Положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков

Положение органов артикуляции Губы Зубы Язык Мягкое нёбо Голосо­вые складки
ЗВУКИ
Задне­языч­ные [к] Раскры­ты и за­нимают нейтрать-ное по­ложение. Разомк­нуты Кончик языка опущен, но не касается нижних рез­цов; задняя часть языка поднята и, соприкасаясь с мягким нёбом, образует смычку. Под действием воздушной струи смычка разрывается. Поднято и закрывает проход в носовую полость. Разомк­нуты и не вибри­руют.
[г] = // = = // = = // = = // = Сомкну­ты и виб­рируют
[х] = // = = // = Кончик языка опушен, но не касается нижних рез­цов; задняя часть языка поднята, ноне соприка­сается с мягким нёбом — между ними остается щель, по которой проходит воздушная струя. = // = Разомк­нуты и не вибриру­ют.
Средне­языч­ные [j] =// = =// = Кончик языка опущен и соприкасается с нижними резцами; средняя часть языка поднята к твердому нёбу, образуя с ним щель. По средней линии языка проходит воздушная струя. = // = Сомкну­ты и виб­рируют.

них случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в дру­гих — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых скла­док звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.

Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звука­ми [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При иска­жениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыха-



емый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сбли­женными голосовыми складками.

Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое про­изношение, причиной которого является недостаточная ра­бота мышц одной половины языка, неплотно прижимающей­ся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.

Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточ­но редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.).

Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и задне­язычных звуков: [т] ® [к]; [д] ® [г]; [с] ®[х]; [з']® [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего полу­чается «тя».

Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя».

Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки язы­ка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j].

Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так:

® та ® тя ® кя® ка

® да ® дя ® гя ® га

® са ® ся ® хя ® ха

® за ® зя ® ja

Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного зву­ка длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] со­кращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Дополнительные вопросы

1. Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].





2. Дайте логопедическую характеристику задне- и средне­язычных звуков по следующей схеме:

положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков - student2.ru

место образования

способ образования

твердость / мягкость

звонкость / глухость

3. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефек­ты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между
этими дефектами.

4. Перечислите характерные замены задне- и среднеязыч­ных звуков.

5. Ответьте на карточки программированного контроля.

Карточка 10.1.

1) [с]; 2) [ц]; 3) [х]; 4)[j]; 5)[г]; 6) [к]; 7) [ч]? 1)[г]; 2) [ц]; 3) [х]; 4) [ч]; 5) [к]; 6) [ш]; 7) [j]? 1) [j]; 2) [х]; 3)[г]; 4) [к]; 5) [ч]; 6) [ш]; 7) [ц]?

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуля­ции: положение губ зависит от последующих гласных; между зуба­ми сохраняется некоторое расстояние; кончик языка опущен, но не соприкасается с нижними резцами; задняя часть спинки языка смы­кается с нёбом; под действием воздушной струи смычка разрыва­ется и образуется характерный шумный звук; мягкое нёбо поднято; голосовые складки разомкнуты:

Карточка 10.2.

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуля­ции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомк­нуты; кончик языка расположен за нижними резцами, но не касает­ся их; задняя часть языка образует смычку с нёбом, которая разры­вается под действием воздушной струи; нёбная занавеска поднята; голосовые складки сомкнуты:

Карточка 10.3.

Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуля­ции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомк­нуты; кончик языка занимает положение за нижними резцами; зад­няя часть языка поднята к нёбу, но не образует с ним смычки; нёб­ная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; голо­совые складки разомкнугы:

Карточка 10.4.

1) [с]; 2) [т]; 3) [д]; 4) [з]? 1) [д]; 2) [з]; 3) [с]; 4) [т]? 1) [т]; 2) [д]; 3) [з]; 4) [с]? 1)[с]; 2) [д]; 3) [з]; 4) [т]?

Какой звук является опорным для постановки [к]:

Карточка 10.5.

Какой звук является опорным для постановки [х]:

Карточка 10.61

Какой звук является опорным для постановки [г]:

Карточка 10.7.

Какой звук является опорным для постановки [j]:

Практические задания

1. Составьте план-конспект занятия по устранению нарушения произношения задне- и среднеязычных звуков.

2. Подберите материал для дифференциации звуков [г] —
[д]; [к] — [т]; [г] — [к] в словах, предложениях и стихотворе­ниях.

Наши рекомендации