Возрастные особенности морфофункционального развития детей дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время активно разрабатывается проблема сохранения и укрепления физического здоровья населения Республики Беларусь, исследуется роль факторов здорового образа жизни, воздействий внешней среды, морфофункциональных генетически закрепленных свойств организма, его конституции. При комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют определённые критерии и факторы. К числу критериев относятся:

- наличие или отсутствие хронических заболеваний;

- уровень функционального состояния основных систем организма;

- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

- уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.

Для оценки состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста одним из важнейших показателей является их физическое развитие, так как в этот период организм находится в процессе непрерывного роста и развития.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития. Скорость роста и созревание различных органов и систем в основном запрограммированы наследственными механизмами.

Неблагоприятные факторы, особенно в раннем возрасте, могут нарушить последовательность этого процесса [1, 7, 9, 21].

Изучению нормального физического развития и его отклонений посвящено много работ, начиная с 70-80-х годов XX века [2, 19, 20] до настоящего времени [3, 18]. Несмотря на многолетние исследования, прово-димые в этой области, проблема изучения изменчивости организма человека в зависимости от воздействия факторов окружающей среды и на сегодняшний день остается актуальной. Физическое развитие, как один из показателей здоровья, может изменяться под действием различных факторов и заболеваний. При эндокринных нарушениях наблюдается неравномерность физического развития, гигантизм, карликовый рост. У детей, страдающих хроническими заболеваниями (такими как рахит, туберкулёз, дизентерия, гипотрофия), часто и длительно болеющих, замедляется рост, снижается прибавка веса, ослабляется тонус мышц, нарушается осанка, развивается плоскостопие. При этом течение и исход болезни во многом определяется состоянием организма, его физическим развитием.

Физическое развитие здорового ребенка в течение жизни закономерно изменяется и должно укладываться в определенные возрастные нормы. Чтобы получить эти нормы, обследуют большие однородные (по возрасту, полу, национальности и т. п.) детские коллективы. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физического развития возрастно-половой группы. Для каждой области выводятся свои стандарты, исходя из условий жизни в разных климатических поясах, в городах и сельской местности, этнографических различий. Разработка таких стандартов физического развития детей имеет большое значение для медицины и педагогики [7, 22].

Период раннего и дошкольного возраста является важным периодом развития и формирования костно-мышечной системы, созревания основных психомоторных функций ребенка [4, 6, 9, 10, 14, 17, 21]. Кроме того, это сложный период социализации детей, когда они попадают в определенные группы детского сада и начинают общаться со сверстниками. В связи с этим, сложные процессы адаптации к новым условиям могут накладывать определенный отпечаток на скорость и глубину процесса физического развития ребенка.

Цель курсовой работы - изучение и характеристика параметров морфофункционального состояния детей дошкольного возраста (мальчиков и девочек).

Задачи:

1. Изучить учебно-методическую и научную литературу по теме курсовой работы.

2. Определить возрастные особенности тотальных размеров тела у мальчиков и девочек в возрасте 3-6 лет.

3. Исследовать возрастные особенности количественных и качественных параметров состояния стопы у мальчиков и девочек в возрасте 3-6 лет.

4. Выявить динамику тотальных размеров тела у мальчиков и девочек 3-6 лет.

5. Изучить динамику количественных и качественных параметров стопы у мальчиков и девочек 3-6 лет.

Теоретическая и практическая значимость работы. Данные, полученные в результате исследования, позволяют выявить темпы развития современных детей дошкольного возраста, родившихся и проживающих в г. Каменце Брестской области, оценить их соматический статус в сравнении с имеющимися литературными данными, расширить и дополнить знания в области возрастной морфологии и физиологии о росте и развитии детей в изученном возрастном интервале.

Практическая ценность работы. Результаты интересны специалистам по физической реабилитации, медицинским работникам, руководителям физического воспитания, педагогам и воспитателям, обеспечивающим различные направления работы с детьми этого возраста. Кроме того, они могут быть интересны управленческим работникам сфер медицины, образования, физической культуры и спорта.

Значение работы определяется также возможностью использования полученных результатов в прогностическом плане, полученные материалы могут служить исходными для сравнения с ними результатов дальнейших аналогичных исследований.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Возрастные особенности морфофункционального развития детей дошкольного возраста

Периодизация детского возраста

Характерными особенностями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависимости от изменений, происходящих в организме ребёнка, различают следующие этапы его развития:

· внутриутробный – от момента зачатия до рождения ребёнка (продолжается 38-40 недель);

· внеутробный (постнатальный), в котором выделяют следующие возрастные периоды:

- период новорожденности – от момента перевязки пуповины по 28-ой день жизни;

- период грудного возраста от 29-го дня жизни ребенка до 1 года;

- период раннего детского возраста (преддошкольный) от 1 года до 3 лет;

- период дошкольного возраста или 1-ый период детства – от 3 до 6-7 лет;

- период младшего школьного возраста или 2-ой период детства – от 6-7 до 11 лет;

- период старшего школьного возраста – от 12 до 17-18 лет.

При характеристике каждого возрастного периода детства оцениваются:

- законы роста и развития;

- морфофункциональное состояние органов и систем;

- особенности центральной нервной системы (ЦНС), нервно-психическое развитие;

- ведущие линии развития;

- особенности эндокринной системы;

- иммунологические и другие особенности.

Таким образом, выделение отдельных возрастных периодов способствует дифференцированному подходу к ребёнку [3, 13, 14, 21, 22].

Морфофункциональные особенности развития детей раннего и дошкольного периодов

Наибольшая активность процессов роста и увеличения массы тела приходиться на ранний возраст. Увеличение роста и массы тела происходит неравномерно: преимущественное увеличение массы ребёнка преобладает в 1-4 года и в 8-10 лет, роста – в 5-7 лет и в 11-15 лет. Общее увеличение длины тела в раннем и дошкольном возрасте происходит в основном за счет роста ног. Девочки растут и развиваются несколько быстрее, чем мальчики …и т.д.

Верхушечная точка - наиболее высокая точка при стандартном положении головы. Исследователь стоит справа от обследуемого, держа антропометр в правой руке, и устанавливает его строго вертикально в срединной вертикальной плоскости; линейку направляет на верхушечную точку и фиксирует её левой рукой (линейка должна плотно касаться темени) (рис. 1.5). При высокой причёске волосы следует предварительно расправить [11].

Рост детей измеряют ростомером: до 1,5 года горизонтальным, с 1,5 года – вертикальным с откидным табуретом. На вертикальной доске росто-мера нанесены две шкалы: одна - для измерения роста стоя, другая - для измерения длины корпуса (рост сидя) [9, 21].

Возрастные особенности морфофункционального развития детей дошкольного возраста - student2.ru

Рисунок 1.5 - Измерение роста в положении стоя и сидя

Измерение диаметров тела

Измерения проводят в основном большим толстотным циркулем или верхней штангой антропометра, и лишь при измерении диаметров конечностей пользуются малым толстотным или скользящим циркулем. Антропометрические точки прощупывают пальцами. Нажим ножек циркуля должен быть во всех случаях одинаковым. Мягкие ткани при этом слегка сжимаются.

Измерение обхватов

Измерение проводится в стандартном положении испытуемого, в горизонтальной плоскости. Стоящий перед пациентом врач накладывает полотняную сантиметровую ленту так, чтобы нулевое деление ленты нахо-дилось спереди и в поле зрения, а другой конец её - над нулевым концом, и отмечает деление, приходящееся против последнего. Лента должна прилегать плотно к измеряемой части тела, но без вдавливания в кожу (рис. 1.6).

Наши рекомендации