Положение органов артикуляции при произношении средне- и заднеязычных звуков
Положение органов артикуляции | Губы | Зубы | Язык | Мягкое нёбо | Голосовые складки | |
ЗВУКИ | ||||||
Заднеязычные | [к] | Раскрыты и занимают нейтрать-ное положение. | Разомкнуты | Кончик языка опущен, но не касается нижних резцов; задняя часть языка поднята и, соприкасаясь с мягким нёбом, образует смычку. Под действием воздушной струи смычка разрывается. | Поднято и закрывает проход в носовую полость. | Разомкнуты и не вибрируют. |
[г] | = // = | = // = | = // = | = // = | Сомкнуты и вибрируют | |
[х] | = // = | = // = | Кончик языка опушен, но не касается нижних резцов; задняя часть языка поднята, ноне соприкасается с мягким нёбом — между ними остается щель, по которой проходит воздушная струя. | = // = | Разомкнуты и не вибрируют. | |
Среднеязычные | [j] | =// = | =// = | Кончик языка опущен и соприкасается с нижними резцами; средняя часть языка поднята к твердому нёбу, образуя с ним щель. По средней линии языка проходит воздушная струя. | = // = | Сомкнуты и вибрируют. |
них случаях вместо [г] слышится гортанный щелчок; в других — звук [г] представляет собой озвонченный [х]; в третьих — в результате сильного сближения и вибрации голосовых складок звук [г] приобретает фарингальный, звонкий фрикативный призвук.
Парахитизм обычно проявляется в заменах звука [х] звуками [т], [к] («хвост» — твост, «хлеб» — клеб и т.д.). При искажениях звука [х] (хитизме) слышится ослабленный фаринги-альный шум, который возникает вследствие того, что выдыха-
емый воздух встречает на своем пути щель, образуемую сближенными голосовыми складками.
Нарушение произношения мягких заднеязычных звуков ([к'], [г'], [х']) аналогичны нарушениям парных твердых звуков, но в отдельных случаях наблюдается их боковое произношение, причиной которого является недостаточная работа мышц одной половины языка, неплотно прижимающейся к коренным зубам и пропускающей воздух. В результате такого произношения слышится характерный хлюпающий звук.
Недостатки произношения звука [j] встречаются достаточно редко и проявляются в замене его звуком [л'] («юла» — люла, «елка» — лелка и т.д.).
Приступая к освещению третьего пункта плана, вспомните опорные звуки, используемые при постановке средне- и заднеязычных звуков: [т] ® [к]; [д] ® [г]; [с] ®[х]; [з']® [j]. При постановке звука [к] ребенка побуждают произнести слоги «та-та-та», нажимая шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживая ее за нижними резцами, в результате чего получается «тя».
Далее произнесение слога «та» сочетается с более глубоким нажимом на язык — получается «кя».
Твердый звук [к] в сочетании с гласным [а] получается при еще более глубоком продвижении передней части спинки языка шпателем. Аналогично ставятся звуки [г], [х], [j].
Таким образом, схема постановки средне- и заднеязычных звуков выглядит так:
® та ® тя ® кя® ка
® да ® дя ® гя ® га
® са ® ся ® хя ® ха
® за ® зя ® ja
Исправление нарушения звука [j] в простейших случаях может быть достигнуто путем временной замены данного звука длительным гласным [и]. Постепенно длительность [и] сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.
Дополнительные вопросы
1. Графически изобразите в тетради профили артикуляции звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'], [j].
2. Дайте логопедическую характеристику задне- и среднеязычных звуков по следующей схеме:
место образования
способ образования
твердость / мягкость
звонкость / глухость
3. Какие фонетические и фонетико-фонематические дефекты звуков [к], [г], [х], [j] вы знаете? Объясните разницу между
этими дефектами.
4. Перечислите характерные замены задне- и среднеязычных звуков.
5. Ответьте на карточки программированного контроля.
Карточка 10.1.
1) [с]; 2) [ц]; 3) [х]; 4)[j]; 5)[г]; 6) [к]; 7) [ч]? 1)[г]; 2) [ц]; 3) [х]; 4) [ч]; 5) [к]; 6) [ш]; 7) [j]? 1) [j]; 2) [х]; 3)[г]; 4) [к]; 5) [ч]; 6) [ш]; 7) [ц]? |
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: положение губ зависит от последующих гласных; между зубами сохраняется некоторое расстояние; кончик языка опущен, но не соприкасается с нижними резцами; задняя часть спинки языка смыкается с нёбом; под действием воздушной струи смычка разрывается и образуется характерный шумный звук; мягкое нёбо поднято; голосовые складки разомкнуты:
Карточка 10.2.
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка расположен за нижними резцами, но не касается их; задняя часть языка образует смычку с нёбом, которая разрывается под действием воздушной струи; нёбная занавеска поднята; голосовые складки сомкнуты:
Карточка 10.3.
Какому звуку соответствует следующий уклад органов артикуляции: губы занимают положение следующего гласного; зубы разомкнуты; кончик языка занимает положение за нижними резцами; задняя часть языка поднята к нёбу, но не образует с ним смычки; нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость; голосовые складки разомкнугы:
Карточка 10.4.
1) [с]; 2) [т]; 3) [д]; 4) [з]? 1) [д]; 2) [з]; 3) [с]; 4) [т]? 1) [т]; 2) [д]; 3) [з]; 4) [с]? 1)[с]; 2) [д]; 3) [з]; 4) [т]? |
Какой звук является опорным для постановки [к]:
Карточка 10.5.
Какой звук является опорным для постановки [х]:
Карточка 10.61
Какой звук является опорным для постановки [г]:
Карточка 10.7.
Какой звук является опорным для постановки [j]:
Практические задания
1. Составьте план-конспект занятия по устранению нарушения произношения задне- и среднеязычных звуков.
2. Подберите материал для дифференциации звуков [г] —
[д]; [к] — [т]; [г] — [к] в словах, предложениях и стихотворениях.