Грамматические нормы

Упражнение 36.Определите род несклоняемых имен существительных, правильно подберите пропущенные окончания.

Спел… манго, красив… бра, пятнист… пони, шотландск… вски, овощн… рагу, просторн… фойе, стар… маэстро, строг… жюри, горяч… какао, далек… Чили, сложн… сальто, седьм… авеню, ваш… резюме, летн… Тбилиси, богат… рантье, говорящ… какаду, перв… сопрано, солнечн… Сочи, юн… визави, звучащ… банджо, жирн… иваси.

Упражнение 37. Определите род несклоняемых имен существительных, подберите к каждому из них определение.

Образец: такси (ср. р.) – быстрое такси.

Кашпо, киви, кенгуру, атташе, кофе, колибри, крупье, инкогнито, фламинго, авокадо, рефери, шоу, портмоне, Перу, бренди, кольраби, галифе, пенальти, Гималаи, портье.

Упражнение 38. Распределите существительные на две группы: относящиеся к мужскому роду и относящиеся к общему роду.

Неряха, коллега, секретарь, зануда, инспектор, директор, судья, одиночка, староста, профессор, умница, тихоня, воротила, подмастерье, мастер, сладкоежка, инженер, вышибала, педагог, малютка, продавец, доктор, невидимка.

Упражнение 39. Расшифруйте аббревиатуры; определите, к какому типу (склоняемые, несклоняемые) и к какому роду они относятся.

МХАТ, ГИБДД, СГТРК, ПДК, МИД, АТС, ТЭЦ, МВД, МКАД, ГУМ, ЭВМ, КПД, МГУ.

Упражнение 40. Определите род существительных, подберите к каж­до­му из них определение.

Образец: шампунь (м. р.) – витаминный шампунь.

а) мозоль, тюль, педаль, табель, аэрозоль, моль, лебедь, толь, вуаль, тушь, бандероль;

б) умишко, сапожище, домина, голосина, соловушка, носище, соседушка;

в) книга-справочник, письмо-запрос, плащ-палатка, клиника-санаторий, женщина-скульптор, клуб-кафе.

Упражнение 41. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением родовых окончаний.

Судья объявила приговор; он уселся у включенной бра; ребенок рос совершенной невеждой; мне подарили фирменный портмоне; верхом на послушной пони; сочный киви; она известный ябеда; симпатичная диктор; большой выбор изысканной тюли; подъехал на роскошной авто; поговорите с Пет­ро­вой – она наша директор; огромное кенгуру выпрыгнул из кустов; воспользуйтесь аэрозолью; с собственным плащом-палаткой; ГИБДД нас остановило.

Упражнение 42. Поставьте данные существительные мужского рода в фор­му родительного падежа множественного числа. Если допустимы два варианта окончания, укажите оба.

Образец: англичане – много (кого?) англичан.

Мандарины, гектары, кеды, баклажаны, гусары, помидоры, килограммы, узбеки, грузины, носки, буряты, туркмены, бананы, сапоги, абрикосы, калмыки, ботинки, граммы, якуты, цыгане, башкиры, кадеты, киевляне, солдаты, татары, белорусы, курсанты, таджики, партизаны, погоны, лампасы, северяне.

Упражнение 43. Определите, к какому роду относятся данные в скобках существительные. Поставьте каждое из них в форму родительного падежа множественного числа, правильно употребив и обозначив окончание.

Образец: у меня много (дело) – дело (ср. р.) – у меня много дел□.

Несколько юных (барышня), сшито из старых (простыня), у помещичьих (усадьба), из глубоких (ущелье), комбинация из семи (кегля), не видно (баржа), не хватило тесу для (кровля), увидел (цапля), десять (свеча), из полезных (снадобье), мука для (оладья), среди шумных (застолье), краб без обеих (клешня), строят у (устье) рек, несколько маленьких (облачко), квартиры без (кухня), пачка (вафля), для непоседливых (шалунья), среди проложенных (лыжня), набор из чашек и (блюдце), окна без (ставня), вышла без (туфля), состоит из трех (доля), с самых (верховье) реки, комплект (полотенце),у бочек нет (дно).

