Педагогика в ряду других наук

Педагогика

1. Объект, предмет и задачи педагогической науки. Основные категории общей и профессиональной педагогики. Место профессиональной педагогики в системе наук о человеке.

Педагогика ­­­– это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В.А.Сластёнина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика».

Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.

Понятие образование рассматривают и другие науки: философия, социо­логия, психология, экономика и т.д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический про­цесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах и семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях.

Предмет профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер — «педагогический процесс формирования требуемых профессиональ­ных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержа­тельные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования».

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека а протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. По краткой формулировке известного публициста и педагога С.И. Гессена, «педагогика — наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом».

основными задачами педагогики являются:

• анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

• разработка теоретико-методологических основ образования:

• выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами:

• определение содержания образования в конкретных условиях;

• разработка образовательных стандартов;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;

• внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

• изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики решает следующие задачи.

· Разработка теоретико-методологических основ профессионального образо­вания и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.

· Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образо­вания.

· Изучение истории развития профессионального образования и педагогиче­ской мысли.

· Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессио­нального образования в нашей стране и за рубежом.

· Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и раз­вития личности.

· Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионально­го образования.

· Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессио­нального образования.

· Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

Основные категории педагогики:

· Педагогическая система;

· Педагогический процесс;

· Педагогическое взаимодействие;

· Образование;

· Воспитание;

· Самовоспитание;

· Обучение;

· Педагогическая технология;

· Педагогическая задача;

· Педагогическая ситуация;

· Развитие;

· Формирование;

· Становление личности;

· Педагогические законы;

· Закономерности;

· Принципы;

· Правила;

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой — определяют предмет педагогики.

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система. Исследователи отмечают, что «под педагогической сис­темой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функциони­рующих в целостном педагогическом процессе».

Категория(греч. — «суждение») — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходи­мые для создания организованного и целенаправленного педагогического влия­ния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогичес­кая система.

Педагогический процесс рассматривают как систему, которая «представляет собой специ­ально организованное взаимодействие педаго­гов и воспитанников (педагогическое взаимо­действие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с це­лью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии»1. Педагоги­ческий процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он являет­ся главной структурной единицей образования и контролирует систему педаго­гического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогиче­ское взаимодействие. Оно представляет собой преднамеренный контакт (длитель­ный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древ­ности это слово относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т. д.). Потом термин «образование» стал обо­значать преимущественно процесс и результат педагогической деятельности, заключающийся в формировании образа человека.

В настоящее время образование трактуется как «единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориен­тированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны». В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и раз­вития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Воспитание — одна из фундаментальных категорий педагогики. Соотноше­ние понятий «образование» и «воспитание» пока остается предметом дискус­сий. Одни авторы термин «воспитание» трактуют шире понятия «образование», другие — определяют их как противоположные стороны педагогического про­цесса. Мы придерживаемся той точки зрения, что образование как целенаправ­ленный процесс социализации является более широким понятием и включает в себя воспитание.

Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально зна­чимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с со­циализацией. В узком смысле «воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса». Деятельность педагогов при этом назы­вается воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Возникло воспитание из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основ­ные виды воспитания — умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое.

Понятие «воспитание» тесно связано с самовоспитанием, под которым пони­мается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обя­зательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, само­внушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение — это «специфический способ образования, направленный на разви­тие личности посредством организации усвоения обучающимися научных зна­ний и способов деятельности».

Обучение отличается от воспитания более высокой степенью регламенти­рованности педагогического процесса нормативными предписаниями как содер­жательного, так и организационно-технического плана (государственный стан­дарт, программы, учебный год, урок и т. п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способ­ностей.

Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспиты­вающим, а воспитание — обучающим.

Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, выполняющего три основные функции: образовательную (формирова­ние мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определен­ных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психиче­ских процессов, свойств и качеств личности).

Одна из педагогических категорий — педагогическая технология — фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования.

Педагогическая технология — это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процес­се с целью решения педагогических задач.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

1) целевой (стратегические и тактические цели и задачи);

2) содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентации, опыта творческой деятельности);

3) деятельностный (способы и приемы освоения содержания);

4) результативный (достигнутые результаты);

5) ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогиче­ского процесса).

Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обу­чения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педаго­гов и воспитанников с определенной целью».

Целостный педагогический процесс решает задачи следующего порядка:

• структурирование, конкретизация целей обучения и воспитания;

• преобразование содержания образования в учебный материал;

• анализ межпредметных и внутрипредметных связей;

• выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;

• анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.

