Биографический метод в социологии
В социологии биографический метод получил широкое распространение в начале XX века. Впервые биографический метод был использован Ульямсом Томасом и Флорианом Знанецким в исследовании «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918 г.) Исследование было проведено на основе использования писем семей польских эмигрантов, архивов польской эмигрантской газеты, материалов польских землячеств в Америке, материалов церковно-приходских общин, судебных отчетов и т.д.
Ученые изучали группу крестьян, живших в Польше и эмигрировавших в Северную Америку, проанализировали особенности приспособления личности к новым социальным условия. Помимо эмпирического исследования можно отметить и теоретический вклад этих ученых в разработку и внедрение биографического метода в структуру социологического знания. Ф. Знанецкий считал метод изучения личных документов основным методом. Специфика применения биографического метода в социологии заключается в том, что социолог рассматривает автобиографа в социальном окружении, социальной среде и он сам образуют единое целое. Задача социолога – «увидеть эту среду, так как видел ее автор своей биографии, узнать отношение автора к среде и каким образом элементы социальной среды формируют часть сознания личности индивида, поскольку влияние, которое оказывают люди и вещи на наше сознание, зависит не только от того, что они собой представляют для других, а от того, что они есть для нас, в нашем практическом к ним отношении» (31).
Работа польских ученых оказала существенное влияние на развитие и становление биографического метода в социологической науке.
В 20 годы биографические исследования проводятся в русле Чикагской школы социологии, изучаются проблемы эмигрантов, девиантного поведения. Исследования отражают как проблемы отдельной личности, так и организаций, социальных групп («Бродяга» Н.Андерсона, «Джек Роллер» К.Шоу, «Банда» Ф.Трешера и т.д.). В Чикагской социологической школе появляется интерес к полевым исследованиям и полевым методам. Исследования строились на основе
наблюдений во время прогулок, записей бесед с людьми, а также использования документов и статистических материалов
Однако в 30-е годы биографический метод в социологии подвергается критике за его ненаучность сторонниками количественных методов.
Интерес к биографическому методу в социологии вновь возникает лишь в 60-е годы. Метод жизненных историй становится популярным в Польше, Чехословакии, Соединенных Штатах Америки. В этих странах постоянно организуются конкурсы автобиографий, создаются фильмы-жизненные истории, издаются биографические журналы.
В современных условиях биографический метод широко используется в социальных исследованиях. В.В.Семенова отмечает, что биографический метод предпочтительно использовать в ситуациях, когда:
· исследователь намерен обращаться к пониманию повседневной жизни людей;
· проблема вообще не сформулирована, но лишь туманно просматривается;
· необходимо детальное и глубокое описание проблемы;
· необходимо описание индивидов в естественной обстановке, в полевых условиях;
· требуется подробное текстовое изложение состояния проблемы с привлечением свидетельств непосредственных участников событий;
· для раскрытия проблемы нужна позиция активного исследователя, когда важно раскрыть ситуацию глазами и словами участников, а не внешнего эксперта(75.с.130)
В социологии выделяют несколько подходов к изучению индивидуальной биографии:
· Социолог может рассматривать биографию как последовательность событий, произошедших с индивидом. Его целью становится «восстановление биографии как целостной непрерывной последовательности фактов, сопоставление их с историческими и социальными контекстами и реконструирование микроисторий, историй социальных групп, поколений.
· Социолог может пытаться определять причинно – следственные связи событий, мотивации действий, стереотипы и установки по отношению к тем или иным социальным явлениям.
· Социолог может видеть биографию как последовательность «статусных пассажей», институционализированных переходов от одного статуса в другой.
· Социолог может рассматривать биографию как социальный конструкт. Собеседник представляет историю своей жизни через ряд событий, правдивость которых однако не играет важной роли для исследования. Намного важнее те смыслы и значения, которые они имеют для рассказчика.
· Задача социолога может стать реконструирование «коллективной биографии» как типичной, т.е. наиболее распространенной, социально одобряемой в определенной социальной среде(5).
В последние годы биографический метод активно осваивается социологами, идет процесс внедрения качественных методов в практику, открываются новые тематические поля, нуждающиеся в биографическом исследовании: биографии молодежи, жизненный путь поколений, процесс профессионализации различных социальных слоев, переход на пенсию и т.д.
