Современные подходы к воспитанию

В последние годы понятие «подход» стало значительно чаще
использоваться в педагогической лексике. Оно употребляется как
исследователями, так и практиками. Если раньше в педагогической науке и
практике велась речь фактически о трех подходах — половозрастном,
индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень
существенно пополнился. В современной научно-методической литературе
предлагается применять в своей деятельности системный, синергетический,
личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный и ряд других подходов.

Подход — это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей
способов педагогической деятельности. '

Системный подход к построению воспитательного процесса

Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связаны с именами таких известных философов и ученых, как Аристотель, Платон, Б .Спиноза, И.Кант, Г.Гегель, В.Шеллинг, К.Маркс, Ф.Энгельс, Ч.Дарвин! Д. И .Менделеев, А. А .Богданов, Н .Винер, Л. С. Выготский и др. Однако признанным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х — начале 50-х годов XX века. Его основателем считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем на философском семинаре в Чикагском университете.

Сущность данного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Под ней понимается единство отношений и связей отдельных частей, обусловливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна лишь благодаря структуре из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов.).

Воспитательная система — это упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка. Принципы системного подхода:

> Принцип целостности.

> Принцип коммуникативности (связи).

> Принцип структурности.

> Принцип управляемости и целенаправленности.

> Принцип развития.

Деятельностный подход в воспитании учащихся

Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается не робот, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации. Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л. С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А. Н. Леонтьев.

Сущность деятельностного подхода в воспитании.

В самой общей форме, данный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности—направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления, субъектности школьника. Суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития.

Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из, преимущественно, объекта учебно-воспитательного процесса, преимущественно, в его субъект. Воспитание при этом понимается как «восхождение к субъектности» (М.С. Каган).

Основные понятия деятельностного подхода такие: «духовная деятельность», «взаимодеятелъность», «общение», «целеполагание как деятельность», «смыслообразующая деятельность», «жизнетворчество как деятельность».

Принципы как составная часть деятельностного подхода.

Специфическими принципами деятельностного подхода являются следующие:

> принцип субъектности воспитания;

> принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;

> принцип учета сензитивных периодов развития;

> принцип сотрансформации;

> принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

> принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;

> принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

> принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

> принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

> принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;

> принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;

> принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности.

Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е .В .Бондаревская, О .С .Газман, Э .Н .Гусинский, В .В .Сериков, Ю .И. Турчанинова, И.С. Якиманская. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К .Д .Ушинский, Н .И .Пирогов, В .В .Зеньковский, Н .А .Бердяев, В .В .Розанов, В .П .Зинченко, О .Ф .Больнов, В .Дильтей, М .Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А .Маслоу, К .Роджерс, Р .Берне, Я .Корчак, С .Френче, В .А .Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили и др.), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов XX века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.

Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

В данном определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:

-во-первых, личностно-ориентированный подход является, прежде всего, ориентацией в педагогической деятельности;

-во-вторых, он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;

-в-третьих, данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно отнести следующие:

—индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в единичных, особенных и общих черт, отличающее от других индивидов и человеческих общностей;

—личность— постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

самоактуализированная личность—человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

—самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

—субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью, свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

—субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности; —Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

—выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

—педагогическая поддержка—деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением (О.С. Газман, Т.В. Фролова).

Принципы личностно-ориентированного подхода:

- Принцип самоакгуализации.

- Принцип индивидуальности.

- Принцип субъектности.

- Принцип выбора.

-Принцип творчества и успеха.

-Принцип доверия и поддержки.

Философско-антропологический подход к воспитанию.

Исходным положением в становлении философско-антропологического подхода в воспитании стали идеи К.Д. Ушинского о содержательном и познавательном наполнении педагогики и ее взаимоотношении с науками о человеке.

Философско-антропологический подход разрабатывает проблемы, связанные с созданием педагогической антропологии на основе использования всех достижений человекознания, предварительно осмысленных философской антропологией.

Принципы философско-антропологического подхода. Как и в других, гуманистически ориентированных концепциях и подходах, принципы воспитания и исследования педагогической действительности не предшествуют, а сопровождают указанные виды деятельности, служат связующим звеном между наиболее общими ценностными основаниями, выступают в качестве условий, предпосылок эффективности.