В педагогическом процессе могут возникать и искусственно создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация — это: 1) совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или спе­циально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;

2) кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопро­вождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие личности происходит под воздействием целого ряда факторов. При этом реша­ющую роль в нем играет собственная активность человека.

Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования лично­сти и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возраст­ных периодов). Созревание — это естественный процесс преобразования анатоми­ческих структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созре­вание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д.

Под формированием личности понимается: процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организо­ванного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, форми­руясь, и формируется, развиваясь.

Становление личности — это приобретение человеком в процессе развития но­вых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о ста­новлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессио­нализма, мастерства и т. д.

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность. Благодаря познанию закона вскрываются не любые связи и отношения, а те, которые отражают явление в его целостности. Законы существуют объективно, так как они отражают объективную действительность.

Педагогическая система является одной из подсистем общества, ее компонен­там также присущи связи и отношения. Поэтому есть основания говорить о такой категории, как педагогический закон.

В.И. Андреев считает, что педагогический закон — это «педагогическая катего­рия для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устой­чиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая меха­низмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педаго­гической системы».

Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

Если педагогические законы, как правило, раскрывают существенные связи в педагогических системах в целом, то понятие «закономерность» используется применительно к отдельным элементам педагогической системы и сторонам педагогического процесса (закономерности педагогического процесса, закономер­ности обучения, закономерности процесса воспитания и т. д.).

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность — на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач.

Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и системообразующего фактора для развития педагогической теории.

В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического прин­ципа: «Педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), слу­жит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности»*.

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Правила педагогики — это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стра­тегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное, практическое значение и направлены на решение частных педагогических задач; правила от­ражают не общую, а частную педагогическую закономерность или отдельную причинно-следственную связь. На практике необходимо опираться на систему педагогических принципов и правил.

Основные категории профессиональной педагогики

Профессиональная ориентация- Система социально-экономических, психолого-педагоги­ческих, медико-валеологических, правовых мероприятий, направленных на оказание человеку помощи в осознан­ном и самостоятельном выборе профессии. Компонентами профориентации являются: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация, профотбор (подбор), профадаптация, профвоспитание.

Профессиональное самоопределение- Процесс и результат выбора профессии и развития чело­века как субъекта будущей профессиональной деятельно­сти. Включает в себя следующие этапы: интерес к пробле­ме выбора профессии (мечта о той или иной профессии); профессиональную направленность (предварительный выбор профессии); профессиональное самосознание (осознанное профнамерение); профессиональное призва­ние (осознанное профстремление).

Профессиональное образование- Процесс и результат профессионального развития лично­сти посредством научно организованного профессиональ­ного обучения и воспитания.

Уровни: начальное, среднее, высшее, послевузовское про­фессиональное образование.

Профессиональное обучение- Процесс и результат овладения обучающимися професси­ональными знаниями, умениями и навыками. Осуществляется в начальных, средних, высших профессио­нальных учебных заведениях и учреждениях дополнитель­ного профессионального образования.

Профессиональное воспитание - Процесс и результат формирования профессионально важных качеств личности.

Различают общие и специальные профессиональные ка­чества.

Профессиональное развитие - Развитие личности как субъекта профессиональной дея­тельности.

Этапы: профессиональное самоопределение, профессио­нальная обученность и умелость, профессиональная ком­петентность, профессиональное мастерство, профессио­нальное творчество.

Профессиональное становление - Результат профессионального развития: разряд, катего­рия, класс, должность, степень, звание и др.

Профессиональная культура - Достигнутый уровень осуществления профессиональной деятельности, включающий в себя профессиональные зна­ния, умения, навыки, личные качества, профессиональную этику и эстетику.

Учреждения профессионального образования - Государственное, муниципальное или частное учебное заведение, реализующее образовательную программу образования определенного уровня (начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования).

Различают типы и виды учреждений профессионального образования. Например, вузы бывают следующих видов: институты, академии, университеты.

Педагогика в ряду других наук

Наиболее длительной и продуктивной являет­ся связь педагогики с философией. От системы философских взглядов исследователей (материалистических, идеалистических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического поиска и его результаты. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания, являет­ся теоретической основой для осмысления педагогического опыта и создания педагогических концепций.

