Вступительное слово тренера (2 минуты)
Конспект сценария тренингового занятия по развитию коммуникативной компетентности личности
Тема «Учимся слушать».
Характеристика группы: 16 педагогов – членов одного коллектива уже принимавшие участие в тренинговых занятиях.
Длительность:90 минут (вводная часть – 12 минут; основная часть – 60 минут; заключительная часть – 18 минут).
Место (условия) проведения: помещение, свободное от мебели, 20 стульев
Цель тренинга: способствовать осознанию важности умений и освоению техник эффективного слушания.
Задачи тренинга:
– научить участников тренинга применять техники эффективного слушания;
– помочь участникам скорректировать свое поведение при использовании навыков эффективного слушания;
– сплотить группу, развивать умения и навыки групоового взаимодействия.
Перечень заданий:
1. Вводная часть: «Что нового узнали?», «Мое настроение».
2. Основная часть: «Маша и медведи», «Слепое слушание».
3. Заключительная часть: «Вопросы и ответы», Ритуал прощания «Спираль».
I. Вводная часть тренинга
Вступительное слово тренера (2 минуты)
Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня наше с вами занятие будет посвящено такому полезному и, безусловно, очень нужному для всех людей навыку, как умение слушать собеседника. Ни для кого не секрет, что умение слушать является основой коммуникативного общения. Мы проводим 50-80% нашего времени бодрствования в общении. По крайней мере, 45% этого времени мы слушаем. Но умение слушать является способностью, обучению которой меньше всего уделяют внимания. Настоящее «искусство слушать» проявляется в том, что слушающий, во-первых, всегда воздерживается от выражения своих эмоций во время того, как говорящий излагает информацию, и во-вторых, «помогает» говорящему ободряющими жестами (кивками), улыбкой, краткими репликами, ненавязчиво, но так, чтобы он продолжал беседу.
– Есть ли у Вас какие-нибудь вопросы по поводу данного тренинга?
– Вы хотите что-то уточнить?
Упражнение 1. «Что нового узнали?»
Цель: знакомство участников группы, включение их в работу.
Время проведение: 10 минут.
Материалы и оборудование: мягкие стулья, расставленные по кругу в центре зала.
Инструкция: Сейчас мы с вами, сидя в кругу, по очереди будем называть свое имя и прилагательные-качества человека, начинающееся на те буквы, которые есть в имени. Это прилагательное должно как-то описывать или отражать особенности вашего характера, его индивидуальность. Например: «Я Марина. Я мудрая, активная, работящая, интеллектуалка, настойчивая». Остальные будут внимательно слушать и определять то, что хотели бы уточнить у кого-либо из участников.
Вопросы для рефлексии (анализа):
– Чье нового, неожиданного вы узнали? Что хотели бы уточнить?
– Кто на ваш взгляд наиболее точно отобразил через подобранное прилагательное свой характер?
Упражнение 2. «Мое настроение».
Цель: снятие тревожности, выражение настроения «здесь и теперь» с помощью рисунка.
Длительность: 5 минут
Материалы и оборудование: белые листы ½ А4 и цветные маркеры в 8 подставках (8 цветов по 10штук), планшеты (по количеству участников), стенд для размещения рисунков, передвижной модуль для размещения изобразительных средств и планшетов, аудиоаппаратура и аудио запись музыкального сопровождения (спокойная инструментальная музыка).
Задание: нарисовать свое настроение на момент начала занятия.
1. часть. Инструкция: На листе формата ½ А4 изобразите свое настроение, выбрав любые фломастеры. Варианты изображения могут быть абсолютно разными. Ваши графические навыки не имеют никакого значения. Выложите на стенде ваши рисунки. Расскажите, кто хочет о своих чувствах (настроении).
Задание выполняется на планшетах. Листы бумаги, планшеты и маркеры в подставках стоять внутри круга на модуле.
2. часть. Инструкция: Подарим по кругу друг другу хорошее настроение, используя правило «Трех плюсов» («добрый взгляд» + Имя + «добрые» слова (3-4).
При выполнении задания звучит спокойная инструментальная музыка.
Вопросы для рефлексии:
– Как изменились ли Ваши чувства, эмоции после упражнения?
II .Основная часть
Упражнение 3. «Маша и медведи».
Цель: выявить индивидуальные особенности слушания, причины «неслышания», значение установления цели слушания для его эффективности
Время проведения: 40 минут
Материал и оборудование: опросные листы по количеству участников тренинга, заранее выписанные вопросы опросника с правильными ответами на демонстрационную доску.
(До времени проверки не показываются эти вопросы участникам)
Ход выполнения упражнения:
Инструкция: Послушайте историю, которая может показаться вам знакомой. Тем не менее, я прошу вас быть очень внимательными, слушая мой рассказ. Итак, история. «Однажды Маша и ее друзья гуляли в лесу. Но Маша заблудилась и в поиске обратной дороги забрела к одиноко стоящему дому. Она постучала в дверь, и когда ей никто не ответил, она решила заглянуть в дом. Маша зашла в дом и увидела на столе тарелки с кашей. Она была голодна и попробовала кашу из первой тарелки.
«Слишком горячая каша» – воскликнула она и попробовала кашу из второй тарелки.
«Слишком холодная» – сказала она и попробовала кашу из следующей миски.
«А вот эта каша хороша», - сказала она весело, и съела всю кашу.
После того как она покушала, она почувствовала усталость и решила посидеть в одном из стульев, которые она увидела в гостиной комнате.
«Этот стул слишком большой» - воскликнула она попробовав сесть в первый стул.
«Этот стул какой-то неудобный» - сказала она слезая со второго стула.
