Критерии и индикаторы оценки результатов деятельности школы.

Процедура оценки качества включает в себя следующие критерии и индикаторы:

-единые Критерии оценки качества образовательных достижений учащихся:

- государственную (итоговую) аттестацию по форме ОГЭ выпускников 9-х классов;

- промежуточную и текущую аттестацию учащихся (мониторинг и диагностика обученности);

-мониторинговое исследование обученности и адаптации учащихся 5-х классов;

-метапредметные образовательные результаты: уровень реализации регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, уровень развития ИКТ – компетентности;

-участие и результативность в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.;

-доля учащихся 9 класса, получивших документ об образовании;

-доля учащихся 9 класса, получивших документ об образовании особого образца;

-доля выпускников школы продолжающих образование

Оценка качества результатов
Критерий Показатель
Здоровье учащихся Уровень здоровья учащихся
Личностные результаты Уровень социализированности и уровень воспитанности
Уровень учебно-познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально-духовный)
Уровень сформированности ценностей ЗОЖ
Метапредметные результаты Уровень реализации регулятивных УУД (организация и управление, навыки системного, экологического мышления)
Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения)
Уровень реализации коммуникативных УУД ( смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь)
Уровень развития ИКТ – компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета)
Предметные результаты Качество и динамика обученности
Подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки
Уровень обучаемости
Участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах

Критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагогов:

- отношение (мотивация) к инновационной работе, нововведениям;

- отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе профессиональных ассоциаций, методических объединений разных уровней (муниципального, школьного), Методического совета школы, экспертных группах или советах разных уровней, педагогических, научно – методических, научно - практических конференциях различных уровней, ведение педагогических мастерских, мастер – классов, проблемных семинаров и т.д.);

- знание и использование современных педагогических методик и технологий;

- образовательные достижения учащихся;

- рейтинг педагогического мастерства учителя;

- личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.

Критерии оценки качества инновационной деятельности:

- положительная динамика результатов обучения школьников с использованием современных технологий и методик;

- продуктивность работы по темам инновационных площадок разных уровней (федерального на уровне АИПКРО,на уровне Нижегородской области , на уровне управления образования администрации Тоншаевского района , на уровне школы);

- полезность и практическая значимость инновационных процессов и разработок (нововведений);

- наличие договоров и совместных планов работы с учреждениями начального среднего и профессионального высшего обучения, социальными партнерами разных уровней.

При оценке деятельности школы по инновационным проектам и программам используются критерии и показатели результативности деятельности в их рамках (размещены на сайте ОО).

Контроль качества процессов (уровень достигнутых условий ООП ООО, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий)
Качество обучающей предметной деятельности Качество системы воспитательной работы Качество планирования и организации уроков по предмету
Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД)
Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья учащихся в учебном процессе
Качество деятельности по обучению и развитию учащихся на основе использования ИКТ
Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся
Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе
Качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности учащихся: экскурсий, экспедиций и др.
Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета образовательного пространства школы
Качество деятельности педколлектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника»
Содержание и структура программы воспитательной работы (в соответствии с ФГОС: духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни)
Качество реализации программы воспитательной работы
Качество работы с родителями
Качество научно-методической системы школы Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя
Качество методической деятельности МО
Качество работы библиотеки, медиатеки

Критерии оценки качества материально-технического обеспечения образовательного процесса:

· программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования Интернет-ресурсов в учебном процессе;

· оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

· обеспеченность методической и учебной литературой.

· учебно-материальная база, благоустройство;

· IT-инфраструктура школы.

Критерии оценки безопасности обучения:

· оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов;

· оценку состояния условий обучения требованиям СанПиНам (к размещению ОУ, земельному участку, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, искусственному и естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму общеобразовательного процесса);

· оценку морально-психологического климата в школе

Критерии оценки доступности образования:

· анализ и оценка системы приема учащихся в школе;

· оценка отсева учащихся на всех уровнях обучения (количество, причины, динамика, законность);

· конкурентоспособность школы;

· оценка открытости деятельности школы для родителей и общественных организаций.

Критерии оценки работы по сохранению контингента учащихся:

· мониторинг исследования причин оттока детей школьного возраста;

· наличие и реализация договорных проектов совместной деятельности с другими учреждениями (ОО, ДОУ и др.);

· расширение образовательных услуг, организация внеурочного времени учащихся.

Критерии оценки качества системы дополнительного образования:

· количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими учащихся;

· степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и учащихся;

· результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т.д.);

· применимость полученных в результате дополнительного образования знаний и умений на практике.

