Формы аттестации и оценочные материалы
Пояснительная записка
Программа разработана на основе рекомендаций к реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».[1] Профессионального стандарта педагога,[2] Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.[3] Она предназначена для подготовки и переподготовки, повышения квалификации педагогических работников начального, основного, среднего общего и дополнительного образования. Программа предусматривает совершенствование профессиональных компетенций педагогов в воспитании детей посредством туристско-краеведческой деятельности. Основу программы составляют воспитательные технологии формирующие поведение детей и широко используемые в мероприятиях туристско-краеведческой деятельности, таких как прогулка, экскурсия, поход, экспедиция, полевой лагерь, школьный музей. Представленная программа «Воспитательные технологии в туристско-краеведческой деятельности», раскрывает направление досуговой деятельности с детьми разных возрастных групп в природной среде. Программа подготовлена в рамках реализации профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования» (08.09.2015 г.). Программа построена на принципах системности, практико-ориентированности, свободного выбора деятельности в развитии личности. Её содержание ориентировано на технологический, компетентностный и личностно-ориентированный подход в вопросах воспитания. Программа реализуется на основе современных и авторских воспитательных технологий организации туристско-краеведческой деятельности с детьми разных возрастных групп, включая детей с ОВЗ (особыми возможностями здоровья). В теоретической части программы даются нормативно правовая база воспитательной работы с детьми в природных условиях и характеристика воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности (прогулки, экскурсии, похода, экспедиции, полевого лагеря и др.), в практической части отрабатываются конкретные воспитательные технологии, элементы воспитательных ситуаций, составляющих воспитательную технологию, учитываются проблемы и риски этой деятельности. Программа рассчитана на 36 часов занятий, но может быть расширена до 72 часов. Целевая группа программы: педагоги дополнительного образования, педагоги (воспитатели) образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (СПО, ВО), инструкторы по туризму, экскурсоводы.
Название программы: «Воспитательные технологии в туристско-краеведческой деятельности» (36/72 ч.).
Категории слушателей: Директора станций юных туристов, заместители директоров по воспитательной работе образовательных организаций, тренеры спортивного туризма и спортивного ориентирования, организаторы досуговой деятельности с детьми и молодёжью; руководители кружков и факультативов по туризму и краеведению, педагогические работники начальных, средних общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.
1. Раздел «Характеристика программы»
Цель реализации
Совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в воспитании детей и молодежи в системе начального, основного, среднего общего и дополнительного образования посредством туристско-краеведческой деятельности.
1.2. Планируемые результаты: совершенствуемые компетенции в области воспитания детей и молодежи посредством туристско-краеведческой деятельности
№ | Реализация воспитательной функции[4] (извлечение) | |
1. | Трудовые действия | |
1.1. | Регулирование поведения обучающихся, для обеспечения безопасной образовательной среды в условиях туристско-краеведческой деятельности | |
1.2. | Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка | |
1.3. | Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера | |
1.4. | Реализация воспитательных возможностей в различных видах туристско-краеведческой деятельности, проектирование ситуаций и событий развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка | |
1.5. | Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций образовательной организации. | |
1.6. | Поддержка деятельности самоуправления в походах и экспедициях, палаточных лагерях и школьных музеях. Поддержка и использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, оказание помощи семье в решении вопросов воспитания ребенка | |
2. | Необходимые умения | |
2.1. | Умение строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, их половозрастных и индивидуальных особенностей | |