И она попробовала сесть на маленький стул.
«А этот стул, чудо как хорош», – сказала она. Да только как сказала она это, стул под ней хрустнул, треснул, да и развалился на мелкие кусочки. Тогда усталая Маша пошла в спальню. Где она попробовала полежать на первой кровати, но она была очень неудобной. Вторая кровать ей не понравилась так как показалась ей слишком мягкой. А вот третья кровать пришлась ей в пору, на ней Маша и заснула.
Пока она спала, три медведя пришли в дом.
«Кто-то ел мою кашу!» – зарычал Медведь.
«Кто-то ел мою кашу!» – прорычала Медведица..
«Кто-то ел и мою кашу тоже!» – крикнул Медвежонок.
«Кто-то сидел на своем стуле!» – буркнул Медведь.
«Кто-то сидел на своем стуле!» – сказала Медведица.
«Кто-то сидел на моем стуле"– крикнул Медвежонок, "и разломал его на кусочки! "
Решили медведи продолжить осмотр своего жилища, и когда они зашли в спальню, то Медведь зарычал:
«Кто-то спал в моей кровати!»
«Кто-то спал и в моей постели тоже!» воскликнула Медведица.
«Кто-то спал в моей постели, и он все еще там!» - вскричал Медвежонок.
От этих криков Маша проснулась и, увидев медведей, вскочила и выбежала из комнаты. Маша быстро побежала вниз по лестнице, открыла дверь, и убежала в лес».
Вы прослушали историю и теперь можете заполнить свои листы опросника. После окончания заполнения я покажу вам правильный вариант ответов, и мы вместе проверим ваши.
Вопросы для рефлексии (анализа):
– Кто из вас заяиксировал ошибки в своих опросниках?
– Как вы думаете, что послужило причиной этих ошибок?
– Какой главный вывод из этого упражнения вы можете сделать?
– Как на ваш взгляд можно было бы избежать ошибок, с которыми вы столкнулись в этом упражнении?
Упражнение 4. «Слепое слушание».
Цель: отработка умения внимательно слушать, использовать технику выспрашивания.
Длительность: 20 минут.
Материалы и оборудование: два стула, стоящих спинками друг к другу, небольшие передвижные столики перед стульями, наборы по семь спичек (в соответствии с количеством участников тренинга).
Инструкция: Сейчас мы с вами разделимся на пары, потом вы займете приготовленные для вас места. Перед вами на столиках должен лежать набор из семи спичек. Сейчас ваша задача будет такова. Один из вас выкладывает из его спичек фигуру. Затем другой участник должен слушая указания своего партнера выложить из своих спичек такую же фигуру. Смотреть, что выложено у партнера нельзя. Вы можете только задавать уточняющие вопросы.
Вопросы для рефлексии (анализа):
– Кому удалось выложить точную копию фигуры?
– Как вы думаете, что помогало вам? Что мешало?
– Как вы думаете, что нужно было делать, чтобы у всех получилась точная копия фигуры партнер?
III.Заключительная часть
Упражнение 5. «Вопросы и ответы».
Цель: осмысление результатов тренинга.
Длительность: 10 минут.
Материалы и оборудование: планшетки, ручки, клейкие листочки.
Инструкция: сейчас вы поделитесь на мини-группы по 3-4 человека, которым я дам планшетку и набор листочков. Затем каждая мини-группа должна в течение 5 минут будет придумать максимум вопросов по теме тренинга, каждый вопрос нужно разборчиво написать на отдельном листочке и наклеить на планшетку. После этого мини-группы поменяются планшетками и должны ответить на полученные вопросы. У каждой крупы будет 10 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получали, и какие ответы на них придумали.
Вопросы для рефлексии (анализа): Трудно ли вам было формулировать вопросы? Ответы на какие вопросы вас затруднили? Как вы думаете, что вам помешало правильно ответить на вопросы? Помогли ли вам навыки, полученные в ходе сегодняшнего занятия в выполнении этого задания? Что вы чувствовали в начале тренинга? А что чествуете теперь? Сможете ли вы, на ваш взгляд применять полученные сегодня знания на практике в повседневной жизни?
Упражнение 6. Ритуал прощания «Спираль».
Цель: обеспечение эмоционального расслабления.
Длительность: 2 минуты
Материал и оборудование: отсутствует
Инструкция: Вы становитесь в круг, берете друг друга за руки. Я иду в центр круга по его внутренней стороне, ведя за собой всю группу, пока не образуется плотная свернутая спираль, в центре которой буду находиться я.
Сделаем вместе несколько глубоких дыханий, которые объединяют «Тело группы» в единое целое. После этого отпускаем руки и расходимся.
Ведущий может сопровождать этот ритуал какой-то настройкой в зависимости от контекста тренинга и групповых ожиданий, целей.
Заключительное слово тренера:
Цель: подведение итогов занятия
Длительность: 1 минута
Ведущий: Проживая жизнь, нам постоянно приходится взаимодействовать с людьми, окружающими нас. И, чтобы это взаимодействие оказывалось эффективным, нам необходимо уметь слушать собеседника. Поэтому, в заключении хочется вам сказать, что использование полученных на сегодняшнем занятии навыков поможет вам в вашей профессиональной сфере для поддерживания отношений с учениками и их родителями, коллегами, а также и в повседневной жизни при общении с людьми.
Сегодня мы с Вами учились использовать навык активного слушания. Работа получилась интересной, продуктивной и сплоченной. Спасибо Вам за занятие, надеюсь, Вы провели это время с пользой и все навыки, приобретенные на занятии, помогут в профессиональной деятельности. Спасибо за работу! До скорых встреч!