Критерии оценки качества организации питания учащихся в школе:

· количество детей, обеспечиваемых бесплатных питанием;

· количества учащихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;

· мониторинг организации питания;

· соблюдение нормативов и требований СанПиН.

Критерии оценки состояния здоровья учащихся в школе:

· регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров;

· оценку заболеваемости учащихся , педагогических и других работников;

· оценку эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, технологии организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.);

· оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам здоровья, группам физической культуры).

Критерии оценки качества воспитательной работы:

· степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей;

· охват учащихся содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;

· наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;

· удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;

· наличие положительной динамики в оценке учащимися образовательной среды (удовлетворенности школой, классом, обучением, использованием досуга, отношений с родителями, сверстниками, педагогами);

· уровень воспитанности и мотивации к обучению учащихся;

· оценка участия школы в мероприятиях разного уровня;

· данные о достижениях и проблемах социализации учащихся

Критерии оценки качества финансово-экономической деятельности:

· оценка объективности и открытости введения новой системы оплаты труда;

· анализ наполняемости классов;

· анализ поступление и расходования бюджетных и внебюджетных средств на финансовый год и продуктивности использования её расходной части.

Критерии оценки открытости деятельности школы:

· эффективность взаимодействия школы с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом;

· социальная активность и внешние связи школы;

· оценка достижений школы в конкурсах разного уровня;

· качество публичных докладов и их доступность широкой общественности.

Контроль качества управления (реализация требований к структуре ООП ООО)
Качество образовательной программы школы Структура программы, содержание и механизмы её реализации  
Качество управления образовательным процессом Состав и структура ВШК
Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления
Качество управления реализацией требований государственных документов Выполнение СанПин, ГОСТ и т.д.
Качество управления материально-технической базой ОП Достаточность и качество оснащения образовательной среды школы
Компетентность субъектов управления Уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения
Психолого-социального качества образовательной среды (реализация требований к структуре ООП НОО)
Уровень здоровья членов коллектива Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе
Уровень здоровья членов коллектива

Уровневая оценка критериев

Индикатор   УРОВНИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Высокий Оптимальный Допустимый Критический
Абсолютная успеваемость 100% 95% 90% Меньше 90%
Качество успеваемости 66-100% 65-51% 50-42% Меньше 42%
Средний балл класса 4-5 3,9- 3,5 3,0 Меньше3,0
Уровень воспитанности 5-4,5 4,6-4,0 3,9-3,0 Меньше 3,0
Уровень учебной мотивации учащихся 80-100% 60-79% 59-40% Ниже 40%
Уровень эффективности урока 85-100% 65-84% 45-64% Ниже 45%
Количественная оценка развивающей направленности урока. 80-100% 64-84% 45-63% Ниже 45
Выполнение учителем должностных обязанностей на уроке. 80-100% 64-84% 45-63% Ниже 45%
Уровень профессиональной компетентности учителя 80-100% 64-84% 45-63% Ниже 45%
Уровневые группы методической работы педагогов III уровень II уровни I уровни -  
Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса 80-100% 79-59% 60-50% -
Безопасность обучения 100% - - -
Доступность образования 100% - - -
Работа по сохранениюконтингента учащихся 100% 80% - -
Качество системы дополнительного образования 100% - - -
Качество организации питания учащихся в школы: 100% - - -
Состояние здоровья учащихся 100% - - -
Качество финансово-экономической деятельности: 100% - - -
Открытость деятельности школы 100% - - -

