Методика работы над лирическим стихотворением
Поэзия обогащает духовный мир ребенка, учит видеть красоту в природе, развивает поэтическую чуткость. Поэзия радует читателя музыкальностью и яркостью родного языка. В лирическом стихотворении предметом изображения становятся переживания, чувства человека. Учитель должен создать условия полноценного восприятия детьми стихотворения.
Порядок работы над пейзажной лирикой:
1) Жизненные представления детей должны соответствовать образам, созданным поэтом в стихотворении («Черемуха» С.Есенина - понаблюдать в природе).
2) Иногда уместно рассказать историю создания произведения.
3) Учитель должен сам прочесть стихотворение выразительно.
4) После первичного восприятия - вопросы: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Какой вы представили себе березку?
5) После чтения детьми на этапе анализ предлагаем рассказать, какие картины они «видели», читая отдельные части, строчки.
6) Далее предлагаются задания, побуждающие к перечитыванию, анализу языка писателя. В процессе анализа учатся читать выразительно.
7) При работе необходимо активизировать словарь учащихся, пополнять словарь отвлеченными существительными, прилагательными, выражающими чувства людей, наречиями, выражающими состояния.
8) Работа заканчивается выразительным чтением всего текста.
Философская лирика также передает отношение автора к миру. В процессе анализа выясняем, как, с помощью каких средств автор описал событие, какими словами выразил свои чувства, к чему он призывает в стихотворении. Учащиеся определяют тему и главную мысль, учатся читать выразительно
Приемы работы над лирическим стихотворением
1) Идея в лирическом стихотворении отсутствует, главное с стихотворении – созданный поэтический образ (осени, черемухи и т.д.). Произведение анализируем от автора (Какие чувства испытывал поэт, изображая...?, Почему поэт написал это произведение?)
2) Использование живописи на уроке (методически верно – после прочтения, после анализа, и только если изображение близко к тексту).
3) Использование музыки.
4) Словесное и графическое рисование картин.
5) Работа над художественными особенностями (образные выражения, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и др.).
6) Проведение параллелей, сравнение с другими стихотворениями.
Пример: фрагмент урока по работе над стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
- Как вы понимаете эти строки: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора»?
-О какой осени идет речь? (О ранней.)
-А как такую осень называет автор? (Первоначальной)
-Как эту пору называет поэт? (Короткая, но дивная пора, он как бы дивится, любуется этой порой.)
-А как поэт описывает дни и вечера? (День называется хрустальным, весь играет на солнце переливами красок, как хрустальная ваза; вечера лучезарны, значит полны сияния.)
-В каких строчках стихотворения мы чувствуем, что поэт любуется этой порой? (3-4 строчки вычитывают дети .)
- Что изображает автор в этих строках: «Где бодрый серп гулял и падал колос Теперь уж пусто всё -покой везде»?
- Одна меткая фраза поэта – и мы представляем себе целую картину сбора урожая (Дружный, бодрый.)
-Что подметил поэт?
(Паутины тонкий волос блестит на праздной борозде.)
-С чем сравнивает поэт паутину?
-Как вы понимаете выражение «на праздной борозде»? (Хлеб собран, поля отдыхают.)
-Какую картину представляете при чтении этих слов? (Словесное рисование картин: Тихо, пустынно на поле, не слышно птичьего гомона, попрятались все насекомые, не летают в воздухе мошки, кругом синева, голубизна, чистота…)
- Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной осени? (Поэту и радостно и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, и грустно от осознания того, что теплое лето прошло.)
- Какие слова создают ощущение грусти? (Теперь уж, лишь.)
-Ф.И. Тютчев всегда показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: день сменяет ночь, лето-осень, чувство радости сменяет легкое чувство грусти.
- А охватывают ли читателя те же чувства, что и писателя? Какие чувства? Как автору удалось это? (Вычитывают образные выражения.)