2.2. | Умение находить ценностные аспекты знаний и информации для обеспечения понимания обучающимися активной жизненной позиции | |
2.3. | Владеть технологиями организации прогулок, экскурсий, походов, экспедиций, палаточных лагерей летнего отдыха и школьных музеев | |
2.4. | Умение сотрудничать с другими педагогическими работниками, специалистами и тружениками различных организаций в решении воспитательных задач | |
3. | Необходимые знания | |
3.1. | Знание основ законодательства о правах ребенка, законов в сфере образования, исторических закономерностей, роли и места образования в жизни личности и общества, направления общественного развития | |
3.2. | Знание закономерностей возрастного развития, кризисов развития и социализации личности, индивидуальных особенностей траекторий жизни и их возможных девиаций | |
3.3. | Знание основ методики воспитательной работы, принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий | |
3.4. | Знание форм туристско-краеведческой деятельности с детьми разных возрастных групп и условий осуществления безопасных путешествий | |
3.5. | Знание нормативных правовых и инструктивных документов, регулирующих организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) |
Структура программы
Программа состоит из четырёх разделов, включающих подразделы:
1. Характеристика программы (пояснительная записка),
1.1. Цель реализации
1.2. Планируемые результаты
1.3 Категории слушателей
1.4 Форма обучения
1.5 Срок обучения
2. Содержание программы
2.1 Учебный (тематический) план
2.2.Учебная программа
3. Форма аттестации и оценочные материалы
3.1. Текущая аттестация
3.2. Итоговая аттестация
4. Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1. Учебно-методическое обеспечение программы
4.2. Материально-техническое обеспечение программы
Объём программы: 1,5 печатных листа
Форма обучения
Очно–заочная с дистанционной поддержкой.
Срок освоения программы
– 36/72 часа,
Режим занятий
– 6 часов в день.
2 Раздел . «Содержание программы»
Учебный (тематический) план
№ | Название модулей (разделов) и тем | Всего часов | Виды учебных занятий, учебных работ | Самостоятель-ная работа | Формы конт-роля | |
Лекции | Интерактивные занятия | |||||
1. | Базовая часть. | 3/6 | 2/4 | 1/2 | ||
1.1 | Основы законодательства и государственной политики Российской Федерации в области дополнительного образования. Нормативно-правовое обеспечение воспитания детей и молодежи в туристско-краеведческой деятельности | 3/6 | 2/4 | 1/2 | Эссе | |
2. | Профильная часть (предметно –методическая) | 33/ 66 | 16/32 | 17/ 34 | ||
2.1. | Модуль 1. Теоретические основы воспитания детей и молодежи в российской Федерации | 6/12 | 4/8 | 3/6 | ||
2.1.1 | Концепции воспитания: историко-педагогический контекст. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Национальные ценности – Родина, Природа. Национальный воспитательный идеал. | 1/2 | 1/2 | |||
2.1.2. | Воспитательные технологии, реализуемые в туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи. | 2/4 | 2/4 | 1/2 | ||
2.1.3 | Анализ современного состояния туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи в Российской Федерации. | 3/6 | 1/2 | 2/4 | Контрольная работа | |
2.2. | Модуль 2. Место туристско-краеведческой деятельности в структуре содержания воспитания детей и молодежи | 5/10 | 1/2 | 4/8 | ||
2.2.1 | Актуальность туристско-краеведческой деятельности в воспитании личности. Воспитательный потенциал туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи. | 1/2 | 1/2 | |||
2.2.2. | Возрастной контекст туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи. | 1/2 | 1/2 | |||
2.2.3 | Организация туристско-краеведческой деятельности с детьми и молодежью. | 3/6 | 3/6 | Тестирование | ||
2.3. | Модуль 3. Системный подход к организации воспитательных технологий в туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи | 22/ 44 | 11/22 | 15/ 22 | ||
2.3.1 | Построение воспитательной технологии в туристско-краеведческой деятельности | 1/2 | 1/2 | |||
2.3.2 | Воспитательные технологии на прогулке | 2,5/5 | 1/2 | 1/2 | ||
2.3.3 | Воспитательные технологии на экскурсиях | 2,5/5 | 1/2 | 1,5/3 | ||
2.3.4. | Воспитательные технологии в походах выходного дня | 2,5/5 | 1/2 | 1,5/3 | ||
2.3.5. | Воспитательные технологии в многодневных походах | 2,5/5 | 1/2 | 1/2 | ||