Здесь речь идет о выявлении специфических для данного подхода принципов, что не предполагает отрицания большинства принципов классической и советской педагогики таких, как единство образовательного и воспитательного процессов, культуросообразности, свободосообразности, природосообразности и др.

Предварительный перечень принципов представляется таким:

> антропологический принцип, который:

а) предписывает рассмотрение понятия «человек» в качестве исходной,
базовой категории, а всех других понятий и категорий — как производных от
исходной, описывающих и углубляющих понимание сущности человека и
специфики его бытия;

б) фиксирует выбор человека в качестве исходной, базовой ценности,
определяющей цели, методы, средства и формы воспитания;

в) акцентирует внимание, взаимные усилия субъектов воспитательного
процесса на актуализации, воспроизведении и самоосуществлении
«человеческого в человеке»;

> онтологический принцип, обусловливающий рассмотрение воспитания как модуса бытия человека; понятия «воспитание» — как онтологической категории; методов, средств, форм воспитания — как различных способов бытия субъектов воспитательного процесса (встреча, кризис, любовь, разочарование, пробуждение, благодарность и т.п.);

> принцип диалогизма, обеспечивающий субъект-субъектный характер взаимоотношений участников воспитательного процесса, их ценностно-смысловое равенство и паритетность в воспитании и самовоспитании (он создает возможность свободной диалогической самореализации субъектов воспитательного процесса в их общении с собой, с другими, с культурой);

> принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и адекватности любых методов, средств и форм воспитания;

> принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;

> принцип креативности, предписывающий использование только тех средств, методов и форм воспитания, которые создают условия для творческой самореализации воспитанника;

> принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.

Синергетический подход как современная методологическая ориентация Синергетика—достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельной областью знаний лишь в 70-е годы XX столетия. Название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество. Главным предметом изучения синергетики являются процессы самоорганизации и саморазвития, протекающие в природных и социальных системах.

Появление основных идей и самого термина «синергетика» связано с поиском ученых—представителей естественнонаучных дисциплин. Большой вклад в становление новой отрасли науки внесли такие ученые, как немецкий физик профессор Штутгартского университета Г. Хакен (он и ввел в научный обиход термин «синергетика»), бельгийский физик-химик русского происхождения профессор Брюссельского университета И. Пригожий, химик-экспериментатор Н.П. Белоусов (Институт биофизики Министерства здравоохранения СССР), биофизик A.M. Жаботинский (Институт биофизики АН СССР). В дальнейшем синергетические программы стали включать в качестве объектов изучения социальные явления, тем самым ученые стремились выявить общие принципы и закономерности процессов самоорганизации и саморазвития в системах самой разной природы. Постепенно идеи синергетики проникают в педагогическую науку и практику, формируя новые представления о механизмах функционирования и развития таких самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, как личность ребенка и учителя, ученический коллектив и сообщество педагогов, учреждение образования и его окружающая среда.

Большинство исследователей считает, что синергетика представляет собой особого рода «симбиоз» идей неклассической физики, кибернетики и системного подхода о происхождении, становлении и преобразовании нелинейных системных образований.

Основными понятиями синергетики являются «самоорганизация», «открытость», «нелинейность», «неравновесность», «бифуркация», «флуктуация», «диссипативные структуры», «аттрактор».

Так как они редко используются в педагогической литературе, то с помощью дефиниций постараемся раскрыть их содержание и составить небольшой словарик педагога-воспитателя по данной проблеме: —самоорганизация—это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, содействующих самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования;

—открытость—это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникационных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией;

—нелинейность — это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне;

—неравновесность — это качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия;

—бифуркация (в переводе с латинского языка означает «раздвоение») — это

ветвление путей эволюции (развития) открытой нелинейной системы;

—флуктуация (в переводе с латинского языка означает «колебание») — это

случайное отклонение (изменение) величин, характеризующих систему, от их средних значений, ведущее при определенных условиях к образованию новой структуры и системного качества, т.е. к возникновению новой системы;

—диссипативные структуры (понятие введено И. Пригожиным) — это новые структуры, возникающие в системе при удалении ее от состояния равновесия и рассеивании свободной энергии;

—аттрактор (близко к понятию «цель») — это относительно конечное, устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе все множество «траекторий» движения (развития) системного объекта.