3.4. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ
Биография является составной частью исторической науки и одним из видов исторического исследования. На основе исследования отдельных жизненных путей историк может приблизиться к пониманию общественно – политической и социально – экономической ситуации.
Становление биографического жанра в исторической науке происходит в период с 1917 – середина 30-х годов. В этот период осуществляются историографические дискуссии о биографическом методе, принципах построения биографии и практической работе по ее написанию.
В 30-е годы начинает господствовать героико-мифологическая парадигма, каноны которой были заложены И.В.Сталиным. В этот период обедняется типология биографических публикаций, упрощается стилистика, преобладает жанр – краткий биографический очерк.
С середины 50-х годов возрастает количество публикаций биографического характера, появляются новые темы (народники, жертвы террора, мыслители и т.д.). В 60-70 годы расширяется спектр биографических исследований – обращаются к миру русского идеализма. Типология биографических жанров увеличивается: биографический очерк, летопись жизни и творчества, энциклопедические статьи и т.д. Кроме того, в этот период появляется интерес к теоретическим проблемам биографии, создается исторический биографический альманах «Прометей».
Место биографии в структуре исторического знания стало предметом обсуждения на XIII международном конгрессе исторических наук в Москве в 1970 году. Теоретическому осмыслению были подвергнуты следующие проблемы: статус и ценностный смысл биографии, соотношение художественных и научно – исторических начал, отношение к документу, типология текстов. В 1970 году также состоялась дискуссия по проблеме биографии на тему: «Биография как историческое исследование» в редакции журнала «История СССР», в которой приняли участие ведущие ученые – историки.
В процессе обсуждения проблемы Н.М.Пирумова отмечала, что задачей биографа является реконструкция личности, где определяющим является не оценка, а объяснение, исходя из существующих социальных, политических и философских знаний. В конечном итоге биограф должен дать истинную картину мировоззрения того или иного деятеля.
А.И.Клибанов утверждал, что историческая биография служит познанию исторического процесса. Ее объектом является исторический деятель. Историческая биография имеет отношения с человеком как личностью. Основным ее вопросом является - как история выражается в данной личности и как данная личность выражается в истории(34).
В исторической науке существует следующая типология биографий в отношении автора к материалу биографии и к личности своего героя:
1)научная;
2)научно-популярная;
3)научно – художественная;
4)романизированная.
Научная биография как исторический документ должна отвечать ряду требований:
1) объективность – в биографии отражаются проверенные и достоверные факты;
2) академический стиль;
3) наличие библиографии, научного аппарата, критика историографических концепций принятых в науке;
4) жизненный путь и психологические особенности не важны, так как не влияют прямо на общественные события;
5) субъект – объектный подход.
Для научно – популярной биографии личность также не имеет значения, и она интересна не сама по себе, а в зависимости от той роли, которую играет в исторических событиях. В.В.Баженов отмечает, что популярная биография акцентирует внимание на реализацию воспитательных, моральных и образовательных функций(4).
Научно – популярная биография призвана донести до массового читателя научные, достоверные факты в доступной для их понимания форме. В отличие от научной биографии, где основным потребителем информации является академическая среда, научно – популярная рассчитана на массового читателя.
Воспитательная функция биографии заключается в том, чтобы дать образцы для подражания тем героям, которых почитало общество (полководцы, ученые, политические деятели).
Лица, составляющие предмет исторической биографии могут быть отражены и в художественной биографии. Однако художественная биография в качестве средства реконструкции жизненного пути героя допускает вымысел, тогда как историческая биография оговоренную гипотезу. В художественной биографии герой рассматривается изнутри, показана его эволюция души, а история составляет лишь фон. Субъективность в оценке героя, более личностное отношение автора к нему, определяет и выбор документов. Он отбирает те документы, факты, которые принадлежат как истории, так и литературе, а также являются проявлением внутренней логики героя.
Романизированная биография принадлежит к жанру беллетристики, в которой присутствует не только домысел, но и вымысел.
