Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока
Качество и эффективность учебного занятия во многом зависит от умения преподавателя анализировать свои и чужие успехи и ошибки. Анализ собственной работы — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации. Его качество зависит от многих факторов, и прежде всего от привычки преподавателя к вдумчивому разбору своих действий и тех последствий и результатов, к которым они привели, или могут привести
При самоанализе самооценка базируется на анализе уже проведенного урока, когда преподаватель анализирует свой план, смотрит, что ему удалось, а что не удалось, старается найти причины неудачи и закрепить то, что прошло успешно.
Любое учебное занятие оценивается по достижению цели:
· цели достигнуты;
· цели частично достигнуты;
· цели не достигнуты.
Самоанализ и анализ позволяет выявить то в учебном занятии, его структуре, методах, приемах преподавателя, что помешало достижению целей или, наоборот, привело к хорошему результату.
· краткий (оценочный): общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;
· структурный (поэтапный): выявление и оценка преобладающих элементов урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей студентов; системный: рассмотрение урока как единой, системы с точки зрения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений, навыков студентов, усвоения ими способов учения;
· полный: включает оценку реализации учебных задач, содержание и виды учебной деятельности студентов по следующим характеристикам: уровни усвоения студентами знаний и способов умственной деятельности, развитие студентов, реализация дидактических принципов и результативность урока;
· структурно-временной: оценка использования времени по каждому этапу занятия;
· комбинированный: одновременная оценка основной дидактической цели урока и структурных элементов;
· психологический: изучение обеспечения познавательной деятельности студентов развивающего типа;
· дидактический: анализ реализации и отбора методов, приемов и средств обучения и учения студентов, обработки учебного материала, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельности студентов и т. п.
· аспектный: рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности студентов:
o реализация задачи урока;
o использование развивающих методов;
o изучение способов активизации познавательной деятельности студентов;
o пути развития познавательного интереса;
o проверка и оценка знаний, умений и навыков;
o организация проблемного обучения.
· комплексный: одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы уроков).
Для самоанализа наиболее характерными являются такие виды как краткий, структурный, системный, структурно-временной, дидактический и аспектный анализ.
· Место урока в системе уроков данной темы.
· Обоснование целей урока и выполнение намеченного плана,
· Краткая характеристика учебной группы, индивидуальные особенности и их учет.
· Выбор структуры урока, ее обоснованность.
· Мотивировка отбора учебного материала для урока, оценка содержания каждого этапа урока.
· Оценка оптимальности выбранных форм и методов, оценка их соответствия целям урока и содержанию, выполнению задач, удовлетворенность преподавателя уроком, меры по устранению недостатков.
· Атмосфера урока, характер взаимодействия преподавателя и студентов.
· Оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.
Самоанализ полезно проводить сразу после состоявшегося урока и до начала следующего, когда можно учесть при подготовке что удалось, а что нужно исправить.
Целенаправленное изучение собственного опыта может проводиться в одном направлении и зависит от того, что является для преподавателя главным на данный момент: активизация познавательной деятельности студентов при усвоении новых знаний, развитие самостоятельной работы студентов при формировании навыков и умений и т. д.
Но не только самоанализ является для преподавателя повышением педагогического мастерства. Анализ уроков других преподавателей, знакомство с их методикой проведения уроков позволяет совершенствовать свое преподавание.
Одним из наиболее полезных для преподавателя видов анализа является дидактический.
· Своевременность явки преподавателя на урок.
· Готовность к началу урока.
· Санитарное состояние аудитории и личная гигиена студентов.
· Организация групп.
· Подробный анализ проверки домашнего задания.
· Методы и приемы, используемые преподавателем при проверке пройденного материала и их соответствие поставленным целям.
· Ценность используемых методов и приемов проверки задания.
· Качество знаний студентов.
· Способы активизации группы во время проверки знаний, умений, навыков.
· Анализ поведения студентов на занятии.
· Анализ изложения нового материала или закрепление предыдущей темы:
o ясность и доступность изложения материала преподавателем;
o используемые методы и их соответствие целям урока.
· Используемые мыслительные приемы работы студентов.
· Анализ последнего этапа урока:
o домашнее задание: как задается, объем;
o осуществление подведения итогов, выставление оценок;
o своевременность окончания занятия.
· Индивидуальный подход к студентам, сочетание его с коллективной работой.
· Умение организовать группу на учебную деятельность и поддержание дисциплины.
· Самообладание и педагогический такт.
· Владение голосом, правильность речи, дикция, темп, выразительность.
· Примеры ответов на вопросы по указанной схеме.
· Выводы и предложения.