Синергетический подход—это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.

4.2. Концепции воспитания Н.Е.Щурковой, В.А.Караковского, Е.В.Бондаревской, Г.К.Селевко

Под концепцией, если обратиться к философскому энциклопедическому словарю и толковому словарю русского языка, понимается система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея. Исходя из такого определения данного термина, можно дать трактовку концепции воспитания как системы взглядов отдельного ученого или группы исследователей на воспитательный процесс (его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели эффективности). Поэтому при представлении и разъяснении положений концепций воспитания используется следующая схема и изложения.

1.Название концепции, данные о ее авторе(ах), наименование публикации, в которой изложены основные ее положения.

2.Определение понятия «воспитание».

З.Цель и принципы воспитания.

4.Содержание воспитательного процесса. 5.Механизм воспитания.

6. Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

Такой порядок изложения позволяет более кратко и целостно представить концептуальные взгляды того или иного автора на процесс воспитания, а, следовательно, избавляет от необходимости концентрировать свое внимание на каких-то частных деталях, изобилие которых затрудняет целостное восприятие концепции ученого и не способствует формированию у него самого системного видения процесса воспитания.

Системное построение процесса воспитания.

Проект этой концепции был разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР совместно с научными и практическими работниками из различных регионов Советского Союза. Ее авторами являются известные ученые Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова. В этой концепции воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем — это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Цель - всестороннее гармоничное развитие личности. В настоящее время, по мнению авторов концепции, усилия педагогов целесообразно сосредоточить на решении пяти воспитательных задач: ■S это формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

- формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

- развитие у подрастающего человека креативности, творчества как черты личности;

- формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребёнку в самореализации.

Принципы воспитательного процесса:

> личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития;

> гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

> средовой подход в воспитательной деятельности, т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;

> дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы;

> природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию следующих положений:

а) определение возможного для данного пола и возраста учащихся, уровня
развития личностных свойств, на формирование которых следует
ориентироваться;

б) опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного
пола и возраста;

в) преодоление противоречий, характерных для данного возраста и
проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде
деятельности школьника",

г) изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в
общей структуре возрастно-половых проявлений;

д) построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения
с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

е) обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики,
консультации и коррекции;

> кулътуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

> эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

> Содержание воспитательного процесса. Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности, такие как: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.

Формирование образа жизни, достойной Человека

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книге «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника». Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек как существо разумное, моральное, обладающее способностью быть нравственным, созидательным (может творить нечто, чего не создала природа). В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого.

Основополагающие педагогические принципы воспитания, которые, по мнению автора концепции, выводятся из анализа цели воспитания:

> принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

> принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведении и деятельности;

> принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

> Содержание воспитательного процесса.

> Его основу составляют такие направления, как философическое, диалогическое и этическое воспитание. Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни». Диалогическое воспитание - это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д.

Воспитание ребенка как человека культуры

Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. Ее основные положения изложены в учебном пособии «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания», изданном в Москве и Ростове-на-Дону в 1999 году, а также в статье «Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания», опубликованной в 2001 году в первом номере журнала «Педагогика».

Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализащи, жизненном самоопределении.

Цель воспитания, как утверждает Е.В. Бондаревская, — это целостный человек культуры, свободная, гуманная, духовная, творческая и адаптивная личность.

В рассматриваемой концепции статус принципа как методологического и методического компонента теории и практики кардинально изменен: это уже не основоположение, не руководящая идея, не основное правило исследования и практического действия, а условие, обеспечивающее движение воспитательного процесса по пути осуществления цели — становление личностного образа человека культуры. Е.В. Бондаревская справедливо считает, что принципы воспитания человека культуры могут быть распространены на всю систему культурологического личностно-ориентированного образования, и называет следующие принципы:

> природосообразности, означающий отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков (принцип сосредоточивает внимание воспитателей на экологической проблематике, включающей как экологически чистую окружающую природную среду, так и бережное отношение к природе ребенка, его индивидуальности);

