Скоролупова о.а

С44Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в до-

школьных образовательных учреждениях. Часть 2. - М.: ООО Издательство «Скрип-торий 2003», 2006. - 112 с.

13ВЫ 5-98527-045-9

В сборник вошли рекомендации по тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей стар­шего дошкольного возраста (5-7 лет). Темы, выбранные для тематического планирования, ориентированы на показатели развития детей старшей и подготовительной групп, сформу­лированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василье­вой (2005).

Материалы, предлагаемые в книге, составлены с учетом тех изменений, которые проис­ходят в дошкольном образовании сегодня. Они с успехом могут применяться как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Даны также примеры инфор­мационных листков-рекомендаций для родителей, дети которых посещают дошкольные об­разовательные учреждения.

Материалы книги особенно актуальны в связи с развитием различных форм дошкольно­го образования: на базе традиционных детских садов; на базе учреждений и организаций различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (общеобра­зовательные школы, учреждения дополнительного образования, культуры и здравоохране­ния); в условиях семейного воспитания. Таким образом, предлагаемое тематическое пла­нирование и материалы к занятиям могут быть использованы как педагогами, так и родите­лями, осуществляющими дошкольное образование детей в семье.

13ВМ 5-98527-045-9

© Скоролупова О.А., 2006

©ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006

Введение Уважаемые коллеги!

Во второй брошюре «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях» мы продолжаем перечень тем для тематических недель второй половины учебного года. При выборе тем для каждой учебной недели (всего 33 темы) мы руководствовались показателями развития детей старшей и подготовительной групп, сформулированных в «Программе воспитания и обучения в дет­ском саду»1. Напомним, что 16 тем для начала учебного года опубликованы в первой книге. Здесь мы предлагаем оставшиеся 17 тем. Кроме того, отдельную часть составляют тема­тические недели (5), посвященные изучению детьми русского декоративно-прикладного ис­кусства, истории популярных народных промыслов.

Обращаем внимание на то, что материалы этой книги становятся особенно актуальны­ми в связи с развитием различных вариативных форм дошкольного образования, в частно­сти, групп кратковременного пребывания.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос об обеспечении детям старшего дошкольного возраста равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Мощностей детских садов для этого не хватает. Следовательно, для достижения детьми старшего дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного обучения на этапе начального общего образования, необходимо обеспечить развитие сети групп для детей дошкольного возраста не только на базе дошкольных образовательных учреждений, но и на базе учреждений и организаций различной организационно-правовой формы и ве­домственной принадлежности (общеобразовательные школы, учреждения дополнительно­го образования, культуры и здравоохранения), реализующих программы дошкольного об­разования. Также необходимо предусмотреть возможности осуществления дошкольного образования в условиях семейного воспитания.

Материалы книги помогут педагогам, занимающимся с детьми старшего дошкольного возраста, гармонично построить воспитательно-образовательный процесс вне зависимости от того, в какой форме и на базе какого учреждения реализуется программа дошкольного образования.

Неоспоримое преимущество тематического подхода к планированию и организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста заключается в том, что он позволяет обеспечить: взаимосвязь всех направлений работы с детьми дошко­льного возраста, последовательность и систематичность в изложении учебного материала, а также соблюдение принципа повторности при построении занятий. Немаловажно и то, что при тематическом планировании процесс усвоения детьми знаний осуществляется в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

Предлагаемые вашему вниманию планы воспитательно-образовательной работы на неделю могут претерпеть вполне логичные изменения, связанные с изменением состава детей и родителей, а также с учетом использования различных программ и технологий.

В книгу входят:

• планирование занятий на неделю для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет);

• рекомендации для родителей по организации домашних^занятий с детьми;

• примеры планирования тематических недель по ознакомлению детей с русским
народным декоративно-прикладным искусством.

скоролупова о.а - student2.ru Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаро­вой. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

В планировании на каждую неделю предлагаются: цели и программное содержание за­нятий, вопросы к утренним беседам с детьми, рекомендации к планированию сюжетных и дидактических игр. Описание дидактических игр можно найти в следующих книгах:

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

2. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей.-Ярославль, 1996.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991.

4. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! - М., 1995.

5. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании. - М., 1992.

Первая тема книги посвящена Москве: дети узнают о достопримечательностях города, истории московского Кремля; совершают заочные экскурсии по музеям Москвы. Не нужно думать, уважаемые коллеги, что эти материалы будут полезны только педагогам-москвичам. Москва - столица России, и будет просто замечательно, если о ее истории и настоящем дне будут знать дети любого города и каждого села нашей страны. Кроме то­го, взяв за образец предлагаемые материалы, вы можете спланировать и организовать занятия краеведческого характера, посвященные вашему родному городу, поселку, де­ревне.

Искренне надеюсь, что предлагаемые материалы окажутся полезны педагогам до­школьных образовательных учреждений и помогут им в нелегком труде.


Примерное тематическое планирование в группах детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Как уже говорилось, в этой части книги мы приводим примерное планирование занятий на неделю по 17 темам (с учетом зимней и весенней «Недели игры»). Ориентировочное на­звание тем мы взяли из «Программы воспитания и обучения в детском саду»2. В планиро­вании на каждую неделю предусмотрены: • утренние беседы с детьми; • планирование занятий; • произведения художественной литературы, которые можно прочитать детям по дан­ ной теме; • описание различных игр; • рекомендации для родителей. Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, что по многим из предла­гаемых тем нами уже разработаны и апробированы в работе с детьми подробные конспек­ты занятий. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: 1. «Правила и безопасность дорожного движения». 2. «Осень. Часть 1». (Темы: «Золотая осень», «Деревья», «Овощи и фрукты».) 3. «Осень. Часть 2». (Темы: «Грибы», «Хлеб».) 4. «Транспорт: наземный, водный, воздушный». 5. «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». 6. «Животный мир жарких стран». 7. «Зима». 8. «Ранняя весна». 9. «Вода». 10. «Покорение космоса». 11. «Цветущая весна. Травы». 12. «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». 13. «Лето». 14. «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоратив­ но-прикладным искусством». скоролупова о.а - student2.ru Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаро­вой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.


скоролупова о.а - student2.ru

скоролупова о.а - student2.ru

Наши рекомендации