Цели и задачи педагогической практики
Целью педагогической практики является: приобретение студентами опыта практической педагогической деятельности, становление профессиональной направленности их личности.
Названная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;
2. Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива, о традициях и инновациях в организации работы);
3. Становление у студентов педагогических умений:
- гностических, связанных с диагностикой качества знаний и умений обучаемых, уровня их воспитанности, изучением половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявлением особенностей развития группы учащихся, с осуществлением анализа уроков и внеклассных мероприятий у других практикантов, самоанализа педагогической деятельности;
- проективных, обеспечивающих планирование учебной работы (тематическое и поурочное), воспитательной работы с учащимися класса, разработку конспектов уроков и внеклассных мероприятий, отбор соответствующих особенностям учащихся форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий;
- организаторских, направленных на осуществление своей собственной педагогической деятельности и на руководство активной деятельностью учащихся, развитие их инициативы и самостоятельности;
- коммуникативных, связанных с вербальным и невербальным общением студента-практиканта с учащимися и коллегами (своими товарищами, учителями, методистами);
4. Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;
5. Развитие у студентов, педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, суггестивных, перцептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к детям, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).
Структура и содержание педпрактики
В педагогической практике находят воплощение все компонентыпедагогической деятельности- цели, мотивы, содержание,организация,функции,результаты,контроль,самоконтроль.Именно входе комплексной педагогической практики студент учится системномуподходу в педагогической деятельности,обеспечению целостностипедагогического процесса.
В процессе осуществления педагогическойдеятельности развиваются педагогические способности ипрофессионально значимые качества личности.
Структура педагогической практикиориентирована наформирование личности будущего учителя, применение теоретическихзнаний в практической деятельности; усвоение усложняющихсяпедагогических умений по годам обучения и приобретение, изучение ианализ педагогического опыта.
Во время практики студенты получают возможностьинтегрировано использовать полученные в вузе теоретические знанияпо предметам психолого-педагогического и языковых циклов,получить целостное всестороннее представление о педагогическомпроцессе, о содержании, формах и методах учебно-воспитательнойработы с учащимися, их родителями, учителями.
Основное содержание педагогической практикиреализуется:
- в деятельности учителя по предмету;
- деятельности классного руководителя;
- работе с родителями;
- участии в опытно-экспериментальной и методической работе(в основном, для студентов, выполняющих курсовые и дипломные работыпо методике преподавания иностранных языков в средней школе).
В период педагогической практики студент осуществляет сбор материалов для выполнения курсовых и дипломных работ.
Содержание работы студентов в период педпрактики
Общее знакомство со школой и классом. Участие в беседе, проводимойадминистрацией школы. Изучение класса, к которому прикреплен студент дляпроведения уроков и для выполнения работы классного руководителя. Беседы склассным руководителем и учителями, работающими в данном классе. Изучениедокументации: план классного руководителя, классный журнал, личные делаучащихся. Проведение классного часа знакомства с учащимися. Выявление особенностей индивидуального и личностного их развития (материалы для тестирования, анкетирования, наблюдения см. в приложении).
Студент осваивает способы организации педагогического труда:
а) взаимодействует с психологом, учителями, работающими в классе, идругими педагогами школы с целью решения педагогических проблем;
б) знакомится с организацией методической работы по предмету и с проблемами воспитания (изучает опыт коллег, готовит наглядные и методическиепособия);
в) ежедневно планирует и анализирует свои педагогические действия;
г) посещает педагогические советы школы, участвует в семинарах методических объединений.
Студент знакомится с управленческими проблемами:
- изучает школьную документацию, (устав школы, планы, отчеты)планирование в школе, распределение должностных обязанностей работниковшколы, систему аттестации и стимулирования работы педагогических кадров,участвует в занятиях и встречах с членами администрации.
Изучение опыта преподавания в школе и классе, к которому прикреплен студент. Ознакомление с планами работы учителя - тематическими, поурочными. Посещение и анализ уроков. Знакомство с учебным кабинетом. Планирование уроков на период педагогической практики. Посещение и анализ внеклассного мероприятия, проводимого учителем (материалы для анализа внеклассного мероприятия см. в приложении).
Учебно-воспитательная работа по предмету. Разработка с помощью методиста и учителя конспектов уроков в 6 - 10 классах на основе углубленногоизучения соответствующих параграфов школьного учебника, специальной и методической литературы; отбор для урока содержания учебного материала, методов и средств обучения, дидактических материалов. Проведение уроков и самоанализ педагогической деятельности. Посещение и анализ уроков других практикантов; использование результатов анализа уроков и самоанализа для совершенствования своих последующих уроков. Проведение научно-методическойработы по предмету, выполнение группового задания.
Внеклассная работа по предмету. Подготовка группой студентов вечера,конференции или другой формы массового мероприятия для одной параллелиили для всех классов, в которых проходит педагогическая практика. Последующий анализ проведенного внеклассного мероприятия.
Работа по классному руководству. Практикант участвует во всех видахтекущей работы классного руководителя: проверяет дневники, участвует в дежурстве класса по школе и т.д. Самостоятельно готовит и проводит внеклассныемероприятия, направленные на развитие и формирование основных сфер индивидуальности учащихся класса.
Работа с родителями. Посещение школьников на дому – индивидуальныебеседы с родителями. Присутствие на классном родительском собрании.
Работа по выбору.В зависимости от уровня подготовленности и интересов студента целесообразно проведение по выбору следующих видов работы:
- организация деятельности творческого объединения детей и родителей;
- работа в качестве организатора какого-либо вида воспитательной деятельности в школе;
- участие в подготовке и проведении общешкольного дела, в заседанииметодического объединения, педсовета и др.;
- проведение факультативных занятий;
- организация исследования с учетом профессиональных собственных интересов или заказа педагогов школы и др.
Работа над проектом.В зависимости от профессиональных интересовпрактиканта, его индивидуальных способностей и задач профессионального роста предусматривается выполнение им учебного проекта по выбору, одобренномуруководителем практики. Учебный проект может включать проведение исследовательской работы по проблемам учебной и внеучебной деятельности школьника, методике преподавания предмета, изучению психических и личностных особенностей учащихся (или учителя), по проблемам формирования и развития индивидуальных и личностных качеств школьников и др. Проект может выполняться студентом под одновременным руководством преподавателя-методиста ипреподавателей кафедры педагогики и психологии.
Проект может включать: а) анализ одной из решаемых студентом педагогических проблем (примерный перечень проблем см. в приложении), включающий следующие моменты: формулировку и описание своего собственноговзгляда на проблему; объяснение причин возникновения данной проблемы в работе студента; обоснование способов решения проблемы с учетом теоретических знаний, полученных в вузе, мнений и советов коллег и других специалистов; описание хода решения проблемы; обоснованные выводы об эффективности используемых способов решения проблемы; б) анализ (описание) опыта работы классного руководителя, учителя-предметника (можно использовать материалы из приложения).