3.5. БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Биографический метод является необходимым компонентом в литературоведении. В двадцатые годы двадцатого столетия существовала активная полемика о сущности биографического метода и его месте в системе литературы. Б.Томашевский на вопрос о том, нужна ли биография поэта для понимания его творчества или нет, отвечает, что необходимо учитывать «литературную функцию биографии и рассматривать ее как спутницу художественного произведения(87). Биографический метод в литературоведении понимается как определенный способ изучения литературы, признавая личность писателя и его индивидуальные особенности определяющими факторами в анализе и интерпретации его творчества.
В Древней Греции уже существовал литературный биографический жанр. М.М.Бахтин отмечает, что в античности существовали два типа автобиографий:
а) платоновский – в основе которого лежит хронотоп – «жизненный путь ищущего истинного познания». Жизненный путь имеет четкие эпохи или ступени, которые сопоставляются с аналогичной схемой пути восхождения души к содержанию идей.
б) риторический – в основе которого лежит «энкомион» - гражданская надгробная и поминальная речь.
Исходный пункт энкомиона – идеальный образ определенной жизненной формы, определенного положения – полководца, царя, политического деятеля.
В римскую эпоху происходит переход от прославления к самопрославлению. В этот период (существует) два типа автобиографий:
а) энергетическая как проявление действия, энергии, деятельность сил, определяющих содержание жизнедеятельности человека (поступках, делах, речах и т.д.)
б) аналитическая, в которой жизнь человека анализируется по схеме, а биографический материал по рубрикам – общественная жизнь, семейная жизнь, отношение к другим. Определяющим является целостный характер (6).
Расцвет биографического жанра приходится на конец XVIII - начало XIX веков. (Д.Босвелл, Ш.-О.Сент-Бев)
Ж.Сент Бев признавал значимость социальной среды, условий жизни, характера писателя в его творчестве. В работах Сент-Бева находит широкое распространение изучение внутреннего мира художника, включая его характер, мировоззрение, идейные искания. Он также уделял внимание детским годам художника, слабости его натуры. В чертах характера, событиях жизни, мыслях, идеях, исканиях художника Сент-Бев пытался отыскать некую систему, объясняющую все многообразие человеческих отношений.
Ш.-О.Сент-Бев говорит о необходимости смены акцента, а именно: нужно изучать не только литературное произведение, а также его автора. Великого человека (писателя) можно открыть, обратившись к изучению родственников, образования и воспитания, группу людей и сверстников, в среде которых происходило раскрытие и становление его таланта. Анализируя литературное произведение, используя для этого также различные косвенные данные, он пытается воссоздать портрет самого писателя.
Подход Сент-Бева, направленный на исследование микроклимата, где происходит развитие художника, изучение его детства, семьи, литературных течений и вкусов эпохи, повлияли на художественный метод И.Тэна, Г.Брандеса.
И.Тэн отмечал, что причину литературных явлений следует искать в состоянии «духа» писателя, в его «господствующей способности», обусловленной средой, расой и историческим моментом.
Г.Брандес полагал, что литературу составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а их авторы. Поэтому анализ произведений необходимо начинать с изучения личности писателя, его жизни.
В XVIII веке в литературе появляется большое количество биографических произведений (Ж.Ж.Руссо «Исповедь», И.В.Гете «Вертер», А.Мюссе «Исповедь сына века» и т.д). Интерес к биографическому жанру связан с возвышением буржуазии, в которой изображение человека и его частного бытия является наиболее соответствующей литературной формой.
Теоретическое осмысление биографии как литературного жанра происходит после первой мировой войны, в период крушения ценностей, повышенного интереса к личности, осознания сложности и противоречивости человеческой природы, роста количества исторических материалов и документов.
А.Моруа отмечает, что причинами развития биографического жанра в начале XX века является следующее: вторжение научных методов в психологию и мораль, что повлекло раскованность мышления; достижения психологии тех лет (З.Фрейд, А.Бергсон), стремлению к изображению человеческой натуры во всем многообразии ее характеров; биография как форма преодоления тревоги.
В 1910 году Л.Стрэчи создает новую «биографию», создав тонкосаркастические жизнеописания деятелей викторианской эпохи. Для Стрэчи биография – это произведение искусства, удачное сочитание исторического материала и идеальной формы.