Упражнение 44. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные с неправильным образованием формы родительного падежа множественного числа существительных. Исправьте ошибки.

1.В магазине большой выбор джинс. 2. Приготовим суп из консерв. 3. В по­селке нет ясель. 4. В пузырьке осталось немного чернил. 5. Нужно учить­ся жить без сплетней и дрязгов. 6. На платье много кружевов. 7. Собрался купить пару шорт. 8. Неудобно, если лестница без перилов. 9. Нам предстоит много хлопот. 10. Каша из овсяных хлопий.

Упражнение 45. Поставьте словосочетания: 1) в форму именительного падежа единственного числа; 2) в форму родительного падежа множественного числа.

Образец: спелые апельсины – спелый апельсин (м. р.) – спелых апельсинов.

Пятнистые жирафы, красные георгины, ужасные разини, белые клавиши, грязные манжеты, новые туфли, театральные занавесы, измятые банкноты, домашние тапочки, белые босоножки, детские коленки, стальные рельсы, веселые запевалы, резиновые калоши, белые астры.

Упражнение 46. Поставьте существительные в форму именительного па­дежа множественного числа. Разделите их на три группы: 1) те, для которых правильным (или основным) вариантом является окончание ‑и/‑ы; 2) те, для которых правильным (или основным) вариантом является окончание ‑а/‑я; 3) те, для которых в равной степени правильны оба варианта. При выполнении задания пользуйтесь орфоэпическим словарем или справочником грамматических трудностей.

Директор, редактор, табель, договор, слесарь, якорь, шофер, контейнер, профессор, доктор, отпуск, сектор, столяр, ректор, округ, выговор, диспетчер, катер, токарь, мастер, выбор, бункер, лектор, бухгалтер, повар, приговор, кондуктор, сторож, фронт, ветер, кузов, офицер, инженер.

Упражнение 47. Запишите цифры словами и просклоняйте по падежам получившиеся словосочетания с числительными.

Образец: 510 книг

Им. – пятьсот десять книг;

Род. – пятисот десяти книг;

Дат. – пя­тистам десяти книгам и т. д.

5учебников, 86 школьников, 93 килограмма, 269 человек, 340 машин, 692 за­явления, 3678 граждан, 1724 выпускника, 22130 абонентов, 1560200 рублей.

Упражнение 48. Перепишите предложения, записывая цифры словами и употребляя числительные в соответствующем падеже.

1. Вместе с новыми (1203 слова) второе издание учебника немецкого языка будет насчитывать около (4500 слов). 2. Небольшой старинный город с (3600 жи­те­лей) привлекает туристов; за год здесь побывало более (220 че­ло­век). 3. Из (880 кар­тин) его коллекции мы имеем возможность любоваться лишь (274), остальные исчезли. 4. Бойцы захватили склад боеприпасов с (895 вин­то­вок), (310 ав­то­ма­тов), (16500 пат­ро­нов). 5. Теплоход с (448 экс­кур­сан­тов) отправился в очередной рейс. 6. (1,5 ста­ка­на) сахара смешайте с (1,5 ста­ка­на) муки и (350 г) сметаны, затем добавьте около (600 мл) воды.

Упражнение 49. Запишите цифры словами, следите за правильностью образования падежной формы числительных.

1. Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. 2. Библиотека пополнилась 3369 кни­га­ми. 3. Депутат общался с собравшимися в зале 675 рабочими завода. 4. Мы проехали около 540 км, осталось еще около 150. 5. Деревня находится в 98 км от города. 6. Предложение принято 375 голосами против 44. 7. Ин­фор­ма­ция о 345 спортсменах вскоре должна поступить. 8. К 2004 году планируется сдать около 5450 квадратных метров жилья.

Упражнение 50.Определите, в каких предложениях допущены ошибки, свя­занные с неправильным употреблением числительных. Внесите необходимые исправления.