Традиционна связь педагогики с психологией. Чтобы правильно обучать, воспи­тывать и развивать человека, как считал К.Д. Ушинский, его нужно, прежде всего, изучать «во всех отношениях». В педагогической деятельности необходимо учи­тывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. Психодиагностика служит важнейшими источниками научного обоснования обра­зовательного процесса. Со своей стороны, педагогика обосновывает и разрабаты­вает методику психического развития человека педагогическими средствами.

Биология и педагогика пересекаются в изучении природных особенностей человека, которые играют большую роль в образовании (принцип «природосообразности» обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и соци­альных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса — одна из центральных для педагогики. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропология. Пользуясь им, педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении.

Связь педагогики с медициной сделала возможным появление коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания.

Взаимодействие экономики и педагогики послужило основой для появления такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических факторов в сфере образования.

Педагогика во взаимодействии с социологией, выявляющей основные тенден­ции развития тех или иных групп и слоев населения, изучает закономерности со­циализации и воспитания личности в разных социальных институтах.

Педагогика и политология с разных сторон касаются механизмов формирова­ния политики и политической культуры личности.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными гумани­тарными и естественно научными дисциплинами. Однако влияние философии, психологии и антропологии остается доминирующим. В связи с повышением ро­ли информационных технологии в образовании актуальной задачей становится укрепление связей педагогики с информатикой.

Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассмат­риваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества является составляющей единой мировой культуры, и педагогические проблемы приобретают общекультурную значимость. В этом проявляется органичность связи педагогики с культурологией.

2. Методологические основы профессиональной педагогики (системный, личностно-ориентированный, компетентностный и другие подходы). Методология и методы профессионально-педагогического исследования.

Любая наука может успешно развиваться, если она будет опираться на научно обоснованные методы исследования, которые обусловлены совокуп­ностью теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических. С.Л. Рубинштейн писал, что «вопросы большой теории, правильно поставленные и верно понятые, это вместе с тем и практические вопросы большой значимости. По-настоящему видеть крупные теоретические проблемы — это значит видеть их в соотношении с конкретными вопросами жизни»

Методология—система принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности

Методологией педагогики является совокуп­ность теоретических положений о педагоги­ческом познании и преобразовании действи­тельности.

Методологическое зна­ние может выступать в описательной (принципы, подходы и т. д.) или нормативной (указания, предписания) формах. Исходя из этого выделяют две формы методологии: дескриптивную (ретроспективное описание уже осуществленных процессов научного познания) и прескриптивную (разработка рекомендаций и правил осуществления научной деятельности).

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня :

· Философский

· Общенаучный

· Конкретно-научный

· Технологический

Содержание высшего — философского — уровня методологии составляют об­щие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Методологи­ческие функции на этом уровне выполняет вся система философского знания: философские категории, законы, закономерности, подходы.

Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретиче­ские положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методология — это совокупность мето­дов и принципов, применяемых в той или иной науке.

Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение досто­верного эмпирического материала и его первичную обработку. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии взаимосвязаны и имеют определенное самодвиже­ние. При этом философский уровень выступает в качестве всеобщей методоло­гии и содержательного основания всякого методологического знания.

Ученые считают, что «общенаучная методология педагогики может быть пред­ставлена системным подходом, который отражает всеобщую связь, взаимообу­словленность явлений и процессов окружающей действительности». Этот подход предусматривает необходимость рассмотрения объектов и явлений педа­гогической действительности как целостных систем, имеющих определенную структуру и свои законы функционирования.

Образование является социальной системой, представляющей собой совокуп­ность образовательных программ, стандартов, сети образовательных учрежде­ний и органов управления. Системность образованию придают такие качества, как гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, прогнозтичность, преемственность, целостность. Система образования в определенной мере явля­ется самоорганизующейся (синергетической) и способной к перманентному пре­образованию и развитию. Поэтому педагогика как наука об образовании должна основываться на методологическом принципе системности.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоя­тельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, раз­витии и движении.

Системный подход пришел на смену функциональным, аналитическим подходам, согласно которым части целого рассматривались как самостоятельные, изолированные компоненты. При этом считалось, что свойства целого объекта порождаются суммой свойств отдельных составляющих его элементов. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства объектов и про­цессов, которые не сводятся к механической сумме их составляющих. Основ­ными признаками системных объектов являются структурность, целостность, интегративность и синергетизм. Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые объекты и процессы как целостные системы, что позволяет получить знание о закономер­ностях их организации и функционирования.

Конкретное выражение системный подход в педагогике находит в таких кате­гориях, как «педагогическая система», «педагогический процесс как целостная система», «система средств, форм и методов», «модель педагогической системы», «дидактическая система», «система воспитания», «система управления образо­ванием» и др.

