Продуктивное использование новых образовательных технологий

Наименование технологии, электронных образовательных ресурсов в т.ч. интернет-ресурсов Обоснование выбора Системность использования (периодичность, тип урока, этап изучения темы, этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)
Здоровьесберегающие технологии Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. 1.Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда Важно соблюдение температурного режима, к приходу учащихся кабинет должен быть проветрен.т Когда в помещении работают одновременно несколько компьютеров, температура всегда немного повышается, вследствии чего возникает духота, у детей начинается головная боль, сонливость, чего допускать нельзя. Компьютеры установлены в соответствии с нормами, т.о. вредное электромагнитное излучение исключено полностью. В начале каждого полугодия я провожу с учащимися информационную беседу по правилам безопасности, на которой также рассказываю об отрицательном влиянии компьютера на организм и здоровье человека. 2.Предупреждение физической усталости Одним из важных условий успешного обучения является физический комфорт учащегося на уроке, т.к. в этом случае повышается эмоциональный настрой на работу, ребенка ничего не отвлекает, не вызывает раздражения. Физкультминутки - это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Я стараюсь как можно больше рассказывать о правилах работы за компьютером, причем не только на уроке, но и в повседневной жизни. На компьютерном столе каждого учащегося помещена памятка с простейшими упражнениями для глаз, которые я рекомендую выполнять в начале работы за компьютером, в конце, а также при малейшей усталости глаз. Своей задачей как педагога и воспитателя я считаю не только объяснить ребенку, как уберечь себя от отрицательного воздействия компьютера, но и научить применять эти знания в повседневной жизни. Обязательно провожу зарядки для глаз, причем наряду с инструкцией по снятию утомления с глаз помещаю на рабочий стол компьютера стереограммы или стереокартинки, которые рекомендованы людям, которые долго работают за компьютером. Разглядывание таких картинок снимает усталость с глаз, укрепляет глазную мышцу. Дети очень любят этим заниматься, главное, чтобы количество доступных стереограмм было не большим, 3-4 шт., и постоянно обновлялось. 3.Предупреждение интеллектуальной усталости После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь создать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, у детей очень развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Я стараюсь приучить каждого ученика до начала работы приводить свое рабочее место в порядок, убирать со стола все лишнее, если оно есть. Моя задача создать для ребенка условия, благоприятные для включения в творческий процесс урока, найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности. Ученик способен сосредотачиваться только на том, что ему интересно, моя задача – помочь ему преодолеть усталость, неудовлетворенность. 4.Приемы и методы преподавания С целью реализации здоровьесберегающих технологий я сочетаю фронтальные, индивидуальные и групповые формы работы с ученическим коллективом, что помогает разнообразить ход урока, позволяет дифференцировать и индивидуализировать нагрузку на ученика, полнее и посильно использовать урочное время. Предмет информатика имеет одну интересную особенность, зачастую учащиеся приходят к нам на урок, имея какие - то сведения по той или иной теме. Не секрет, что школьники гораздо более мобильны, чем взрослые, им не присущи страхи «что – то сломать, испортить, нажать не на ту кнопку», и очень часто бывает, что учащийся, неуспевающий по другим предметам, на информатике раскрывается совсем с другой стороны. В этом случае необходим тщательный выбор заданий для работы на уроке, я использую в своей работе разноуровневый дидактический материал при изучении некоторых тем, дополнительные задания. Часто применяю работу мини – групп, когда учащийся, выполнивший свою работу, помогает другим. В этом случае важно добиться, чтобы ребенок не просто сделал чужое задание, а попытался объяснить, как его сделать. Естественно, такая помощь должна положительно влиять на итоговую оценку урока. 5.Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни. Например: Составление и редактирование текстов, посвященных здоровому образу жизни. Составление графиков и диаграмм Разработка презентаций, плакатов, эмблем Поиск информации в интернете и разработка Web – страниц Разработка презентаций для других уроков (физика, химия, биология и т. д.), где можно широко освещать вопросы здоровья. При этом происходит осуществление межпредметных связей и интегрированного обучения. Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам. Систематическое применение здоровьесберегающих технологий на уроках позволяет учащимся снимать физическую напряжённость и усталость, стимулировать умственную работоспособность школьников с особыми образовательными потребностями. Основным результатом применения здоровьесберегающих технологий является создание и развитие здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в классе.  