1. Парохода ждало четверо женщин. 2. За обеими столами сидели гости. 3. На­сыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров, всего работало семеро строителей. 4. У нашего соседа трое собак и пятеро щенков. 5. Двое котят играли на полу. 6. Семинар вели двое доцентов. 7. Семеро школьников не явились на собрание. 8. На остановке стояли три девушки, двоих я узнал. 9. Ансамбль побывал в пятерых городах нашей области. 10. В комплекте для шитья десять штук игл и три ножниц. 11. Всего в нашей туристической группе было двое фотоаппаратов. 12. На обоих реках начался ледоход.

Упражнение 51. Определите, где допущены ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных. Внесите необходимые исправления.

1. К тысяче двести пятнадцати учащимся школы присоединились и учи­те­ля. 2. Нам не хватает два миллиарда двести пятьдесят миллионов рублей. 3. До­бавь­те к полтора стаканам молока около трехсот пятьдесят грамм муки и сме­шай­те с двустами пятидесятью граммами сахара. 4. О трехсот сорока спортсменах ищите информацию в Интернете. 5. Из тысяча четыреста тридцати участников конференции предполагается около полтораста поселить в го­сти­нице «Свердловск».

Упражнение 52. Образуйте от глаголов возможные деепричастия, обращая внимание на то, чтобы деепричастие было того же вида, что и глагол.

Образец: нарисовать (что сделать? сов. вид) – нарисовав (что сделав? сов. вид); читать (что делать? несов. вид) – читая (что делая? несов. вид).

Приклеить, умыться, смотреть, выглянуть, оглянуться, писать, замечать, ответить, звать, начать, поиграть, разбить, веселиться, услышать, встречаться, толкнуть, разбираться, выигрывать, победить.

Упражнение 53. Составьте словосочетания, употребив данные в скобках слова в нужном падеже. Где необходимо, используйте предлоги.

Каяться (проступок), держаться (правило), сосредоточиться (задача), удивляться (рассказ), восхищаться (смелость), поражаться (талант), отчитаться (мероприятие), удостоить (награда, внимание), удостоиться (приз), преклоняться (талант), жертвовать (свободное время), ходатайствовать (родственник), сопровождать (гость), препятствовать (развитие), основываться (факты), примириться (опасность), отметить (недостатки), поражаться (выводы), характеризовать (ситуация).

Упражнение 54. Составьте словосочетания, подбирая к данным словам существительные в нужном падеже и используя, где необходимо, предлоги.

Идентичный, сходный, преимущество, превосходство, вера, уверенность.

Упражнение 55. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением падежа существительного. Запишите исправленные предложения.

1. Я не предполагал о том, что ситуация изменится. 2. Согласно приказа директора предприятие перешло на круглосуточную работу. 3. Вы не отдаете себе отчет о том, как опасен этот поход. 4. Об этом письме мы познакомим вас позже. 5. Каждый из нас имеет уверенность за свой завтрашний день. 6. Врач должен наблюдать и контролировать за ходом лечения. 7. Гражданин, достигший совершеннолетия, может участвовать на выборах. 8. Полномочия заместителя начальника ограничиваются в написании отчета. 9. В адрес руководства цеха высказана критика о том, как организована работа. 10. По окончанию работы все должны собраться в зале.

Упражнение 56. Составьте словосочетания со сложными предлогами, употребив дан­ные в скобках слова в нужном падеже. Запомните правописание предлогов. Укажите, в каких текстах наиболее часто употребляются такие словосочетания.

В отношении (изложенная Вами просьба); во избежание (несчастные случаи); в течение (указанный срок); вопреки (принятые обязательства); ввиду (сложившиеся обстоятельства); по причине (плохая видимость); с целью (оказание помощи); касательно (ваше заявление); за счет (выделенные средства); сообразно (действующие правила); в силу (недостаток времени); вследствие (возникшая проблема); согласно (расписание); по (истечение срока); благодаря (вмешательство мэра); сообразно (принятый проект).

Упражнение 57. Составьте словосочетания, употребив данные в скобках местоимения в нужном падеже.

Отказались от (она), вопреки (он), подобно (они), разобрались без (он), подарок для (они), несмотря на (он), согласно (оно), ошибиться в (он), пойдем к (она), за счет (он), насчет (они), благодаря (они), интереснее (она), переехал к (они), при разговоре с (она), для рассмотрения (они), по приезде к (он).