К общенаучной методологии педагогики следует отнести и принцип гуманиз­ма. Гуманистический идеал человека возник в античной Греции, а затем неодно­кратно возрождался на протяжении человеческой истории.

Ведущей тенденцией современной педагогической науки является ее обращение к личности как цели обучения и воспитания. Знания, умения и навыки рас­сматриваются в качестве средств разносто­роннего развития личности.

Гуманизация воспитания и обучения пре­дусматривает уважительное отношение к ли­чности воспитанника, постановку в центр ее интересов и проблем, формирование у обуча­ющихся отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Гуманизация образования — это распространение идей гу­манизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания, обеспечение образо­вательным процессом разностороннего и гар­моничного развития личности.

Гуманизм— принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики

Конкретно-научная методология каждой науки рассматривается через специ­фические принципы (подходы): целостный, личностно-деятельностный, поли­субъектный (диалоговый), культурологический, антропологический, акмеологический и др.

Указанные методологические подходы (принципы) позволяют научно опреде­лить стратегию и способы конкретного педагогического исследования и полу­чить достоверные знания об объективной педагогической действительности с це­лью ее совершенствования.

Целостный – Понимание личности как целостности, как сложной психической системы, имеющей свою структуру, функции и внутреннее строение. Обеспечение единства развития, обучения и воспи­тания личности.

Изучение педагогического процесса как целостной системы, ориентация на интегративные (целост­ные) характеристики личности. Выделение и изучение, как в педагогической систе­ме, так и в развивающейся личности, прежде всего, интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; выявление вклада отдельных компонентов в развитие личности как системного целого.

Личностно-деятельностный – Утверждение представления о социальной, деятельностной и творческой сущности личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя определенной культуры. Ориентация на формирование индиви­дуально осознанного личного смысла жизни и дея­тельности человека. Признание уникальности лич­ности, ее интеллектуальной и нравственной свобо­ды, права на уважение. Ориентация в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности. Взгляд на дея­тельность как основное средство и решающее усло­вие развития личности; учет того, что именно в деятельности человек проявляется как субъект своего развития; организация полноценной в соци­ально-нравственном отношении жизнедеятельно­сти личности. Формирование деятельности лично­сти как целостного психологического процесса, включающего потребность, мотив, цель, действия и операции, условия, средства и результат. Обуче­ние человека организации, регулированию, контро­лю, самоанализу и оценке результатов своей дея­тельности.

Полисубъектный (диалоговый) – Принятие того, что сущность человека значительно разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Признание необходимости акцентировать внима­ние на отношениях субъектов образовательного процесса как важнейших источниках духовного развития этих субъектов.

Межсубъектное понимание детерминации психи­ческого в человеке.

Рассмотрение личности как системы характерных для нее отношений, которые формируются в диа­логическом общении. При этом диалог признается не только средством формирования личности, но и формой ее бытия.

Обеспечение единства саморазвития и взаимовоз­действия в педагогическом процессе, построенном по принципу диалога.

Понимание единства диалогового и личностно-деятельностного подходов как сущности методоло­гии гуманистической педагогики.

Культурологический – Аксиологический аспект: направленность педаго­гического процесса на изучение и формирование ценностных ориентации личности как устойчи­вых норм морального сознания и поведения чело­века.

Технологический аспект: понимание культуры как специфического способа человеческой деятельно­сти, формирование в процессе освоения личностью культуры способов практической деятельности и наоборот.

Личностно-творческий аспект: понимание пробле­мы освоения культуры как изменение самого чело­века, его становление как творческой личности; учет связей культуры с творческой деятельностью личности (человек является не только объектом, но и субъектом культуры).

Этнопедагогический аспект: обеспечение единства интернационального (общечеловеческого), нацио­нального и индивидуального в культуре и образо­вании, изучение и использование больших воспи­тательных возможностей национальных культур, в частности народной педагогики.

Антропологический – Системное привлечение научных дисциплин о чело­веке при построении и осуществлении педагоги­ческого процесса: интеграция педагогики с психо­логией, социологией, культурой, философской антропологией, биологией и др.

Акмеологический – Создание условий для максимального развития творческих способностей каждой личности, оказа­ние помощи для достижения вершин в жизнедея­тельности, максимально возможная индивидуа­лизация процесса обучения и воспитания, его выраженная творческая направленность.

Наши рекомендации