История становления и развития дошкольной педагогики
Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Бордович, Реан)
Дошкольная педагогика
– особая область педагогики о воспитании и обучении ребёнка от рождения до его поступления в школу.
- отрасль педагогики, объектом которой является процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста
предметом– закономерности данного процесса, формы, методы и средства его осуществления.
Ключевые направления дошкольной педагогики:
- пренатальная педагогика (от зачатия до рождения)
- педагогика раннего возраста (от рождения до 3-х лет)
- дошкольная педагогика (от 3-х лет до поступления в школу)
Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики:
- философские основы (учитываются общие принципы диалектики – науки о наиболее общих законах развития материи, сознания и общества))
- естественно – научные основы (учение Сеченова и Павлова о высшей нервной деятельности. Их учение о диалектической взаимосвязи организма и внешней среды, всех органов и систем организма, единстве психического и физического развития является физиологическим обоснованием организации педагогического процесса в ДОУ)
- психологические основы (культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского, разработанная им возрастная периодизация, понятие о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития», теория развивающего обучения; учение А.Н.Леонтьева о деятельности как условии и средстве развития психики ребёнка; теория «амплификации» детского развития А.В.Запорожца; психология детской игры и периодизация психического развития Д.Б.Эльконина)
Выготский, Леонтьев – деятельность, Эльконин – психология детской игры)
- историко – педагогические основы (народная педагогика, прогрессивные идеи философов, педагогов разных эпох)
Источники развития:
- данные смежных наук
- исследовательские методы (наблюдение, эксперимент и вспомогательные)
Функции дошкольной педагогики:
- описательная (накопление педагогических фактов и явлений, их классификация)
- объяснительная (раскрытие сущности педагогических явлений, т.е. их происхождения, структуры, закономерностей)
- проективно – конструктивная (разработка конкретных технологий педагогической деятельности, проектов, программ, методов педагогического взаимодействия в образовательном процессе)
- прогностическая (прогнозирование развития педагогических систем на основе познания закономерностей воспитания и обучения)
- мировоззренческая (активное формирование педагогического сознания в обществе)
Задачи современной дошкольной педагогики как науки:
Постоянные | Временные |
1.Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста; 2.Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; 3.Внедрение результатов исследования в практику; 4. Разработка новых моделей образовательного процесса ДОО; 5. Прогнозирование дошкольного образования. | 1.Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций; 2.Разработка тестов, диагностических методик; 3. Внесение изменений в развивающую предметно – пространственную среду групповой комнаты; 4. Изучение эффективности деятельности служб дополнительного образования детей дошкольного возраста. |
Методология педагогики – это система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах рассмотрения педагогических явлений и методах их исследования, о путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования.
Методологические основы дошкольной педагогики:
- аксиологический подход (определение совокупности приобретённых ценностей в образовании, воспитании и саморазвития человека. Для дошкольников это ценности здоровья, культуры (коммуникативной, этнической, правовой), ценности познания, радости общения, игры, труда)
- культорологический подход (учёт условий места и времени, в которых родился и живёт человек, специфики его ближайшего окружения и исторического прошлого страны, города, региона, основных ценностей ориентации народа. Диалог культур – основа приобщения детей к традициям, обычаям, нормам и правилам общения своего места проживания)
- системный подход (педагогическая система ДОУ рассматривается как совокупность цели образования, субъектов педагогического процесса (воспитатели, дети, родители), содержания образования (система ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально - волевого отношения), методов и форм педагогического процесса, материальной базы (среств))
- деятельный подход(определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации потребностей ребёнка, осознание себя субъектом)
- личностный подход(развитие запросов, желаний, интересов, склонностей ребёнка. Предпочтение отдаётся гуманному, демократическому (помогающему) стилю воспитания)
- синергетический подход (рассмотрение каждого участника образовательного процесса (воспитатели, дети, родители) как субъектов саморазвивающейся системы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенстваванию)
Методологические подходы дошкольной педагогики определяют позицию педагога, его отношение к личности ребёнка, понимание собственной роли в воспитании и обучении детей.
Дошкольная педагогика связана с другими науками, то есть педагогическое знание носит междисциплинарный характер. Однако дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему понятий, теорий, которые следует знать педагогу ДОО.
Эмпирический этап развития педагогики | Зарождение первых педагогических воззрений | Демокрит |
Сократ | ||
Аристотель | ||
Развитие педагогической мысли в условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма | Иоан Златоуст | |
Патриарх Фотий | ||
Этап формирования педагогики как науки | Развитие взглядов и идей в эпоху Возраждения | Эразм Роттердамский |
Франсуа Рабле | ||
Становление и развитие дошкольной педагогики в эпоху Нового времени | Я.А.Коменский | |
Джон Локк | ||
И.Г.Пестолоцци | ||
Становление общественной системы дошкольного воспитания и образования под влиянием идей Просвещения | Жан – Жак Руссо | |
Ф.Фребель | ||
М.Монтессори | ||
Современный этап развития педагогики | Конец XIX – начало XX в. | Ушинский Д.К. |
Дж. Дьюи | ||
Е.И. Тихеева | ||
Развитие идей дошкольной педагогики в рамках системы дошкольного образования | Н.К.Крупская | |
А.С.Макаренко | ||
А.П.Усова | ||
Развитие дошкольной педагогики, конец XX - начало XXI в. | Комарова | |
Лыкова | ||
Вераксы | ||
Гербова | ||
Запорожец |
2. Педагогический процесс как целостное явление
Педагогический процесс как целостное явление – процесс, реализующий цели воспитания и образования в условиях воспитательного учреждения и направленный на взаимодействие воспитателя и воспитуемого.
Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение.
Т.е. это неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности.
В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса:
— обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных человечеством;
— воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах:
— оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели — подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе;
— воспитание всегда содержит в себе элементы обучения; а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающих характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели.
Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу
Целостность педагогического процесса обеспечивается:
Содержательно | Организационно |
Отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством, т.е. взаимосвязью следующих элементов: - знаний, в том числе о способах выполнении действий; - умений и навыков; - опыта творческой деятельности; - опыта эмоционально – ценностного и волевого отношения к окружающему миру. | Совокупность составляющих его частей: - специально организованной деятельности (делового взаимодействия воспитателя и воспитанников по реализации содержания образования); - совместной деятельности (на уровне личных отношений - неформальное общение); - самостоятельной деятельности (самовоспитание и самообразование). |
Воспитание и обучение влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведёт к её развитию. Педагогический процесс будет эффективен, если ребёнок сам проявляет заинтересованность и активность.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи социального опыта, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Построение педагогического процесса в ДОУ основывается на следующих принципах:
— учет возрастных возможностей детей, опора на интересы ребенка;
— решение воспитательных и образовательных задач в единстве;
— учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;
— осуществление взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;
— создание развивающей среды.
Структура (с латинского – строение) – расположение компонентов в системе. Структурными компонентами ПП являются: цель – содержание – деятельность педагога и учащихся – результат. Они взаимосвязаны между собой и образуют систему. Поэтому они получили следующие названия: целевой – содержательный – деятельностный – результативный.
Внешняя | Внутренняя |
Компоненты | |
Педагог – носитель цели, выступает как субъект и объект педагогического процесса. Объект – специалист с профессиональным образованием, который осознаёт себя ответственным за подрастающим поколением перед обществом; Субъект – личность, постоянно работает над собой во всех областях науки. | Целевой – включает в себя цели, которые определяют задачи, реализуемые в определённых условиях. |
Содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний. | |
Ребёнок: - как объект ПП – развиваемая и преобразуемая (в соответствии с педагогическими целями) индивидуальность; - как субъект ПП – развивающаяся личность, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей и интересов | Деятельный – характеризует формы, способы, средства организации и осуществления взаимодействия педагога и детей, направленного на реализацию целей и задач освоения содержания педагогического процесса. |
Результативный – достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса (обеспечивает управление качеством образовательной деятельности). | |
Целенаправленно организованная среда и деятельность | Ресурсный – отражает условия протекания педагогического процесса (нормативно – правовое, информационно – методическое, кадровое и др.). |
Этапы ПП:
Этапы– последовательность развития ПП. Выделяют 3 этапа:
На первом подготовительном этапепедагогического процесса определяются цель, конкретных задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и прогнозирования результата.
План реализуется на втором, основном этапе педагогического процесса. На этом этапе осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет обнаружить отклонения, ошибки и тут же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительный результатов и образования недостатков.
· Контрольно-регулятивный – включает в себя сочетание самоконтроля и контроля со стороны преподавателя;
· Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учетом оценки других и определение дальнейшего уровня своей учебной деятельности учащимися и педагогической деятельности преподавателем.
Функции педагогического процесса:
1 Познавательная - усвоение знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности.
2 Развивающая - совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности.
3 Обучающая– овладение знаниями, умениями и навыками, развитие творческих способностей и нравственно – эстетических взглядов.
4 Воспитательная – освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе; подготовка детей дошкольного возраста к жизни и обучению в школе.
5 Прогностическая – предварительная оценка результативности в имеющихся конкретных условиях.
6 Диагностическая – выявление полученных ранее знаний, условий и обстоятельств, в которых будет протекать ПП (информация о реальных возможностях педагогов и учеников).
7 Компенсаторная – способствует достижения цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучающегося.
3. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста
п. 2.7 ФГОС дошкольного образования
В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год)
- непосредственное эмоциональное общение со взрослым
- манипулирование с предметами и познавательно – исследовательские действия
- восприятие музыки, детских песен и стихов
- двигательная активность и тактильно – двигательные игры
В раннем возрасте (1 -3 лет)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.)
- общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (ложка, совок, лопатка и др.)
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов
- рассматривание картинок, двигательная активность
Для детей дошкольного возраста (3-8 лет)
- игровая (включая сюжетно – ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно – исследовательская (исследование объёктов окружающего мира и экспериментирование с ним)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- конструирование (из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал)
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательные формы активности ребёнка (овладение основными движениями)