График мониторинговых исследований

Критерии оценки   Сроки мониторинговых исследований
Критерии оценки качества образовательных достижений учащихся:
контроль уровня обученности учащихся сентябрь, декабрь, март, май
государственная итоговая аттестация в форме ОГЭ выпускников 9-х классов; июнь
промежуточная и текущая аттестация учащихся (мониторинг и диагностика обученности); май
мониторинговое исследование обученности и адаптации учащихся 5-х классов; октябрь
Метапредметные образовательные результаты: уровень реализации регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД, уровень развития ИКТ – компетентности по отдельному плану
участие и результативность в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских, международных академических и неакадемических олимпиадах, , конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.; в течение года
доля учащихся 9-х класса, получивших документ об образовании; июнь
доля учащихся 9-х класса, получивших документ об образовании особого образца; июнь
доля выпускников школы, продолжающих образование август
Критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагогов:
отношение к инновационной работе;  
отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе методических объединений, научно-методических советах, педагогических конференциях различных уровней, участие в научной работе и т.д.); в течение года
знание и использование современных педагогических методик и технологий; декабрь, июнь
рейтинг педагогического мастерства учителя июнь
личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней. в течение года
Критерии оценки качества инновационной деятельности:
положительная динамика результатов обучения школьников; декабрь, март, май
продуктивность работы по теме экспериментальной площадки; по отдельному плану
полезность и практическая значимость инновационных процессов; в течение года
наличие договоров и совместных планов работы с учреждениями начального среднего и профессионального высшего обучения, социальными партнерами. в течение года
Критерии оценки качества материально-технического обеспечения образовательного процесса:
программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования Интернет-ресурсов в учебном процессе; июнь
оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью; июнь
обеспеченность методической и учебной литературой. август
Учебно-материальная база, благоустройство
IT-инфраструктура школы. август
Критерии оценки безопасности обучения:
оценка соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов; август
оценка состояния условий обучения требованиям Сан ПиНам (к размещению ОУ, земельному участку, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму, искусственному и естественному освещению, водоснабжению и канализации, режиму общеобразовательного процесса) август
оценка морально-психологического климата в школе май
Критерии оценки доступности образования:
анализ и оценка системы приема учащихся в школе; июнь-август
оценку отсева учащихся на всех уровнях обучения (количество, причины, динамика, законность); июнь-август
конкурентоспособность школы; июнь
оценка открытости деятельности школы для родителей иобщественных организаций. июнь
Критерии оценки работы по сохранению контингента учащихся:
мониторинг исследования причин оттока детей школьного возраста; август
расширение образовательных услуг, организация внеурочного времени учащихся. август
Критерии оценки качества системы дополнительного образования:
количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими учащихся; май
степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и учащихся; апрель
применимость полученных в результате дополнительного образования знаний и умений на практике. в течение года
Критерии оценки качества организации питания учащихся в школе:
количество учащихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей; в течение года
мониторинг организации питания; в течение года
соблюдение нормативов и требований СанПиН. в течение года
Критерии оценки состояния здоровья учащихся:
регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров; по графику
оценка заболеваемости учащихся, педагогических и других работников; май
оценка эффективности оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, технологии организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т.д.); в течение года
оценка состояния физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам здоровья, группам физической культуры). сентябрь
Критерии оценки качества воспитательной работы:
степень вовлеченности в воспитательный процесс педагогического коллектива и родителей июнь
охват учащихся содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям в течение года
наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности в течение года
удовлетворенность учащихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания июнь
наличие положительной динамики в оценке учащимися образовательной среды (удовлетворенности школой, классом, обучением, использованием досуга, отношений с родителями, сверстниками, педагогами) в течение года
уровень воспитанности и мотивации к обучению учащихся май
участие классов в КТД в течение года
оценка участия школы в мероприятиях разного уровня.  
Данные о достижениях и проблемах социализации учащихся июнь
Критерии оценки качества финансово-экономической деятельности:
оценка объективности и открытости введения новой системы оплаты труда сентябрь
анализ наполняемости классов в течение года
анализ поступление и расходования бюджетных и внебюджетных средств на финансовый год и продуктивности использования её расходной части декабрь
Критерии оценки открытости деятельности школы:
эффективность взаимодействия школы с родителями, выпускниками и профессиональным сообществом в течение года
социальная активность и внешние связи школы в течение года
оценка достижений школы в конкурсах разного уровня в течение года
качество публичных докладов и их доступность широкой общественности август

Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

2. Содержательный раздел

2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Пояснительная записка

«Универсальные учебные действия –

• способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

• совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (Глоссарий сайта standart.edu.ru).

Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного образования (далее — программа развития универсальных учебных действий) конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки программ по учебным предметам, курсам, а также программ внеурочной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) в основной школе определяет:

— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий в основной школе, описание основных подходов, обеспечивающих эффективное их усвоение обучающимися, взаимосвязи содержания урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию УУД;

— планируемые результаты усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, показатели уровней и степени владения ими, их взаимосвязь с другими результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;

— ценностные ориентиры развития универсальных учебный действий, место и формы развития УУД: образовательные области, учебные предметы, внеурочные занятия и т. п.;

— связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

— основные направления деятельности по развитию УУД в основной школе, описание технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся;

— условия развития УУД;

— преемственность программы развития универсальных учебных действий при переходе от начального к основному общему образованию.

Наши рекомендации