Информационно-коммуникационные технологий Информационные технологии на уроках информатики, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео: 1. при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы, электронные учебники, презентации); 2. закрепление материала (тренинг- разнообразные обучающие программы, практические работы); 3. система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 4. самостоятельная работа учащихся (обучающие программы, электронные учебники, энциклопедии, поиск информации в Internet); 5. проведение интегрированных уроков по методу проектов; (создание Web-страниц, использование современных Интернет-технологий); 6. тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.); 7.участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах. На уроках информатики невозможно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы. Хотелось бы более конкретно остановиться на применении информационных компьютерных технологий в практике преподавания информатики. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Это позволяет мне усилить мотивацию обучающихся к учебе. Кроме того, применение компьютера на уроках позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех. Применение компьютерных технологий позволяет сделать урок по настоящему продуктивным, процесс учебы интересным, осуществляет дифференцированный подход к обучению, позволяет объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. На первых этапах работы информационные технологии применялись мной для создания дидактического материала. Для этой цели использую пакет программ MS Office (текстовый редактор Word, электронные таблицы Microsoft Excel), технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации, технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программ PowerPoint. Считаю что создание презентаций это наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий. Мною используются презентации на уроках информатики для того чтобы: - объяснить новые темы, сопровождаемые презентациями - использовать презентации при повторении пройденного материала; - демонстрировать условия и решения задачи (например, при изучении языков программирования или составления алгоритмов); - проводить тесты; - проводить взаимопроверку самостоятельных работ и тестов с помощью ответов на слайде; - проводить физкультминутки; - проводить внеклассную работа: часы общения, интеллектуальные игры, турниры и пр. Использование обучающих программ на CD один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На своих уроках я широко использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели. Они являются важнейшие средствами иллюстрации объяснения преподавателя. Электронные учебники следует рассматривать не только как очередное техническое средство обучения, как дополнительный дидактический материал, но и как информационно-образовательную среду для преподавателей, студентов и родителей. Использование электронных учебников и электронных образовательных ресурсов сетей помогает мне решать проблему индивидуализации обучения. Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Увеличение скорости и объема подачи материала в рамках одного урока; расширение возможностей в выборе материалов и форм учебной деятельности; урок становится ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
Личностно-ориентированные технологии Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему: -обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой. - стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;. - слушаю детей внимательно и уважением; - вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы; - успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта; Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками: Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
Игровая технология Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому игра имеет еще и огромную воспитательную ценность. Как один из видов игровой деятельности на уроках информатики я использую кроссворды. Кроссворд обладает важным свойством - дает возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы. Дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе. Составление кроссвордов по изученной теме может быть и творческим домашним заданием, и темой небольшого проекта. Разгадывание кроссворда может служить формой контроля знаний учащихся. Использование кроссвордов расширяет кругозор, развивает логическое мышление и память. При составлении кроссвордов дети стараются как можно оригинальнее и занимательнее сформулировать вопрос или найти формулировку в дополнительной литературе, что также стимулирует их к обращению к дополнительным источникам. Еще один интересный вид игровой деятельности – ребусы. Уникальность ребусов такова, что, несмотря на формализованные правила работы с ними, они применимы в любых классах и параллелях, чему способствует наглядность представления входящих в ребусы объектов, возможность в занимательной форме формировать пространственное представление и мышление. Урок или часть урока могут быть построены в форме соревнования. У каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра - это важное средство повышения интереса учеников к предмету, получения навыков работы в малых группах, а также один из способов формирования чувства ответственности за свои поступки. Активность учащихся при такой подаче материала проявляется ярко, носит длительный характер и «заставляет их быть активными».  

Директор МОБУ СОШ № 1 с. Буздяк ___________________ /___Г.Р. Салахова__/

Наши рекомендации