Упражнение 58. Найдите ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Исправьте их двумя-тремя возможными способами.

Образец: Читая статью, у меня не возникало сомнений в искренности журналиста. – 1. Читая статью, я нисколько не сомневался в искренности журналиста. 2. Когда я читал эту статью, у меня не возникало сомнений в ис­крен­ности журналиста. 3. При чтении этой статьи у меня не возникло сомнений в искренности журналиста.

1. Катаясь на лыжах, у меня больно подвернулась нога. 2. Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска. 3. Решение этой проблемы найдется в статье, внимательно прочитав ее. 4. Глядя на то, что происходит, у меня опускаются руки. 5. Приобретя славу писателя-фантаста, этого человека мало кто знал как талантливого ученого. 6. Был сделан ремонт на втором этаже, ожидая, что гости захотят осмотреть все здание. 7. Некоторым начинающим музыкантам кажется, что, приобретя влиятельных друзей, к ним сразу придет популярность.

Упражнение 59. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота. Внесите необходимые исправления, запишите полученные предложения.

1. Приступая к эксплуатации прибора, вами должна быть изучена инструкция. 2. Пообедав и просмотрев газеты, отец лег отдохнуть. 3. Ожидая получить подтверждение своих выводов, учеными был поставлен эксперимент. 4. Услы­шав это слово, сразу возникают ассоциации с преступным миром. 5. Времена меняются, и, учитывая это, создаются новые законы. 6. Мы вам советуем: решив приобрести бытовую технику, не забудьте заглянуть в наш магазин. 7. Читая эту книгу, мне ясно представлялись описываемые автором события давнего прошлого. 8. Выбирая учебное заведение, нужно представлять себе свою будущую профессию. 9. Подбирая украшения к вечернему платью, проконсультируйтесь с продавцом. 10. Записываясь в библиотеку, вам нужно ознакомиться с обя­зан­ностями читателя. 11. Уезжая на каникулы, просьба сдавать ключи от комнат коменданту. 12. Гуляя по центру нашего города, нельзя не заметить эту необычную башню. 13. Брат приехал, хорошо подготовившись к эк­за­мену. 14. Готовясь к этому экзамену, студентам следует выучить несколько десятков формул.

Упражнение 60. Исправьте синтаксические ошибки, связанные с не­пра­виль­ным употреблением предложно-падежных конструкций.

1. Я попробую доказать вам об опасности ядерных отходов. 2. На выставке представлена современная техника, с помощью которой таможня успешно борется с контрабандой культурными ценностями. 3. Об этом случае описывают все сегодняшние газеты. 4. «Дюрасел» работает до десяти раз дольше. 5. Он всегда отзывался на просьбы соседям, помогал одиноким старикам. 6. Самым унизительным казалось ему подлизываться перед народом. 7. Все дамы в рос­кош­ных платьях, кавалеры в дорогих костюмах с начищенными ботинками. 8. Это объявление означает не только вежливость с покупателем, но и заботу о нем. 9. Наши товары ориентированы специально для молодежи. 10. В на­сто­я­щее время наши усилия направлены к модернизации производства.

Упражнение 61. Исправьте синтаксические ошибки, связанные с не­пра­виль­ным употреблением времени и (или) вида глаголов и деепричастий.

1.Школьники исполнили песни и танцы, читали стихи, показывали сценки. 2. Но вдруг зверь зарычал и медленно приближается к оврагу. 3. Покупая этот кондиционер и установив его в офисе, мы надеемся, что жара не помешает нашей работе. 4. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю, и, быстро раздевшись, бросились в воду. 5. Поднимаясь вверх по Волге, бар­жа остановилась для разгрузки на причале Ярославля. 6. Затем Сергеев был назначен начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.

Упражнение 62. Исправьте синтаксические ошибки, связанные с нарушением согласования форм слов по падежу, числу.

1.В толпе было немало народа, хорошо защищенных от мороза и ветра теплой одеждой. 2. Была выплачена компенсация гражданам, имеющих детей. 3. На вечер современной поэзии пришли немало молодежи. 4. Этот компьютер был создан по проекту предприятия «Диалог», практически первым в России освоившим компьютерный рынок. 5. Кто из вас, девушки, была на премьере это­го фильма? 6. Большая часть населения приняли участие в голосовании. 7. На городских часах пробили полночь.