2.3.6. | Воспитательная технологии в экспедиции | 2,5/5 | 1/2 | 1/2 | ||
2.3.7. | Воспитательная технологии в полевых лагерях отдыха | 4/8 | 1/2 | 2/4 | ||
2.3.8. | Воспитательные технологии в научно-исследовательской деятельности детей и молодежи | 4/8 | 1/2 | 2/4 | ||
2.3.9. | Воспитательная роль школьного краеведческого музея | 2,5/5 | 1/2 | 1/2 | ||
2.3.10. | Психолого-педагогическое сопровождение туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи | 2/4 | 2/4 | Тестирование | ||
Итого: | 36/ 72 | 18/36 | 18/ 36 | Выпускная аттестационная работа | ||
Итоговая аттестация(сертификация) | Экзамен |
Учебная программа
Тема | кол. час /вид занятий | Содержание |
Нормативно-правовое обеспечение воспитания детей и молодежи в туристско-краеведческой деятельности | 2 лек. | Доклады, выступления и статьи первых лиц государства, лидеров политических партий и общественных организаций по вопросам дополнительного образования и воспитания детей и молодёжи в туристско-краеведческой деятельности: Указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации. Рекомендации по проблемным вопросам, касающимся организации отдыха детей и их оздоровления. инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов. Модельный закон «о детском и юношеском туризме». Финансирование и материально-техническая база детского и юношеского туризма. О деятельности музеев образовательных учреждений (школьный музей). |
Воспитательные технологии на прогулке | 4 лек. 8прак. | Три группы задач сформулированные А.В. Кенеман, Г.В. Хухлаевой, решаемые прогулкой у детей в дошкольном и начальном школьном возрасте. Вопросы организации и руководства двигательной деятельностью детей дошкольного возраста на прогулке, необходимые педагогические условия оптимизации их двигательной активности, представленые в работах Г.П. Юрко, В.Г. Фролова, Л.В. Кармановой, Н.И. Богаровой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой. Комплекс из однотипных физических упражнений (так называемого тематического характера) используемых на прогулке. Две игры разной подвижности и на разные движения по ходу прогулки. Комплексы подвижных игр и физических упражнений с определённой направленностью для дифференцированной работы с детьми (развитие ловкости, упражнения с основными видами движений и пр.). Сюжетные игры с движениями. Игры с элементами спортивного ориентирования. Индивидуальная работа с детьми на прогулке. Виды прогулок. Принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию. Физические качества и отдельные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Нагрузка в физической культуре и в туризме. Направленность нагрузки. Величина нагрузки. Интенсивность нагрузки. Объем нагрузки. Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия личности в процессе общения со сверстниками и взрослыми во время прогулки. Прогулка как метод экологического воспитания. Наблюдения в природе (за состоянием погоды, за животными и растениями). Трудовые процессы с естественными природными материалами (снег, опавшие листья и т.д.). Рекомендации Бочаровой Н.И. по организации туристических прогулок. |
Воспитательные технологии на экскурсиях | 2 лек. 4прак. | Экскурсия - одна из форм внеурочной образовательной деятельности. Понятие «экскурсия». Экскурсия по В.А.Сластенину. Виды экскурсий. Цели экскурсий. Направления экскурсионной работы. Методика проведения экскурсии. Факторы, влияющие на качество воспитательного воздействия экскурсии. Этапы экскурсии. Экскурсия-посещение. Экскурсия-паломничество. Экскурсия-изучение. Правила поведения на экскурсии. Экскурсия как педагогический процесс. Дидактические принципы экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода. Воспитательный и образовательный аспект экскурсии. Индуктивные и дедуктивные методы сообщения знаний в ходе экскурсий. Пять уровней дедуктивного объяснения. Этапы педагогической деятельности экскурсовода. Педагогическая техника. Экскурсоводческое мастерство. Профессиональное мастерство экскурсовода. Две группы слагаемых профессионального мастерства. Пути повышения экскурсоводческого мастерства. Эрудиция и интуиция экскурсовода. Творчество в деятельности экскурсовода. После экскурсионная работа экскурсовода. |
