Технология педагогического взаимодействия

Основные категории педагогики

Педагогические категории

Технология педагогического взаимодействия - student2.ru Технология педагогического взаимодействия - student2.ru Технология педагогического взаимодействия - student2.ru Технология педагогического взаимодействия - student2.ru Технология педагогического взаимодействия - student2.ru

Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие
Образование, воспитание, самовоспитание, обучение
Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
Педагогические законы, закономерности, принципы и правила
Развитие, формирование и становление личности

Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие

Педагогика, как и любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой – определяют предмет педагогики.

Категория (греч. kategoria – «суждение») – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

В педагогике как науке образования выделяют категорию педагогическая система.Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе».

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Педагогический процесс рассматривают как систему, которая «представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии». Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Технология педагогического взаимодействия

       
  Технология педагогического взаимодействия - student2.ru   Технология педагогического взаимодействия - student2.ru


Активное восприятие и усвоение воспитанником педагогического влияния
Активность воспитанника, его влияние на педагога и самого себя (самовоспитание)
Педагогическое влияние (педагогическая деятельность)

Технология педагогического взаимодействия - student2.ru

 
  Технология педагогического взаимодействия - student2.ru
Технология педагогического взаимодействия - student2.ru Технология педагогического взаимодействия - student2.ru

Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем понятие «педагогическая деятельность». Оно подразумевает активность двух важнейших участников педагогического процесса – педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Образование, воспитание, самовоспитание, обучение

Этимологически образованиевосходит к понятиям «образ», «образец».

В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны».

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Воспитание – одна из фундаментальных категорий педагогики. Соотношение понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискуссий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие – определяют их как противоположные стороны педагогического процесса.

Понятие «воспитание» употребляется как в широком смысле, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле «воспитание – это специальная организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса». Деятельность педагогов при этом называется воспитательной работой.

Понятие «воспитание» тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Обучение – это «специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности».

Обучение отличается от воспитания более высокой степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана (государственный стандарт, программы, учебный год, урок и т. п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способностей.

Наши рекомендации