. М., 1959.
101. Роткович Я.А. История преподавания литературы в советской школе. М., 1976.
102. Роткович Я.А. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе // Известия АПН РСФСР. Вып. 50. М., 1953.
103. Рубина Ю.И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М., 1974.
104. Русские методисты-словесники в воспоминаниях / Сост. В.С. Баевский. М., 1969.
105. Русский учитель / Под ред. Н.И. Громова. Л., 1959.
106. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М., 1966.
107. Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1985.
108. Самостоятельная работа по литературе / Под ред. В.В. Трофимовой. М., 1983.
109. Славина И.И. Литературный клуб старшеклассников. Л., 1969.
110. Смородинская М.Д. Чтение юношества М., 1976.
111. Снежневская М.А. Теория литературы в IV–VI классах средней школы: Пособие для учителя. М., 1978.
112. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителя / Под ред. Г.И. Беленького. М., 1986.
113. Современный урок русского языка и литературы / Под ред. З.С. Смелковой. Л., 1990.
114. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. М., 1983.
115. Сорокина К.Ю. Школьный театр как средство литературного развития. М., 1981.
116. Творческие сочинения в старших классах на литературные темы / Под ред. Н.В. Колокольцева. М., 1966.
117. Урок в восьмилетней школе / Под ред. М.А. Данилова. М., 1966.
118. Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.Г. Неструх. М., 1980.
119. Уроки литературы в старших классах (из опыта работы) / Под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской. М., 1958.
120. Урок литературы в средней школе / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 1984.
121. Урок литературы: Пособие для учителя / Сост. Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. М., 1983.
122. Урок литературы в школе / Под ред. А.М. Докусова. М., 1974.
123. Федорец Г.Ф. Осуществление межпредметных связей в обучении. М., 1981.
124. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Сост. Я.А. Роткович. М., 1956.
125. Чертов В.Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. М., 1994.
126. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе: Методологические проблемы и размышления. М., 1982.
127. Эстетическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе / Под ред. Е.Г. Савченко. М., 1954.
128. Этюды дидактики высшей школы: Монография / Под ред. А.П. Чернышева. М., 1995.
129. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М,. 1964.
130. Янко М.Д. Литературное краеведение в школе. М., 1976.