Воспитательные технологии в походах. | 2 лек. 4прак. | «Вход» в туристическую группу (по Константинову 2006), «общая цель» туристической группы (Советы туристам, физическая культура в школе №3,1998). Основа воспитательной работы – трудовая деятельность юных туристов. Распределение в группе обязанностей. Позиция воспитателя перед походом и в походе. Воспитательные задачи руководителя похода. Главные условия успешного проведения похода. Построение перед началом похода. Туристский закон, по которому все ждут одного. Развлекательные игры на привалах и отдыхе. Воспитание коллективистов, т. е. людей, ставящих общественные интересы выше личных. Формирование умений и навыков самообслуживания на маршруте. Общественно полезная деятельность в походах. Дисциплина - это прежде всего подчинение интересам коллектива. Паустовский К. Г. о путешествии. Всестороннее воспитание волевых качеств в путешествии (настойчивость, терпеливость, решительность и смелость). Инициативность и спортивный характер. Пути развития волевых качеств. Психологическая подготовка. Личность руководителя группы, качества руководителя. Краеведческая деятельность в походе. Программа «Отечество». Выступления туристических агитбригад перед трудовыми коллективами, воинами, учащимися. Охрана природы, памятников истории и культуры, экологическая деятельность на маршрутах. |
Воспитательная технология экспедиции | 4лек. 8прак. | Романтика походной жизни. Константин Дмитриевич Ушинский о любви человека к родным ему местам. Учебно-оздоровительная экспедиция «СИБИРСКИЙ ПУТЬ». Секреты в освоении казаками Сибири. Гражданско-патриотическое воспитание в экспедиции. Программа «Русская традиционная культура путешествий». Сертифицированная программа - «Экологическое выживание». Сокровища духовной культуры: сказки, легенды, походные песни. Отношения с «хозяевами» леса. Русский, северный принцип - «…не бери от природы больше, чем можешь съесть…!». «Мы!» участники одной команды – одной экспедиции. Школьная поисково-краеведческая экспедиция. Поисковое движение. Активизация интереса к углубленному изучению истории Отечества. Повышение мотивации к исследовательской и аналитической деятельности. Обогащение опыта социального взаимодействия. Реализация подростком своих интересов, потребностей, способностей. Культурологические экспедиции как средство духовно-нравственного воспитания. |
Воспитательные технологии в полевых лагерях отдыха | 4лек. 8прак. | Специфика социально-педагогической работы в летнем палаточном лагере. Продуктивная занятость и отдых во время летних каникул. Развивающие задачи летнего полевого лагеря. Нормативно-правовые документы организации деятельности полевого лагеря, летнего отдыха детей. Программа летнего палаточного лагеря круглосуточного пребывания детей. Сотрудничество и содружество в детском коллективе полевого лагеря. Общественно-полезная деятельность и результат труда. Требования к деятельности педагога – воспитателя, предъявляемые в полевом лагере при практической деятельности. Обеспечение сохранности жизни и здоровья ребенка. Индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от его особенностей. Удовлетворение интересов наибольшего числа участников лагеря через организацию разнообразных пространств деятельности. Предоставление ребенку свободы в области приложения сил и методов достижения цели. Одобрение результатов деятельности ребенка. Предоставление ребенку возможности вносить вклад в общее дело группы лагеря. Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. Поощрение работы над проектами, предложенными самими детьми. Создание обстановки доверия и открытости. Помощь в организации самоанализа, оценивания ребенком собственной деятельности. Приоритетность результатов, полученных ребенком. Игры, викторины, творческие лаборатории на моделирование различных ситуаций, поиск правильного решения, развитие логического мышления детей. Олимпиада, фестиваль достижений. Перечень мер по обеспечению безопасности и здоровья детей в палаточном лагере. Правила поведения участников палаточного лагеря. Тематический план мероприятий на каждый день в палаточном лагере. Особенности педагогических условий. Распорядок дня полевого лагеря. Характеристики особенностей коллектива детей, подростков или молодых людей в полевом лагере (автономность, соборность, взаимодействие). Методы стимулирования поведения и деятельности детей в полевом лагере. Аспекты воспитательной среды: предметно-пространственные, поведенческие, событийные, информационные, культурно-образовательные. Природные явления, сплачивающие коллектив. Трудовые обязанности в программе и распорядке дня лагеря. Поведенческое окружение. Формирование кадрового состава лагеря. Шесть показателей подбора команды обеспечения полевого лагеря. Критерии отбора инструкторов. Этапы становления воспитательной системы полевого лагеря. Разнообразие воспитательных систем полевых лагерей. |