Упражнение 63. Исправьте синтаксические ошибки, вызванные нарушением порядка слов.

1. Есть игроки, способные в полном объеме решать поставленные задачи на сезон. 2. Комиссия работала ответственно, преодолевая подчас возникающие трудности. 3. Всю жизнь обучавшийся в нашем техникуме Сидоров работал строителем. 4. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 5. Иванов отказался со всеми студентами сдавать сессию. 6. Стены украшают шары и флажки.

Упражнение 64. Исправьте ошибки, связанные с нарушением управления при однородных членах предложения.

1. Этот политический блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 2. Мой друг сам подобрал и руководит бригадой плотников. 3. Над писателями цензоры издевались как хотели: их творения коверкали, запрещали, за авторами следили, позорили. 4. Позвольте мне поздравить и порадоваться вместе с вами. 5. Мы надеемся и верим в то, что на этот раз заводская команда займет первое место. 6. Вы должны были выслушать и согласиться с замечаниями, а не спорить с руководителем.

Упражнение 65. Исправьте ошибки, связанные с неправильным построением сложных предложений.

1. На совещании обсуждались вопросы улучшения качества продукции и нет ли возможности снизить ее себестоимость. 2. Я подумал о том, что уже поздно и как мы будем возвращаться. 3. Главное, на что сейчас вам стоит обратить внимание, это на подготовку отчетных документов. 4. Комиссия не приняла здание общежития, на строительство которого были отпущены средства, которые были использованы не по назначению. 5. Последнее, на чем я остановлюсь в своем докладе, это на недавно вышедшей энциклопедии по физике для школьников. 6. В случае того, что смета не будет вами утверждена, то решение принимается на расширенном заседании. 7. Когда были получены средства на ремонт, то мы начали работу. 8. Следует четко определить задачи, поставленные в данной работе, и какие методы использовались для их выполнения. 9. Я меч­тал о том, что куплю туристический велосипед и как хорошо проведу лето.

Упражнение 66. Исправьте ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Определите тип этих ошибок.

1. Читая это дело, у меня не вызвало никаких сомнений о том, что в дей­стви­ях Сазонова есть состав преступления. 2. Оставшись недовольный уже написанными путеводителями по Парижу, им были созданы свои воспоминания об этом городе. 3. Опрос показал, что многие россияне беспокоятся за сложившуюся ситуацию на Северном Кавказе. 4. Мы понимаем и сочувствуем вашим проблемам. 5. Опоздание контролера отрицательно сказывается на работу всего цеха. 6. Это объявление означает не только вежливость, но и за­бо­ту к по­ку­па­те­лю. 7. Хочу поделиться со слушателями мыслями по поводу принятого постановления в Госдуме. 8. Позвольте поинтересоваться о цели вашего приезда. 9. Ма­рат Сафин просто нуждается играть как можно чаще после своей травмы.

Упражнение 67. Исправьте синтаксические ошибки, допущенные в текстах официально-делового стиля.

1.Принимая во внимание наше длительное сотрудничество, цены на продукцию будут снижены. 2. Распоряжение по перенесению выходных дней дол­жно быть доведено до всех сотрудников. 3. Соответственно с приказом директора на входе в здание будут проверяться пропуска. 4. Довожу до Вашего сведения о том, что не всех студентов информировали об изменениях в рас­пи­са­нии. 5. В конце месяца все сотрудники обязаны сделать отчет в выполнении пла­на. 6. Высылаем вам образец договора, идентичный с тем, который был предложен другим нашим партнерам. 7. Приказываю выразить благодарность и на­гра­дить денежной премией коллектив филиала банка. 8. Благодаря ожидаемым заморозкам необходимо предпринять меры по улучшению теплоснабжения. 9. Согласно прилагаемого списка наградить рабочих денежной премией размером заработной платы. 10. Не все студенты были проинформированы, что занятие перенеслось.

Наши рекомендации