> культуросообразности, ориентирующий воспитателей и всю систему образования на отношение к детству как культурному феномену; к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению: к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры; к образованию как к культурному процессу; к школе как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляются творение культуры и воспитание человека культуры;

> индивидуально-личностного подхода, предполагающий отношение к ребенку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке (принцип ориентирует на учет незавершенности, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости ее сущностных характеристик; он означает непременную направленность воспитания на выявление, сохранение и развитие индивидуальности, самобытности ребенка, на поддержку процессов саморазвития, самовоспитания);

> ценностно-смыслового подхода, направленный на создание условий для обретения ребенком смысла своего учения, жизни, на воспитание личностных смыслов всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой;

> сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремленность в будущее. Содержание воспитательного процесса. Основу содержания процесса воспитания ребенка, по мнению Е.В. Бондаревской, составляет субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

Самовоспитание школьников

Эту концепцию разработал ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Ее основные положения представлены в книге «Руководство по организации самовоспитания школьников».

Понятие «воспитание». Главную роль в становлении личности человека, по мнению ученого, играют процессы саморазвития. Не случайно в своей концепции профессор дает определение не воспитания, а самовоспитания.

Под самовоспитанием понимается «процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности».

Исходя из своих воззрений на процесс развития современного школьника, профессор Г. К. Селевко считает, что цель воспитания следует

сформулировать таким образом: воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Главным целевым ориентиром в воспитательной деятельности является формирование человека самосовершенствующегося, обладающего следующими характеристиками:

—одухотворенность, идейная направленность, связь мотивов (целей) работы над собой с духовным ядром личности;

—устойчивость целей и задач самосовершенствования, превращение их в доминанту жизнедеятельности;

—владение, оснащенность совокупностью умений самосовершенствования;

—высокий уровень самостоятельности личности, готовность к включению в

любую деятельность;

—творческий подход к деятельности;

—осознанное поведение, направленное на улучшение себя, своей личности; —действенная способность к самоформированию.

В качестве принципов воспитания выступают следующие концептуальные положения:

> все высшие духовные потребности человека в познании, самоутверждении, самовыражении, самоопределении, самоактуализации обусловливают стремление ребенка к осуществлению деятельности по самовоспитанию, самосовершенствованию, саморазвитию;

> доминанта на самовоспитание и самосовершенствование как установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя может быть сформирована на основе потребностей саморазвития;

> на внутренние мотивы и процессы самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства;

> важнейшей предпосылкой реализации технологии самовоспитания личности в практике воспитательной деятельности является гуманизация образования, ведь только на ее основе и возможно воспитать личность, стремящуюся к самовоспитанию, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности;

> демократизация учебно-воспитательного процесса выступает необходимым условием саморазвития личности учащихся (она воплощается в свободе выбора, самостоятельности, удовлетворении интересов и потребностей учащихся; для этого во внутришкольном образовательном пространстве организуется широкая дифференциация обучения и воспитания школьников, обеспечивается развитие ученического самоуправления, поддержка детских инициатив и других условий для самоутверждения и самореализации личности ребенка);

> необходимо двуединство, синтез процессов воспитания и самовоспитания,

равноценность воспитательной и образовательной сфер в развитии личности при ведущей роли воспитания;

> личностный подход в воспитании является решающим условием саморазвития учащегося и формирования его положительной Я-концепции;

> внеурочная сфера жизнедеятельности школьника должна рассматриваться как пространство деятельностного формирования у ребенка умений и навыков самосовершенствования;

> ведущий вектор развития личности учащегося при использовании технологии самовоспитания направлен на подготовку выпускников школы к жизни, на обеспечение их всем необходимым для последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде.

> Содержание воспитательного процесса.

> лавной составляющей содержания воспитания являются знания, умения и навыки, позволяющие ребенку целенаправленно и результативно вести работу по самопознанию, самостроительству, самоутверждению и самореализации своей личности. Они приобретаются школьниками в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации-пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выберу адекватных способов поведения. Благодаря этому у ребенка формируются потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию, развиваются творческие начала, обогащается интеллектуальный, нравственный, эстетический и физический потенциал его личности.

Наши рекомендации