Дидактические игры по словообразованию
«Чей голос».
Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.
Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок,
корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.
Ход игры:
В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.
«Большое и маленькое».
Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.
Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов
(стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).
Ход игры:
Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких
предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать
суффиксы в названии маленьких предметов.
«Назови меня ласково».
Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных, называть предметы, животных ласково.
Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.
Ход игры:
Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
«Магазин одежды».
Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от
существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.
Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.
Ход игры:
Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
«Что из чего, какое?».
Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны,
образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.
Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол,
кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)
Ход игры:
Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
«Угадай-ка».
Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в
единственном и множественном числе.
Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр –
тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).
Ход игры:
Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается
картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а
кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один
тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).
«День рожденья Пуха».
Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их
детенышей, использовать эти слова в речи.
Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со
слонятами, лиса с лисятами и т. д.
Ход игры:
Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами, (детям предлагается назвать детенышей свиньи, поросятами)». Мамы сели за стол пить
чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок
Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.