Воспитательные технологии в научно-исследовательской деятельности детей и молодежи | 2л/4пр | Научно-исследовательская деятельность учащихся прогрессивная форма обучения. Развитие творческого потенциала личности учащегося одно из ведущих направлений туристско-краеведческой деятельности. Сотрудничество и взаимодействие образовательных организаций в области туризма и краеведения. Проектно-исследовательская деятельность. Основные этапы научно-исследовательской деятельности: постановка проблемы, изучение теории данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской работе в туристско-краеведческой деятельности. Критерии творчества школьника: самостоятельность; поиск выбора возможных вариантов движения к цели; создание в процессе движения к цели нового продукта. |
Воспитательная роль школьного краеведческого музея | 2л/4 пр | Функции школьного краеведческого музея. Школьный музей — одно из действенных средств расширения кругозора. Юные краеведы собирают материал и пишут историю. Знакомство с родным краем и ратными подвигами старшего поколения. Поисково-исследовательская работа. Краеведческий материал на уроках истории. Тематические разделы и экспозиции. Краеведы – экскурсоводы. Лекторская группа школьного музея. Краеведческие программы: Дом в котором я живу, Я и моё имя, моя родословная. Поколение – потомки – предки. Роль школьного краеведческого музея в патриотическом воспитании. |
Психолого-педагогическое сопровождение туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи, построение воспитательной технологии | 2лек. 8прак. | Методологические основы туристско-краеведческой деятельности как средства воспитания. Психолого-педагогические принципы в туристско-краеведческой деятельности: целеустремленности, научности, коллективизма, непрерывности педагогического влияния. Принцип сочетания педагогического руководства с развитием самодеятельности и инициативы учащихся. Принцип сочетания требовательности и уважения к личности. Принципы последовательности, постепенности, систематичности. Принцип доступности туристско-краеведческой деятельности. Краеведческий принцип. Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков «маршрут проходим трижды». Принцип соединения наглядности обучения с развитием абстрактного мышления. Концепция Остапца-Свешникова А.А. – «Школа жизни – окружающий мир». Основные положения концепции: всестороннее развитие личности, здоровый образ жизни. Освоение окружающего мира «по спирали»: от «родного гнезда» (дома, улицы, микрорайона) до границ своего Отечества, зарубежных стран и углубленно – от созерцания и ознакомления к изучению и исследованию. Цикличное построение туристско-краеведческой деятельности: подготовка, проведение и подведение итогов туристско-краеведческого мероприятия. Самоуправление туристско-краеведческой группы (отряда) с применением туристских и краеведческих должностей, которые обеспечивают жизнедеятельность походного или экскурсионного коллектива. Нравственно-этические основы туристско-краеведческой деятельности. |
Формы аттестации и оценочные материалы
Текущая аттестация
Нормативно-правовое обеспечение воспитания детей и молодежи в туристско-краеведческой деятельности - эссе (выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу).
Примерные тематические вопросы:
Выступления первых лиц государства, лидеров политических партий и общественных организаций по вопросам дополнительного образования и воспитания детей и молодёжи;
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам воспитания;
Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам касающимся организации отдыха детей и их оздоровления;
Инструкции по организации и проведению экскурсий и туристских походов, с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов;
Модельный закон «о детском и юношеском туризме»;
Финансирование и материально-техническая база детского и юношеского туризма;
Документация в деятельности музеев образовательных учреждений (школьный музей).
Контрольная работа - анализ современного состояния туристско-краеведческой деятельности детей и молодежи вашего региона (или образовательного учреждения).
Примерные тематические вопросы контрольной работы:
Экскурсионная работа в дошкольных образовательных учреждениях.
Экскурсионная работа в начальной школе.
Экскурсионная работа в средней общеобразовательной школе.
Экскурсионная работа в профессиональных образовательных учреждениях.
Походы выходного дня с детьми начальных классов.
Походы выходного дня в средней общеобразовательной школе.
Походы выходного дня в профессиональных образовательных учреждениях.
Тестовые задания по темам:
«Организация туристско-краеведческой деятельности с детьми и молодежью»
Критерии оценки: Слушатель в течении десяти минут (10 мин.) проходит тестирование по десяти вопросам, выбирая из четырех ответов – один, отмечая букву столбца варианта ответа (А – В – С – Д).
Если слушатель правильно отвечает на 10-8 вопросов – «отлично», 7-6 – «хорошо», 5-4 – «удовлетворительно», 3 правильных ответов и менее «неудовлетворительно».
А В С Д
1. Это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Укажите: | |||
Профессиональный спорт | Легкая атлетика | Футбол | Туризм |
2. «Детско-юношеский туризм – это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие, экскурсия». Чьё это определение: | |||
Ушинский К.Д. | Лесгафт П.Ф. | Остапец-Свешников А.А. | Алиева Л.В. |
3. Каждая туристская поездка формирует определенный опыт терпеливого преодоления неудобств, воспитывает любовь и уважение к людям, родному края, учит уважительно относиться к традициям, верованиям, мировоззрению других народов и тому подобное. Какая это функция ТКД (туристско-краеведческой деятельности): | |||
Развивающая | Воспитывающая | Социальная | Познавательная |
4. Каким знаком награждаются туристы, достигшие 12-летнего возраста, участвовавшие в течение года в одном или нескольких туристских походах суммарной продолжительностью не менее 5 дней и общей протяженностью не менее: 75 километров пешком или на лыжах: | |||
Юный турист России | Турист России | Турист СССР | Младший инструктор |
5. Каким знаком награждаются учащиеся, воспитанники, студенты, участвовавшие в течение одного года в четырех походах (2 однодневных и 2 двухдневных, в том числе в одном из них с ночевкой в полевых условиях): | |||
Юный турист России | Турист России | Турист СССР | Младший инструктор |
6. Наиболее массовая и популярная форма туристско-краеведческой деятельности: | |||
Экскурсия | Поход | Экспедиция | Турне |
7. В детском туристском движении изучение или исследование конкретного объекта путем комплексного использования научных знаний в тесных связях с явлением местной жизни (природы, экономики, культуры, социальных явлений), которые "близки", понятны, доступны ребенку, ощутимы по результатам его деятельности (Алиева Л.В.): | |||
Экскурсия | Поход | Туризм | Краеведение |
8. Туристско-краеведческая деятельность - это особая организованная, педагогически целесообразная, развивающая ребенка, социальная среда (детей и взрослых; это "среда", позволяющая предупреждать антисоциальные, безнравственные поступки детей; это средство снижения криминогенной обстановки в больших городах; снятия с детей нагрузок от современных средств информации (теле-видео), "шумов", рыночного нахрапа, загрязнения воздуха. Кто автор: | |||
Ушинский К.Д. | Лесгафт П.Ф. | Остапец-Свешников А.А. | Алиева Л.В. |
9. «Гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки» (Федеральный закон об основах туристской деятельности в РФ): | |||
Путешественник | Пиллигрим | Паломник | Турист |
10. Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, заранее спроектированного воспитательного процесса: | |||
Образовательная технология | Воспитательная технология | Учебный процесс | Методология |
А В С Д